Рабочая программа и ТП по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 16»
Основная образовательная программа основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков ЛИТЕРАТУРЫ предполагает следующее:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания уроков для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу школы, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА» на уровне основного общего образования».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Срок освоения рабочей программы: 5-9 классы, 5 лет
Количество часов в учебном плане на изучение предмета (34 учебные недели)
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 класс | 3 | 102 |
6 класс | 3 | 102 |
7 класс | 2 | 68 |
8 класс | 2 | 68 |
9 класс | 3 | 102 |
Всего | 442 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Древнерусская литература.
«Слово о полку Игореве».
Литература XVIII века.
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).
Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Литература первой половины XIX века.
В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое», «Море» и др.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).
А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени».
Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».
Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.
Зарубежная литература.
Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).
И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).
Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- участниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:
- анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;
- овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
- рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
- выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;
- сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
- сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
1 | Введение в курс литературы 9 класса | 1 | Урок «Художественная литература как искусство слова» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3076/start/ |
2 | «Слово о полку Игореве». Литература Древней Руси. История открытия "Слова о полку Игореве" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3f6d4 Урок «"Слово о полку Игореве". История находки. Исторический комментарий» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1651220?menuReferrer=catalogue |
3 | "Слово о полку Игореве". Центральные образы, образ автора в "Слове о полку Игореве" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3f7e2 |
4 | Поэтика "Слова о полку Игореве". Идейно-художественное значение «Слова о полку Игореве» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3f8f0 |
5 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по "Слову о полку Игореве" | 1 | Урок «Слово о полку Игореве» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3077/start/ |
6 | М.В. Ломоносов. Основные этапы жизни и творчества. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды. Прославление в оде мира, Родины, науки | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3fb48 Урок «М. В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве…», «Ода на день восшествия…» Классицизм как литературное направление» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2148/start/ |
7 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения. Средства создания образа идеального монарха | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3fcba |
8 | Русская литература ХVIII века. Своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и сентиментализм как литературное направление | 1 | Урок «Русская литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9000443?menuReferrer=catalogue |
9 | Г. Р. Державин. Стихотворения. два на выбор, например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др. Г. Р. Державин: жизнь и творчество. «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в его лирике | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3fddc Урок «Гавриил Романович Державин – поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2149/start/ |
10 | Г. Р. Державин. Стихотворения. «Властителям и судиям», «Памятник» и др. Г. Р. Державин. «Фелица». Философская проблематика произведений Г.Р. Державина, гражданский пафос его лирики | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3fef4 |
11 | Внеклассное чтение. "Мои любимые книги". Открытия летнего чтения | 1 | Урок «"Мы в ответе за тех, кого приручили"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/464089?menuReferrer=catalogue |
12 | Н.М. Карамзин. Основные этапы жизни и творчества. Повесть "Бедная Лиза". Сюжет и герои повести | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc40584 Н. Урок «М. Карамзин. «Бедная Лиза» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2150/start/ |
13 | Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Черты сентиментализма в повести | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc40692 |
14 | Основные черты русской литературы первой половины ХIХ века | 1 | Урок «Русская литература первой половины XIX века» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/209314?menuReferrer=catalogue |
15 | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада "Светлана" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc40ae8 Урок «Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Очерк жизни и творчества. Баллада «Светлана» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2153/start/ |
16 | В.А. Жуковский. Понятие об элегии. "Невыразимое", "Море". Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc40bec Урок «Художественный мир В.А. Жуковского. Элегии и баллады В.А. Жуковского» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/33336?menuReferrer=catalogue |
17 | Особенности художественного языка и стиля в произведениях В.А. Жуковского | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc40f48 |
18 | А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4166e Урок «Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2156/start/ |
19 | А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Социальная и нравственная проблематика, своеобразие конфликта в пьесе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc417a4 |
20 | А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Система образов в пьесе. Общественный и личный конфликт в пьесе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc418d0 |
21 | А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Фамусовская Москва | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc41aec |
22 | А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Образ Чацкого | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc41c18 |
23 | А.С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума". Открытость финала пьесы, его нравственно-философское звучание | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc41fd8 |
24 | А.С. Грибоедов. Художественное своеобразие комедии "Горе от ума" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc41d6c |
25 | А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения | 1 | Урок «А. С. Грибоедов. "Горе от ума". "Век нынешний" и "век минувший" в комедии. Смысл названия» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7736135?menuReferrer=catalogue |
