Итоговая контрольная работа по литературе (8 класс)
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Ваврикова Наталья Геннадьевна

Итоговая контрольная работа по литературе состоит из двух частей. Первая часть - тест из 17 заданий по изученным произведениям с выбором одного правильного ответа. Вторая часть - определение изобразительно-выразительных средств в предложенных строках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_literature_8_klass.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе (8 класс)

1 вариант

ЧАСТЬ 1 (тест)

1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

А) Державин     Б) Фонвизин     В) Радищев     Г) Ломоносов

2. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

А) классицизм     Б) сентиментализм     В) романтизм     Г) реализм

3. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

  А) реализм     Б) сентиментализм     В) классицизм      Г) романтизм

4. Просветительские идеи в комедии «Недоросль» выражает:

А) Простакова     Б) Скотинин     В) Вральман     Г) Стародум

5. К какому литературному направлению относится повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

А) сентиментализму    Б) реализму    В) классицизму

6. Закончите предложение из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»:

«Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с…»

А) ландышами     Б) розами     В) маргаритками

7. Из какого стихотворения А.С. Пушкина эти строки:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал?

А) «К Чаадаеву»    Б) «На холмах Грузии…»   В) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 

Г) «Я вас любил...»

 

8. Какое самое главное напутствие дал отец сыну Петру Гриневу перед расставанием?

А) «Служи верно, кому присягнешь»      Б) «Слушайся начальников»

В) «Служи в армии, тяни лямку»             Г) «Береги платье снову, а честь смолоду»

9. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым

А) Савельич      Б) Петр Гринев     В) Алексей Швабрин     Г) капитан Миронов

10. Жанр произведения Гоголя «Ревизор»:

А) трагедия      Б) комедия      В) драма

11. Кому из героев «Бедных людей» принадлежит портретная характеристика:

«…был бедный, очень бедный молодой человек; здоровье его не позволяло ему ходить постоянно учиться, и его так, по привычке только, звали у нас студентом.

Жил он скромно, смирно, тихо, так что и не слышно бывало его из нашей комнаты. С виду он был такой странный; так неловко ходил, так неловко раскланивался, так чудно говорил, что я сначала без смеху на него и смотреть не могла. У него было много книг, и все такие дорогие, редкие книги. Он кое-где еще учил, получал кое-какую плату, так что чуть, бывало, у него заведутся деньги, так он тотчас идет себе книг покупать»:

А) Девушкин      Б) Быков      В) Ратазяев      Г) Покровский?

12. Тема рассказа «Бирюк»:

А) драматическая судьба лесника    Б) быт лесника    В) борьба между долгом и жалостью к человеку

13. Описание внешности «Сложен он был неуклюже, «сбитнем», как говорят у нас, но от него так и несло несокрушимым здоровьем, и – странное дело – его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации…» принадлежит:

А) Обалдую      Б) Моргачу      В) Дикому Барину      Г) Николаю Ивановичу.

14. Как герой рассказа «Дом с мезонином» оказался на даче Волчаниновых?

А) был хозяином     Б) пришёл по приглашению друга     В) нечаянно забрёл     Г) посоветовали соседи

15. Кем работала Лидия?

А) санитаркой в земской больнице     Б) «учительницей»     В) художницей     Г) вовсе не работала

16. «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?» – говорит в повести «Ася»

А) Гагин     Б) рассказчик     В) Ася     Г) Татьяна

17. Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»:

«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из
Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…».

Кому принадлежат эти слова?

А) Городничему    Б) Землянике    В) Хлестакову    Г) Осипу

ЧАСТЬ 2

Определите изобразительно-выразительные  средства

1. Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
   ПЕСОК – КАК ШЕЛК…

2. ПАРК ШЕПЧЕТ: «Вскоре я не буду…
   Но я ведь жил – была пора…»

3. И ПОЖАР НЕБЕС

    Ярким заревом

    Освещает мглу

    Непроглядную…

4. И ядрам пролетать мешала

    ГОРА КРОВАВЫХ ТЕЛ.

5. Неизвестно, кто придумал эту игру,

     но она всем ПРИШЛАСЬ ПО ВКУСУ.

6. А из глаз родимой матери

       Покатились СЛЁЗЫ ГОРЬКИЕ.

7. Уж из тех ли тёмных зарослей

     Выплывала, СЛОВНО ЗОРЕНЬКА,

     Белоснежная лебёдушка.

Итоговая контрольная работа по литературе (8 класс)

2 вариант

ЧАСТЬ 1 (тест)

1. Укажите название литературного направления второй половины 18 века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.

А) классицизм     Б) сентиментализм     В) романтизм     Г) реализм

2. Укажите литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.     А) классицизм     Б) сентиментализм     В) романтизм     Г) реализм

3. Чьему перу принадлежат следующие произведения: «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник».

