Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
методическая разработка по литературе на тему
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_literature.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по литературе (5-6 класс) по теме:
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (два урока)
Павлова Марина Игоревна, ГБОУ средняя школа №376 г. Санкт-Петербург.
Дидактическая цель урока:
- самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
- научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретать коммуникативные умений, работая в группах;
- повышать мотивацию учащихся;
Цели по содержанию:
Образовательная:
- самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
- научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
- повышение мотивации учащихся к учебному процессу
Развивающая:
- способствовать развитию системного мышления учеников;
- содействовать развитию их речевой деятельности;
- способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций; формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию интереса к предмету,
- способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности
- способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.
Тип учебного занятия: урок- защита проекта.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер для учителя, проектор, творческие проекты учащихся, книга Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», фломастеры, листы белой бумаги.
Подготовительный этап:
За две недели до намеченного урока учащимся дается задание прочитать книгу Э. Распе и разделиться на 4 группы:
- информационная (5-6 человек)
- техническая (4-6 человек);
- две творческие (по 5-8 человек);
Всем группам дается задание:
- Информационная группа готовит презентацию Рower Point о реальном прототипе барона Мюнхгаузена.
В презентацию должна войти информация о городе Буденвердере (можно с картой Германии), фотографии дома-музея барона, его настоящее имя.
- Творческая группа готовит рассказ о музее с представлением экспонатов из него.
- Техническая группа готовит в виде презентации фото вещей из музея барона Мюнхгаузена (в презентацию должны войти реальные и «литературные» вещи).
В процессе подготовки к занятию работа групп контролируется.
ХОД 1 УРОКА:
1) Вступительная часть
- Любите ли вы путешествовать? А сказки любите?
- Представьте себе, что вы отправляетесь в долгое, трудное и опасное путешествие…
- Кого из известных вам литературных героев вы могли бы взять с собой в попутчики и почему?
- Многие из вас не побоялись взять Барона Мюнхгаузена, т.к. он никогда не растерялся бы в трудной ситуации, он обязательный человек, с ним никогда не соскучишься.
- Кто же такой этот барон?
- Куда надо отправлять ему письмо с приглашением отправиться в путешествие?
Куда: ГЕРМАНИЯ, БУДЕНВЕРДЕР
Кому: КАРЛ ИЕРОНИМ ФРИДРИХ барон фон МЮНХГАУЗЕН.
- Как вы думаете, этого достаточно? (нет, не хватает улицы, номера дома)
- На самом деле, 200 лет назад этого было достаточно. А вот почему, нам расскажут ребята.
2) Работа информационной группы
Группа представляет домашнюю заготовку в виде презентации.
3)Работа творческой группы
Рассказ о музее барона Мюнхгаузена с представлением вещей из этого музея.
4)Работа технической группы. Ребята дают классу задание:
- Распределите в процессе демонстрации вещи барона Мюнхгаузена на две группы:
настоящие и литературные. Если вещь литературная, то надо кратко пересказать историю из книги Э. Распе, связанную с этой вещью:
- Скульптура лошади в виде фонтана.
- Дверь.
- Картины.
- Мюнхгаузен в схватке с медведем.
- Походный сундук.
- Курительная трубка.
- Треуголка.
- Ядро.
- Вишневое дерево.
- Восмилапый заяц.
- Итак, это удивительный музей, посвященный и живому человеку и литературному герою! А хотелось бы вам самим создать музей барона Мюнхгаузена?
-На этом уроке мы будем создавать свой музей. Нам понадобятся фломастеры, цветные карандаши, бумага и фантазия.
-Мы с вами вновь делимся на 4 группы:
-1 группа техническая должна придумать и нарисовать здание, в котором будет располагаться наш музей.
-2 группа творческая вспомнит, что такое герб, и придумает герб барона Мюнхгаузена.
-3 группа творческая придумает девиз барона Мюнхгаузена.
-4 группа информационная нарисует вещи, которые будут экспонатами нашего музея.
(Если 2 и 3 группы будут испытывать затруднения, можно помочь, показав герб Гюстава Доре и некоторые варианты девизов)
На гербе барона Мюнхгаузена французский художник Гюстав Доре написал девиз "Во лжи - истина".
Ребята работают 15 минут, затем защищают свои проекты.
Итог урока:
- Итак, сегодня мы начали создание музея барона Мюнхгаузена. Я надеюсь, что мы будем приглашать в наш музей на экскурсии.
Павлова Марина Игоревна, учитель ГБОУ средняя школа №376.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы для 8 класса "творчество А.Твардовского"
Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 классе. Урок-исследование.Цели урока:-формировать умение работать с дополнительной литературой-развивать у учащихся умение самостоятельно отбир...
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Сценарий читательской конференции по книге Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена", 5 класс
Данный сценарий разработан с целью активизации читательского интереса учащихся 5 класса. Книга Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" - кнгиа юбиляр (230 лет со дня создания в 2014-2015 году). В теч...
Конкурсная программа по произведению Распе "Приключения Барона Мюнхгаузена"
Дети любят играть. Задача педагога - сделать игру содержательной и интересной....
Применение проектной технологии на уроке литературы. Разработка урока
Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективн...
Методическая разработка урока литературы: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэ...