Информационные технологии в преподавании литературы
методическая разработка по литературе

Халбанова Эльвира Михайловна

Статья содержит материал, который послужит инструментом активизации познавательного интереса учеников еа уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халбанова Эльвира Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Информационные технологии в преподавании литературы

Компьютерные (новые информационные технологии) превращают обучение в увлекательный процесс с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков  учащихся. В своей работе я использую в основном программу MicrosoftPowerPoint. Причин этому несколько. Во-первых, это наиболее доступная для учащихся программа. Во-вторых, пособия по изучению MicrosoftOffice ориентированы, как правило, на начинающего или среднестатистического пользователя без учета его профессиональных и возрастных особенностей. И в-третьих, создавая презентацию о жизни и творчестве писателя, ученику необходимо сначала ознакомиться с его биографией. Не выбрав путем прочтения нужный материал, ученик не подготовит сообщение, не сможет выполнить творческое задание. Поэтому надо изучить и верно оценить полученную информацию.

Я считаю, что создание презентаций – это не только возможность накопления богатых иллюстраций, но и трудоемкая работа над отбором языкового материала: презентация сопровождается публичным выступлением, которое помогает самоутверждению и рефлексии. Новые педагогические условия призваны активизировать в процессе обучения развитие таких личностных свойств и функций, как самостоятельность, креативность, целеполагание, самопознание, самосовершенствование и др. и способствовать самоопределению и самореализации личности. Таким образом, использование компьютерных технологии способствует формирования коммуникативных компетенций учащихся. Умение ориентироваться в потоке информации вырабатывает умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Школьники, используя ресурсы информационного пространства Интернет, овладевают навыками грамотной обработки информации, формируют ключевые компетенции и в итоге успешно социализируются.

Кроме того, применение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, сделать урок по-настоящему продуктивным, процесс учебы интересным; осуществляется дифференцированный подход к обучению, позволяющий объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Таким образом, для человека, живущего в современном мире, характерно визуальное восприятие информации. Использование в образовательном процессе информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но становится более привлекательным.

Презентации к научно-исследовательским работам по литературе включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения.

Варианты заданий для создания видеоролика могут быть разнообразными. Например, это может быть составление видеоряда к стихотворению (картинки и чтение учеником стихотворных строк);  составление видеоряда на темы «Литературный герой на картинах известных художников», «Биография писателя», запись исполнения собственных стихов, частушек, песен, сказок, былин.

Одним из занимательных для обучающихся вариантов задания является составление буктрейлера – небольшого видеоролика, снятого по книге для пробуждения интереса этого произведения.

В основу буктрейлера может быть положено любое произведение: книги – юбиляры, книги определенного жанра (фантастика, приключение, детективы), изучаемые на уроках внеклассного чтения, книги написанные одним автором и т.д. Пожалуй самая сложная часть работы – это написание сюжета видеоролика. Для этого надо выделить в книге моменты (интригующие, захватывающие, самые интересные), которые могут быть положены в сюжет. Подобрать название, соответствующее теме ролика, написать реплики для героев, если вы снимаете видео, или комментарии, которые будут предварять ваши картинки. При составлении буктрейлера надо помнить , чтобы удержать внимание смотрящего, ролик не должен превышать 3 – 5 минут.

 Для создания буктрейлера учащиеся используют  не только свои отснятые материалы (фото и видео), но и найденные в интернете на любом из серверов: Google, Yandex, Mail, YouTube При этом важно не забывать о качестве ресурса. Также необходимо помнить и приучить школьников: при использовании чужих наработок указывать авторов в своих работах и ссылки на интернет - ресурсы.

При записывании голосовых комментариев используем микрофон и программу «Звукозапись», которая ставиться автоматически при  установке ПО Windows. Набранный материал собирается воедино с помощью следующих программ: «MovieMaker» ( WindowsXP) или «Киностудия WindowsLaive» (Windows 7), MicrosoftPowerPoint . Программы почти идентичны с различием интерфейса. С ними легко работать. Данные программы загружают и обрабатывают видефайлы с цифровой видеокамеры, создают из изображений слайд – шоу, добавляют к видео заготовки, титры, звук, вырезают необходимые фрагменты и склеивают их, создавая при этом эффектные переходы фрагментов.