А) Д.И. Фонвизину     Б) Г.Р. Державину     В) Н.М. Карамзину

4. Общественный смысл комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

А) критика дворянства и крепостничества     Б) идеализация крепостничества как класса

В) воспевание гимна природе

5. Образы госпожи Простаковой и Скотинина являются воплощением

А) добра и справедливости     Б) жестокости и невежества     В) лени и безволия

6. Какому литературному герою принадлежат слова: «Я природный дворянин; я присягал государыне-императрице…»     А) Швабрину      Б) Петру Гринёву      В) Ивану Кузьмичу

7. Из какого стихотворения А.С. Пушкина эти строки:

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может?

А) «К Чаадаеву»  Б) «На холмах Грузии…»    В) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»  

Г) «Я вас любил...»

8. Вставьте нужное слово:

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был _______________                        А) дом      Б) монастырь      В) храм

9. Хлестаковщина – это:

А) Стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на  самом деле             Б) стремление модно одеваться     В) погоня за чинами

10. Укажите участников разговора из романа «Бедные люди»: «Ну, как же, что, батюшка?» - сказал я ему. «Да вот так и так, дескать, благодетель вы мой, … явите милость господню, окажите помощь семейству несчастному; дети и жена, есть нечего; отцу-то, мне-то, говорит, каково! Я бы, говорит, вас, батюшка и благодетель мой, и утруждать бы не стал: знаю, что у вас самих неприятности были, знаю, что вы многого и не можете дать, но хоть что-нибудь взаймы одолжите…»  А всего – то у меня и оставалось 20 копеек, да я на них рассчитывал: хотел завтра на свои крайние нужды истратить. Ну, я ему и вынул из ящика и отдал свои 20 копеек, маточка, все доброе дело! Эк нищета – то!».

А) Девушкин и Горшков      Б) Девушкин и Ратазяев      В) Девушкин и старик Покровский

Г) Горшков и Ратазяев

11. Укажите хозяина комнаты, описание интерьера которой дано в романе «Бедные люди»:

«… комнатка небольшая, уголок такой скромный…, т.е., или лучше сказать, кухня большая в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный, все просторное, удобное, и окно есть, и все, - одним словом, все удобное. Ну, вот это мой уголочек»          А) Горшков     Б) Захар Петрович     В) Макар Девушкин     Г) Петя Покровский?

12. В чём заключается «самая высокая и святая задача культурного человека», по мнению героя рассказа «Дом с мезонином»?

А) быть грамотным человеком     Б) передать знания окружающим     В) «служить ближним»    

Г) посещать культурные мероприятия

13. Почему художнику из рассказа Чехова пришлось уехать в Петербург?

А) Женю отправили в Пензенскую губернию    Б) получил письмо из Петербурга     В) закончились деньги      Г) разлюбил Женю

14. «Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить – и навсегда», – говорит в повести «Ася»

А) рассказчик Асе      Б) Н.Н. Асе      В) горничная Татьяна своему барину      Г) Ася Гагину

15. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У … было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.     А) Гагина     Б) Аси     В) молодой вдовы      Г) горничной Татьяны

16. Кто победил в пении в рассказе «Певцы»?     А) Моргач     Б) Рядчик     В) Обалдуй     г) Яшка Турок

17. Конфликт в рассказе «Бирюк» возникает:

А) между автором и Бирюком      Б) между Бирюком и мужиком, воровавшим лес

В) между автором и мужиком


ЧАСТЬ 2

Определите изобразительно-выразительные  средства

 

1. Шаровары, ШИРИНОЙ В ЧЁРНОЕ МОРЕ.

2. С такой подготовкой как бы нам не СЕСТЬ В ЛУЖУ.

3. Белая береза
   Под моим окном
   Принакрылась снегом,
   ТОЧНО СЕРЕБРОМ.

4. Заметает пурга белый путь.
   Хочет в МЯГКИХ СНЕГАХ потонуть.

5. Тихо ДРЕМЛЕТ РЕКА.
   Темный бор не шумит.

6. Он ВИДЕЛ всё в РОЗОВОМ СВЕТЕ рядом с этой Машей.

7. Своим блеском ЛУНА
   Все вокруг СЕРЕБРИТ.

Критерии оценивания работы

Каждое задание контрольной работы оценивается одним баллом.

Максимальное количество баллов – 24.

«5» - 21-24 балла

«4» - 17-20 баллов

«3» - 12-16 баллов

«2» - менее 12 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс

Тестовая работа к переводному экзамену...

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Тест составлен по учебнику Кутузова 7 класс...

Итоговая контрольная работа по литературе 6 класс ( по Коровиной)

Итоговая работа по литературе содержит материал базового уровня знаний учащихся. Есть ключи....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс (к учебнику Г.С.Меркина)

Контрольная работа составлена из тестов и зданий типа "письменный ответ на вопрос". В конце работы имеется разбалловка, в соответствии с которой производится оценивание обучающихся....

итоговая контрольная работа по литературе. 5 класс

итоговая контрольная работа по литературе в  5 классе...