Презентация "Двойники Раскольникова"
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория Раскольникова Люди «обыкновенные» Составляющие большинство Вынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь». Жертвы преступлений Люди «необыкновенные» (Наполеон) Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие». Совершающие преступление
Крушение теории Приносит страдания матери и сестре. •Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка •Едва не явился причиной гибели маляра Миколки .
Вывод: «Я себя убил, а не старушонку».
Двойники Раскольникова «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...» Д. С. Мережковский
Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова? Старуха-процентщица Алена Ивановна
Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Но в ней нет идеи наполеонизма , сильной личности, поэтому зло, которое она приносит, косвенное. Вывод:
Раскольников и Лужин Почему появление Лужина в романе затянуто? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Почему Лужин боится полиции?
Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Раскольников и Лужин Общее: Оба разумно находят свою жертву; Теоретически обосновывают свой выбор (никчемная старуха только вредит всем, падшая Соня все равно когда-нибудь украдет); Считают возможным решать участь другого человека Различие: Раскольников, рискуя жизнью, спасает детей из огня; Содержит больного отца умершего друга; Дважды оставляет деньги Мармеладовым; Пытается спасти падшую девочку.
Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом. Вывод:
Раскольников и Свидригайлов - В чем сложность и противоречивость этого образа? - Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным? - Что мы узнаем о его прошлом? - Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? - Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова? - Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова? - Почему он кончает жизнь самоубийством?
Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? О чем говорят кошмары, в которых являются люди, загубленные им?
Свидригайлов и Соня Свидригайлов Он «переступил», но без нравственных мучений (сначала); Самоубийство – это один из вариантов итога жизни для Раскольникова; Соня Не может перешагнуть через совесть; «Это человек-то вошь?» «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем».
Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем. Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. Вывод:
«Двойники» Раскольникова выведены в романе неслучайно: автор показывает герою и читателям, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова – это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают Раскольникову увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь. Итог урока:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"
Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова» Цель:проследить, как «...
"Что мешает Раскольникову жить по созданной им теории"
Проблемный урок в 10 классе при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...
Урок литературы в 10-ом классе "Суд над Раскольниковым и его теорией".
Урок обобщения знаний после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Построен на основе индивидуальной работы учащихся....
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...
"Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»". Евдокимов Олег Валериевич
Открытый урок в 10 классе по теме "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь&ra...