Буктрейлер как эффективная форма проектной деятельности на уроках литературы
статья по литературе

Алиева Наталья Бадалиевна

Проектная деятельность в настоящее время - эффективный инструмент ранней профориентации детей и молодежи.

Одной из интереснейших форм метода проектной деятельности, объединившей работу с электронными устройствами и чтение книги, считаю создание буктрейлера, короткого видеоролика, главная задача которого - «прорекламировать» то или иное произведение.

Ю. В. Щербинина [3] выделяет разновидности буктрейлеров  по способу визуального воплощения текста (игровые, неигровые, анимационные), по содержанию (повествовательные, атмосферные, концептуальные). Но для школьников считаю применимыми текстовый (для 5-6 классов) и классический (для 7-11 классов). 

         Создание буктрейлера как формы проектной деятельности является важнейшим средством профессионального самоопределения школьников в процессе предпрофильной подготовки, отличным способом развития творческих навыков и повышения мотивации к чтению книг.

         В моей методической копилке более 30 буктрейлеров, некоторые заняли призовые места на конкурсах. Их создание – это не только увлекательный процесс, который требует необходимых знаний и умений, но возможность для автора определиться с будущей профессией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buktreyler_kak_effektivnaya_forma_proektnoy_deyatelnosti.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Буктрейлер как эффективная форма

проектной деятельности школьников на уроках литературы

В современных реалиях основной элемент модернизации школы в Российской Федерации -  федеральный государственный образовательный стандарт, в рамках которого возникает необходимость внедрения проектной деятельности учеников - одного из эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно работать с информацией, добывать новые знания и делать определённые выводы.

Под проектной деятельностью школьников Л. В.  Байбородова,             Л. Н.  Серебренников, авторы статьи «Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников», понимают «творческую работу по решению актуальной проблемы, цели которой определяются и достигаются самими детьми в процессе самостоятельного освоения новой для них информации, при этом создается реальный или идеальный продукт, отличающийся объективной или субъективной новизной» [1:66].

Одной из интереснейших форм метода проектной деятельности, объединившей работу с электронными устройствами и чтение книги, считаю создание буктрейлера, короткого видеоролика, главная задача которого - «прорекламировать» то или иное произведение.  Щербинина Ю. В. связывает появление буктрейлера в России с созданием видеороликов по книге Алексея Иванова (Марвина) «Псоглавцы» издательством «Азбука Аттикус» в 2011 году. Необходимо отметить, что это не только первый российский буктрейлер, но и до сих пор единственный с бюджетом в несколько тысяч долларов   [3:105]. Издательства нуждаются в подобных видео, чтобы увеличить тираж продаваемых книг.

Ю. В. Щербинина [3] выделяет разновидности буктрейлеров  по способу визуального воплощения текста (игровые, неигровые, анимационные), по содержанию (повествовательные, атмосферные, концептуальные). Но для школьников считаю применимыми текстовый (постер) и классический (с визуализацией и звуковым оформлением).  Ребятам 5-6 класса предлагаю создать текстовый: в этом случае главное «оружие» - слово. Нужно написать небольшое сочинение, призывающее прочесть ту или иную книгу. Для этого школьник обязан знать содержание «рекламируемого» произведения, точное его название, автора, должен подобрать подходящие по смыслу цитаты. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Иногда её предлагаю выполнить  на уроке, если позволяет планирование, а в некоторых случаях она является домашним заданием. Ученики могут создавать и классические буктрейлеры, но обычно они не очень сложные в техническом исполнении.

 В процессе знакомства с литературой 7 класса учащиеся работают над созданием «рекламы» с визуализацией и озвучкой. Важно помнить, что буктрейлер должен быть интересным для зрителей. Для этого необходимо использовать яркие цвета и качественное изображение. Также стоит обратить внимание на продолжительность видеоролика – 1-3 минуты. Вначале ребятам помогаю составить текст, подобрать изображения и звукоряд,  старшеклассникам достаточно консультации. Дети всегда увлечены процессом и в восторге от результата.

Проектная деятельность в настоящее время – важнейшее средство профессионального самоопределения школьников в процессе предпрофильной подготовки. Поэтому в 2022-2023 учебном году на базе 8-А класса МБОУ СОШ №23 веду внеурочную деятельность по программе «Медиацентр». Создание буктрейлера - отличный способ развития творческих навыков и повышения мотивации к чтению книг. В 2022 г. средний балл учащихся, сдававших ЕГЭ по литературе,  составил 69 б., а в 2023 г. – 78 б. В моей методической копилке более 30 буктрейлеров, некоторые заняли призовые места на конкурсах. Их создание – это не только увлекательный процесс, который требует необходимых знаний, умений, но и возможность для автора определиться с будущей профессией.

Литература

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Проектная деятельность школьников. Как успешно представить свой проект и победить в конкурсе: Учебно-методическое пособие / С.А. Ганат, А.П. Денисов, И.Ю. Жильцова, Е.В. Масловская. М.: НИЯУ МИФИ, 2023. 100 с.
  3.  Щербинина Ю. В. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России / Ю. В. Щербинина // Вопросы литературы. – 2012 – № 3.

Интернет-ресурсы

  1. http://practice.vspu.ru/928 
  2. https://www.pedopyt.ru/ 
  3. https://school.kontur.ru/publications/2253
  4. https://www.apatitylibr.ru/2014-07-15-10-43-04 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы

О технологии индивидуального и фронтального опроса...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»...

доклад на тему"Семинар как форма проектной деятельности на уроках истории"

познавательная деятельность учащихся  при помощи проектной работы...

Лэпбукинг – передовая и эффективная форма проектной деятельности

Статья" Лэпбукинг – передовая и эффективная форма проектной деятельности", опубликована в журнале "Практика школьного воспитания" №4, 2019 год...

доклад на тему"Семинар как форма проектной деятельности на уроках истории"

Познавательная деятельность учащихся  при помощи проектной работы...