Информационные технологии в преподавании литературы
методическая разработка по литературе
Статья содержит материал, который послужит инструментом активизации познавательного интереса учеников еа уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tehnologii_v_prepodavanii_literatury._halbanova_em.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Халбанова Эльвира Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Информационные технологии в преподавании литературы
Компьютерные (новые информационные технологии) превращают обучение в увлекательный процесс с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. В своей работе я использую в основном программу MicrosoftPowerPoint. Причин этому несколько. Во-первых, это наиболее доступная для учащихся программа. Во-вторых, пособия по изучению MicrosoftOffice ориентированы, как правило, на начинающего или среднестатистического пользователя без учета его профессиональных и возрастных особенностей. И в-третьих, создавая презентацию о жизни и творчестве писателя, ученику необходимо сначала ознакомиться с его биографией. Не выбрав путем прочтения нужный материал, ученик не подготовит сообщение, не сможет выполнить творческое задание. Поэтому надо изучить и верно оценить полученную информацию.
Я считаю, что создание презентаций – это не только возможность накопления богатых иллюстраций, но и трудоемкая работа над отбором языкового материала: презентация сопровождается публичным выступлением, которое помогает самоутверждению и рефлексии. Новые педагогические условия призваны активизировать в процессе обучения развитие таких личностных свойств и функций, как самостоятельность, креативность, целеполагание, самопознание, самосовершенствование и др. и способствовать самоопределению и самореализации личности. Таким образом, использование компьютерных технологии способствует формирования коммуникативных компетенций учащихся. Умение ориентироваться в потоке информации вырабатывает умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Школьники, используя ресурсы информационного пространства Интернет, овладевают навыками грамотной обработки информации, формируют ключевые компетенции и в итоге успешно социализируются.
Кроме того, применение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, сделать урок по-настоящему продуктивным, процесс учебы интересным; осуществляется дифференцированный подход к обучению, позволяющий объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Таким образом, для человека, живущего в современном мире, характерно визуальное восприятие информации. Использование в образовательном процессе информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но становится более привлекательным.
Презентации к научно-исследовательским работам по литературе включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения.
Варианты заданий для создания видеоролика могут быть разнообразными. Например, это может быть составление видеоряда к стихотворению (картинки и чтение учеником стихотворных строк); составление видеоряда на темы «Литературный герой на картинах известных художников», «Биография писателя», запись исполнения собственных стихов, частушек, песен, сказок, былин.
Одним из занимательных для обучающихся вариантов задания является составление буктрейлера – небольшого видеоролика, снятого по книге для пробуждения интереса этого произведения.
В основу буктрейлера может быть положено любое произведение: книги – юбиляры, книги определенного жанра (фантастика, приключение, детективы), изучаемые на уроках внеклассного чтения, книги написанные одним автором и т.д. Пожалуй самая сложная часть работы – это написание сюжета видеоролика. Для этого надо выделить в книге моменты (интригующие, захватывающие, самые интересные), которые могут быть положены в сюжет. Подобрать название, соответствующее теме ролика, написать реплики для героев, если вы снимаете видео, или комментарии, которые будут предварять ваши картинки. При составлении буктрейлера надо помнить , чтобы удержать внимание смотрящего, ролик не должен превышать 3 – 5 минут.
Для создания буктрейлера учащиеся используют не только свои отснятые материалы (фото и видео), но и найденные в интернете на любом из серверов: Google, Yandex, Mail, YouTube При этом важно не забывать о качестве ресурса. Также необходимо помнить и приучить школьников: при использовании чужих наработок указывать авторов в своих работах и ссылки на интернет - ресурсы.
При записывании голосовых комментариев используем микрофон и программу «Звукозапись», которая ставиться автоматически при установке ПО Windows. Набранный материал собирается воедино с помощью следующих программ: «MovieMaker» ( WindowsXP) или «Киностудия WindowsLaive» (Windows 7), MicrosoftPowerPoint . Программы почти идентичны с различием интерфейса. С ними легко работать. Данные программы загружают и обрабатывают видефайлы с цифровой видеокамеры, создают из изображений слайд – шоу, добавляют к видео заготовки, титры, звук, вырезают необходимые фрагменты и склеивают их, создавая при этом эффектные переходы фрагментов.