26 | "Горе от ума" в литературной критике | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc41ea2 Урок «Александр Сергеевич Грибоедов. Русская классическая литература в оценке русских критиков» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2157/start/ |
27 | Подготовка к домашнему сочинению по "Горе от ума" | 1 | Урок «Сюжет комедии А.С.Грибоедова " Горе от ума"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/475097?menuReferrer=catalogue |
28 | Поэзия пушкинской эпохи. К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору) Страницы жизни поэта. Основные темы лирики | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc44328 Урок «К.Н. Батюшков «Разлука» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2673/start/ |
29 | Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору) Своеобразие лирики поэта | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc44580 Урок «Стихотворение Е.А. Баратынского «Разуверение» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2155/start/ |
30 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство А.С. Пушкина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc421fe |
31 | А.С. Пушкин. Тематика и проблематика лицейской лирики | 1 | Урок «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Тема дружбы в творчестве поэта» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7470234?menuReferrer=catalogue |
32 | А.С. Пушкин. Основные темы лирики южного периода | 1 | Урок «А.С. Пушкин "На холмах Грузии..." Анализ Стихотворения» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1727818?menuReferrer=catalogue |
33 | А.С. Пушкин. Художественное своеобразие лирики южного периода | 1 | Урок «Любовная лирика Пушкина. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2672/start/ |
34 | А.С. Пушкин. Лирика Михайловского периода: «К морю», «Вакхическая песня». После ссылки: «Стансы» («В надежде славы и добра…») | 1 | Урок «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. Стихотворения "Анчар", "Туча", "Бесы", "К морю"» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2671/start/ |
35 | А. С. Пушкин. Любовная лирика: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «Мадонна» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc42618 |
36 | А.С. Пушкин. Своеобразие любовной лирики | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4273a |
37 | А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4285c А. Урок «А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2670/start/ |
38 | А. С. Пушкин. Стихотворения "Эхо", "Осень" и др. Тема поэта и поэзии | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4297e |
39 | Развитие речи. Анализ лирического произведения | 1 | Урок «Болдинская осень 1830-го года» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3057648?menuReferrer=catalogue |
40 | А. С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc42b9a Урок «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. Стихотворения "Анчар", "Туча", "Бесы", "К морю"» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2671/start/ |
41 | А.С. Пушкин. Тема жизни и смерти: «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «…Вновь я посетил…» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc42d3e Урок «Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Пора, мой друг, пора..."» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7536289?menuReferrer=catalogue |
42 | А.С. Пушкин. «Каменноостровский цикл»: «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc42e4c Урок «Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Из Пиндемонти" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7536419?menuReferrer=catalogue |
43 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по лирике А.С. Пушкина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc430ea |
44 | Развитие речи. Сочинение по лирике А.С. Пушкина | 1 | |
45 | А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Человек и история в поэме | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4336a |
46 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»: образ Евгения в поэме | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc434be |
47 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»: образ Петра I в поэме | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc43658 Урок «А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7453187?menuReferrer=catalogue |
48 | Итоговая контрольная работа по лирике и поэме "Медный всадник" А.С. Пушкина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc43770 |
49 | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» как новаторское произведение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4387e Урок «А. С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7472155?menuReferrer=catalogue |
50 | А.С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин". Главные мужские образы романа. Образ Евгения Онегина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc43982 |
51 | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Образ Татьяны Лариной | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc43a9a |
52 | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc43bb2 |
53 | Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос | 1 | Урок «Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". История создания. Замысел и композиция» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11382614?menuReferrer=catalogue |
54 | А. С. Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Роман "Евгений Онегин" в литературной критике | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc43e3c Урок «Александр Сергеевич Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Русская классическая литература в оценке русских критиков (В. Г. Белинский о Пушкине)» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2159/start/ |
55 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману "Евгений Онегин" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc43fcc |
56 | Развитие речи. Сочинение по роману "Евгений Онегин" | 1 | |
57 | Итоговый урок по роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc440e4 |
58 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Тематика и проблематика лирики поэта | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc449ea |
59 | М. Ю. Лермонтов. Тема назначения поэта и поэзии. Стихотворение "Смерть поэта" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc44bca Урок «Михаил Юрьевич Лермонтов. «Дума». «Смерть поэта», «И скучно, и грустно» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2668/start/ |
60 | М. Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике поэта | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc44d00 |
61 | М. Ю. Лермонтов. Тема любви в лирике поэта | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc44e0e |
62 | М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Стихотворения "Дума", "Родина" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45034 Урок «Михаил Юрьевич Лермонтов. «Дума». «Смерть поэта», «И скучно, и грустно» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2668/start/ |
63 | М. Ю. Лермонтов. Философский характер лирики поэта. "Выхожу один я на дорогу…" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4514c |
64 | Развитие речи. Анализ лирического произведения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45264 |
65 | Итоговый урок по лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45372 |