Созданные буктрейлеры  показываются на различных мероприятиях: литературные гостиные, школьные вечера, образовательные события, фестивали. В нашем районе проводятся различные конкурсы в формате буктрейлеров. Например, районные конкурсы буктрейлеров:

  • «Читаем до Победы», посвященный 70 – летию Победы в ВОВ, проводимый центральной районной библиотекой при поддержке администрации района. Информационная поддержка на сайте – Сайт Иволгинская межпоселенческая центральная библиотека - http://ivcbs.ru
  • «Почитай! Не пожалеешь!», в рамках месячника школьных библиотек. Информационная поддержка на сайте - Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный порталРодное село- http://selorodnoe.ru/today/show/id3692446/

В Интернете периодически проходят конкурсы буктрейлеров, где принимаются работы то всех желающих.

При организации работы обучающихся над созданием буктрейлера необходимо учитывать некоторые аспекты.

Ученики должны знать точные требования к создаваемому продукту. Как правило, это обговаривается на этапе постановки задачи.

Требования к созданию буктрейлера:

  • Видеоролик должен быть захватывающим. Чтобы посмотрев его, захотелось прочитать книгу;
  • Должна быть логически завершенная сюжетная линия. Интригующая концовка;
  • На протяжении всего видеоролика должен быть соблюден единый жанр;
  • Интересные, понятные записи к картинкам, диалоги а кадре, написаны литературным языком;
  • Качественная запись звука и подборка видео, картинок в хорошем разрешении;
  • Название пишется в начале ролика, титры (кто работал над созданием) – на последнем слайде.

После выполнения творческого задания всегда возникает вопрос об оценивании работ обучающихся. Я использую вариант критериального оценивания. Критерии разрабатываю сама и раздаю ученикам перед началом работы для того, чтобы они могли в процессе создания контролировать себя. Лист самооценки ученика может выглядеть таким образом:

Содержание работы

индикаторы

0 б

Что мы делали?

Спланировали работу над буктрейлером,  учитывая сроки выполнения.

Создали сюжет, выбрав наиболее интересные (захватывающие, необычные) факты из книги

Придумали название, которое отражает особенности сюжета или произведения.

Придумали вывод, настраивающий на прочтение данного произведения

Использовали при создании буктрейлера дополнительные материалы, найденные в Интернете (видеоролики, материал из энциклопедии и критических статей по книге).

Подготовили представление своей работы перед просмотром

Как мы работали?

Мы внимательно читали лист самооценки, чтобы спланировать свою работу и создать ролик, соответствующий всем критериям.

Мы распределили поручения, но помогали друг другу.

Каждый представитель группы внес вклад в работу по созданию буктрейлера.

Во время обсуждения вели конструктивный диалог, аргументируя свои позиции.

Во время обсуждения прислушивались к мнению собеседника, не перебивали его.

Качество работы

Подобрали  в Интернете картинки и видео хорошего качества, дав в буктрейлере ссылки на взятые ресурсы.

Отсняли видео хорошего качества: понятный звук в кадре, четкое изображение на экране.

Грамотно, единообразно составили и оформили записи в буктрейлере.

На последнем слайде написали фамилии и имена тех, кто делал буктрейлер.

После завершения работы, в листе самооценки обучающиеся заполняют графы «Индикаторы»: если все делали самостоятельно, не получили никаких замечаний за свою работу. То получают 2 балла, если не всегда все получалось качественно – 1 балл, если работа не сделана или не выполнялись отдельные критерии – 0 балов. Затем набранные баллы суммируются и выставляться оценка. (соотношение набранных баллов и оценки учитель обговаривает с учениками предварительно.) как показывает рефлексия. Проведенная после обсуждения очередных буктрейлерров по книгам, данным для внеклассного чтения, 40 % учеников заинтересовались произведением, 20 % - пересмотрели свой взгляд на проблематику, а 30 %  - понравился сам процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Статья  " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.

В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе

В работе рассмотрены информационные технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы....

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение художественных произведений в школьном курсе литературы может быть значительно интереснее с помощью информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий. В статье рассматриваются мето...