ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе

Изучение художественных произведений в школьном курсе литературы может быть значительно интереснее с помощью информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий. В статье рассматриваются методы их применения, включая использование компьютерных технологий, видео-носителей и интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tehnologii.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Изучение художественных произведений в школьном курсе литературы может быть значительно интереснее с помощью информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий. В статье рассматриваются методы их применения, включая использование компьютерных технологий, видео-носителей и интернет-ресурсов.

Ключевые слова

Компьютерные технологии, видеоносители, интернет-ресурсы, преподавание литературы в школе.

С изобретением компьютера и появлением всемирной паутины жизнь человека кардинально изменилась. Изменения произошли и в сфере образования. Большинство учебных занятий в современной школе проводятся с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии часто являются неотъемлемой частью школьных уроков, поскольку позволяют оживить класс, вызвать заинтересованность в предметах.

Использование информационных технологий на уроках литературы повышают практические навыки, позволяют более эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуальное обучение, повысить интерес к урокам литературы, активизировать познавательную деятельность учащихся и их творческие способности.

В рамках модернизации российского образования изменяется не только содержание учебных предметов, но и методы их преподавания, расширяется арсенал методических приемов учителей и активизируется работа учащихся в процессе занятий.

В условиях быстро меняющегося мира на уроках литературы необходимо использовать информационные технологии в качестве дополнительного источника информации. Это поможет повысить интерес к процессу обучения, эффективность обучения, достичь индивидуализации обучения, гарантировать объективную оценку результатов и повысить степень самостоятельности.

Применение видео-носителей на уроках литературы.

Использование видео-носителей на уроках литературы является необходимым для уменьшения утомляемости учащихся. Они позволяют наглядно и образно изложить материал, что значительно облегчает его восприятие и запоминание. Одно из важнейших преимуществ видео-носителей –их скорость, гибкость и возможность многократного использования, а также применение стоп-кадра. При просмотре создается эффект присутствия, что подчеркивает подлинность фактов и исторических событий, вызывая интерес к литературе как предмету обучения.

Для эффективной реализации поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач преподавателю необходимо учитывать общие дидактические требования к видеоматериалам, такие как высокий эстетический уровень, эмоциональное воздействие, познавательная значимость, достоверность, связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху.

Сначала учителю необходимо решить задачу накопления видеоматериалов, создавая свою видеотеку, где будут храниться научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. После этого необходимо продумать, какие видеоматериалы будут наиболее целесообразны для использования на уроке.

В настоящее время, благодаря широкому распространению Интернета, преподаватели имеют возможность легко найти большое количество материалов для использования в учебном процессе. Особенно популярными среди них являются общероссийские сайты, предоставляющие доступ к торрент-файлам, такие как: , , Для расширения видеотеки, преподаватель может привлечь учащихся, которые часто быстрее и легче ориентируются в Интернете. Важно, чтобы преподаватель внимательно просмотрел фильм перед киноуроком и выделил ключевые кадры, которые необходимо обсудить с учащимися.

Перед тем, как организовать киноурок, учитель должен провести подготовку. Важно определить название фильма и, возможно, дать краткое пояснение места и времени действий. Чтобы сделать урок более интерактивным и увлекательным, можно предложить учащимся задачи, например, высказать своё мнение о действующих лицах. Сам урок состоит из трёх этапов: вступительной беседы, просмотра кинофрагмента и проверки понимания.

Просмотр фильма не должен быть просто развлечением, а должен быть частью целенаправленного образовательного процесса, который соответствует требованиям методики преподавания литературы.

Компьютерные программные технологии

Современный образовательный процесс предполагает развитие творческих навыков обучающихся. Такое требование предполагает необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно сформированной ими в виде творческого образовательного продукта. Решением этой задачи является развитие проектной технологий в изучении литературы.

Информационно-коммуникационные технологии (например, создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint) способны привнести в учебный процесс новый проблемный, творческий и исследовательский подход, а также повысить познавательный интерес к литературе. С помощью этой программы можно значительно обновить содержание предмета, развивать индивидуальное обучение и самостоятельность учащихся. Кроме того, программа PowerPoint имеет большой потенциал для создания наглядного представления о жизни и творчестве разных авторов.

Существует возможность для учителей создавать презентации самостоятельно или использовать уже готовые. В Интернете можно найти множество учебных презентаций на различные темы. Кроме того, сегодня популярно создание презентаций для представления учениками своих интеллектуальных продуктов, таких как домашние задания, рефераты, доклады и сообщения.

Возможности использования преподавателями Интернет-ресурсов для подготовки к занятиям.

Одной из приоритетных технологий в преподавании литературы является исследовательская и проектная деятельность, которая предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда доступна в библиотеках. Благодаря информационным технологиям, таким как глобальная сеть Интернет и электронные учебные пособия, возможно хранение и обмен информацией, что позволяет решать множество задач. Например, уроки могут быть более информативными, а содержание учебников может быть дополнено и расширено.

Благодаря Интернету, вы можете получить доступ к самой свежей информации, не выходя из дома и не посещая библиотек. Огромное количество платных и бесплатных баз данных и информации доступны в сети. Кроме того, Интернет предлагает множество заочных курсов, возможность участвовать в обсуждениях и найти информацию почти на любую тему.

Например, можно воспользоваться следующим сайтом: Литература, Издательский дом «Первое сентября» , на страницах которого предлагаются уже готовые интересные материалы. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса. Первый – это электронная версия одноименной газеты. Второй – это сайт для учителей под названием «Я иду на урок литературы» – На этом сайте можно найти материалы для занятий, обмен знаниями, материалы для подготовки к экзаменам, тесты, творческие работы учащихся, исторические сведения, а также информацию о конкурсах лучших методических разработок. Это далеко не полный список доступной информации.

С помощью базы данных в интернете преподаватель может выбрать текстовое содержание, документы и различные виды наглядности для использования в учебном процессе. Использование современных информационных технологий позволяет использовать нетрадиционные источники информации, повышать эффективность и самостоятельность работы, а также создавать новые возможности для творческой деятельности и развития профессиональных навыков. Это гарантирует рост успеваемости, повышение прочности знаний и заинтересованность учеников в предмете литературы.

Для педагога, который владеет современными технологиями и обладает технологической культурой, важно проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения. Он должен уметь модифицировать свою профессиональную деятельность и разрабатывать свою собственную педагогическую технологию.

Список использованной литературы

  1. Аствацатуров Г.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие) – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – С.176.
  2. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. – №1.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2007.
  4. Иванова У.О. Теория обучения в информационном обществе – М.: Просвещение, 2011. – С. 190.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Статья  " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.

В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...

Информационные технологии в преподавании литературы

Статья содержит материал, который послужит инструментом активизации познавательного интереса учеников еа уроках литературы...

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе

В работе рассмотрены информационные технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы....

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...