66 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Тема, идея, проблематика. Своеобразие сюжета и композиции | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc454f8 Урок «Михаил Юрьевич Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Роман «Герой нашего времени» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2161/start/ |
67 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4561a |
68 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Роль "Журнала Печорина" в раскрытии характера главного героя | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45a52 |
69 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Значение главы "Фаталист" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45b92 Урок «М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Глава "Фаталист"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8609101?menuReferrer=catalogue |
70 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Дружба в жизни Печорина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45ca0 |
71 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Любовь в жизни Печорина | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45dae |
72 | Роман "Герой нашего времени" в литературной критике | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45ed0 |
73 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману "Герой нашего времени" | 1 | Урок «М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Идейный замысел романа. Жанр и композиция» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11132861?menuReferrer=catalogue |
74 | Итоговая контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc45fe8 |
75 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения поэтов первой половины ХIХ века | 1 | Урок «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11132830?menuReferrer=catalogue |
76 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. История создания поэмы «Мёртвые души» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc46146 Урок «Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том)» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2162/start/ |
77 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образы помещиков | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc46254 |
78 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Система образов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4636c |
79 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образ города | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4648e |
80 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образ Чичикова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc465a6 |
81 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Образ России, народа и автора в поэме | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc466aa |
82 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: специфика жанра | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc467ae |
83 | Итоговый урок по "Мертвым душам" Н.В. Гоголя" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc46a7e |
84 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по "Мертвым душам | 1 | Урок «Н.В. Гоголь "Мертвые души" Урок-игра» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/411990?menuReferrer=catalogue |
85 | Итоговая контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" | 1 | Урок «Система образов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (обобщающий урок)» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/470238?menuReferrer=catalogue |
86 | Внеклассное чтение. В мире литературы первой половины ХIХ века | 1 | Урок «Русская литература первой половины XIX века. Обобщающий урок» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/470238?menuReferrer=catalogue |
87 | Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» А. И. Герцена | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc46b8c |
88 | Специфика отечественной прозы первой половины ХIХ века, ее значение для русской литературы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc46c9a |
89 | Внеклассное чтение. Писатели и поэты о Великой Отечественной войне | 1 | Урок «А.Т.Твардовский. Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2174/start/ |
90 | Данте Алигьери. Основные этапы жизни и творчества. «Божественная комедия». Особенности жанра и композиции комедии. Сюжет и персонажи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc46db2 |
91 | Данте Алигьери. «Божественная комедия». Образ поэта. Пороки человечества и наказание за них. Проблематика | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc46ed4 Урок «Данте. «Божественная комедия» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2180/start/ |
92 | У. Шекспир. Основные этапы жизни и творчества. История создания трагедии. Трагедия «Гамлет». Тема, идея, проблематика | 1 | Урок «У. Шекспир. «Гамлет» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2181/start/ |
93 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору). Своеобразие конфликта и композиции трагедии. Система образов. Образ главного героя | 1 | Урок «Уильям Шекспир "Гамлет"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/470238?menuReferrer=catalogue |
94 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Поиски смысла жизни, проблема выбора в трагедии. Тема любви в трагедии | 1 | Урок «У. Шекспир «Гамлет» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/470238?menuReferrer=catalogue |
95 | И.-В. Гёте. Основные этапы жизни и творчества. Жизнь и творчество. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Сюжет и проблематика трагедии. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4728a Урок «И. В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2182/start/ |
96 | И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Тема, главный герой в поисках смысла жизни. Фауст и Мефистофель. Идея произведения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47398 |
97 | Дж. Г. Байрон. Основные этапы жизни и творчества. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Тематика и проблематика лирики поэта. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc408c2 |
98 | Дж. Г. Байрон. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда». Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Байронический тип литературного героя | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc409d0 Урок «Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда». Разочарование и одиночество героя» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/470238?menuReferrer=catalogue |
99 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4749c |
100 | Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта. Тема, идея произведения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc475aa |
101 | Зарубежная проза первой половины XIX в. Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта. Сюжет, проблематика. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 |
102 | Зарубежная проза первой половины XIX в. Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта. Образ главного героя | 1 | Урок «В. Скотт. Слово о писателе. "Айвенго"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/470238?menuReferrer=catalogue |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс
Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....