Созданные буктрейлеры показываются на различных мероприятиях: литературные гостиные, школьные вечера, образовательные события, фестивали. В нашем районе проводятся различные конкурсы в формате буктрейлеров. Например, районные конкурсы буктрейлеров:
- «Читаем до Победы», посвященный 70 – летию Победы в ВОВ, проводимый центральной районной библиотекой при поддержке администрации района. Информационная поддержка на сайте – Сайт Иволгинская межпоселенческая центральная библиотека - http://ivcbs.ru
- «Почитай! Не пожалеешь!», в рамках месячника школьных библиотек. Информационная поддержка на сайте - Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный порталРодное село- http://selorodnoe.ru/today/show/id3692446/
В Интернете периодически проходят конкурсы буктрейлеров, где принимаются работы то всех желающих.
При организации работы обучающихся над созданием буктрейлера необходимо учитывать некоторые аспекты.
Ученики должны знать точные требования к создаваемому продукту. Как правило, это обговаривается на этапе постановки задачи.
Требования к созданию буктрейлера:
- Видеоролик должен быть захватывающим. Чтобы посмотрев его, захотелось прочитать книгу;
- Должна быть логически завершенная сюжетная линия. Интригующая концовка;
- На протяжении всего видеоролика должен быть соблюден единый жанр;
- Интересные, понятные записи к картинкам, диалоги а кадре, написаны литературным языком;
- Качественная запись звука и подборка видео, картинок в хорошем разрешении;
- Название пишется в начале ролика, титры (кто работал над созданием) – на последнем слайде.
После выполнения творческого задания всегда возникает вопрос об оценивании работ обучающихся. Я использую вариант критериального оценивания. Критерии разрабатываю сама и раздаю ученикам перед началом работы для того, чтобы они могли в процессе создания контролировать себя. Лист самооценки ученика может выглядеть таким образом:
Содержание работы | индикаторы | ||
2б | 1б | 0 б | |
Что мы делали? | |||
Спланировали работу над буктрейлером, учитывая сроки выполнения. | |||
Создали сюжет, выбрав наиболее интересные (захватывающие, необычные) факты из книги | |||
Придумали название, которое отражает особенности сюжета или произведения. | |||
Придумали вывод, настраивающий на прочтение данного произведения | |||
Использовали при создании буктрейлера дополнительные материалы, найденные в Интернете (видеоролики, материал из энциклопедии и критических статей по книге). | |||
Подготовили представление своей работы перед просмотром | |||
Как мы работали? | |||
Мы внимательно читали лист самооценки, чтобы спланировать свою работу и создать ролик, соответствующий всем критериям. | |||
Мы распределили поручения, но помогали друг другу. | |||
Каждый представитель группы внес вклад в работу по созданию буктрейлера. | |||
Во время обсуждения вели конструктивный диалог, аргументируя свои позиции. | |||
Во время обсуждения прислушивались к мнению собеседника, не перебивали его. | |||
Качество работы | |||
Подобрали в Интернете картинки и видео хорошего качества, дав в буктрейлере ссылки на взятые ресурсы. | |||
Отсняли видео хорошего качества: понятный звук в кадре, четкое изображение на экране. | |||
Грамотно, единообразно составили и оформили записи в буктрейлере. | |||
На последнем слайде написали фамилии и имена тех, кто делал буктрейлер. |
После завершения работы, в листе самооценки обучающиеся заполняют графы «Индикаторы»: если все делали самостоятельно, не получили никаких замечаний за свою работу. То получают 2 балла, если не всегда все получалось качественно – 1 балл, если работа не сделана или не выполнялись отдельные критерии – 0 балов. Затем набранные баллы суммируются и выставляться оценка. (соотношение набранных баллов и оценки учитель обговаривает с учениками предварительно.) как показывает рефлексия. Проведенная после обсуждения очередных буктрейлерров по книгам, данным для внеклассного чтения, 40 % учеников заинтересовались произведением, 20 % - пересмотрели свой взгляд на проблематику, а 30 % - понравился сам процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Использование современных информационных технологий в преподавании технологии
Статья " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...
Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...
Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе
В работе рассмотрены информационные технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы....
Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение художественных произведений в школьном курсе литературы может быть значительно интереснее с помощью информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий. В статье рассматриваются мето...