"Что мешает Раскольникову жить по созданной им теории"
план-конспект урока литературы (10 класс) на тему
Проблемный урок в 10 классе при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что мешает Раскольникову жить по созданной им теории_po_teme.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 классе по теме:
«Что мешает Раскольникову жить по созданной им теории и почему он сделал явку с повинной?»
Цели урока: 1) научить решать возникшие проблемы подбирая в качестве аргументов определенные эпизоды романа;
2) развивать логическое мышление, умение анализировать эпизоды романа;
3) развивать речь учащихся, их коммуникабельность, что необходимо при работе в группах;
4) воспитать чувство отвращения к убийству и показать, что одиночество — это страшное наказание.
Вот проблема сегодняшнего урока, которую нам с вами предстоит решить. А для этого необходимо обратиться к тексту романа и ответить на ряд частных вопросов.
I группа решает первую часть проблемы.
- О чем думает Раскольников после встречи с мещанином, который назвал его «убивцем»? (часть 3, глава 6)
Здесь Достоевский раскрывает препятствие, которое мешает герою жить по его теории.
- Каково же оно?
Натура героя.
- А какая у него она?
Чуткая, добрая, способная к состраданию. (Идет работа над лексикой, подбор синонимов)
Расчет холодный столкнулся с его натурой.
- О чем еще думает Раскольников после убийства? Каково его состояние? (часть 2, глава 2)
Его натура потрясена случившемся, но он хочет побороть свою натуру, доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Именно поэтому он идет к следователю Порфирию Петровичу.
- Найдите этот эпизод (часть 3, глава 5). Обратите внимание на авторские ремарки. Как они помогают нам понять состояние героя?
Первые ремарки: «начал он, усиленно сконфузившись», «тревожно подумал», «ругнул про себя», «как можно больше постарался законфузиться», «поспешил перебить».
- Что подчеркивает ими автор?
Неестественность его поведения, искусственность манеры держаться.
Далее ремарки: «промелькнула в нем как молния», «продолжал несколько сбившись», «не вытерпел и злобно сверкнул на него загоревшимся гневом… глазами».
- О чем говорят эти ремарки?
Герой не выдерживает фальшивого тона разговора. Мы ощущаем его душевные метания. Раскольников не может победить натуру свою.
- Обратим внимание на монологи Раскольникова (часть 3, глава 5). Какова их цель? Зачем они включаются в диалог?
Они глубоко и ярко показывают раздвоенность сознания Раскольникова, который спорит не только со следователем, но и сам с собой.
- Обратимся ко второй встрече Раскольникова с Порфирием Петровичем. Зачем он идет на нее? (часть 4, глава 5)
Цель та же — победить свою раздраженную натуру.
- Каково состояние героя во время разговора?
- Почему Раскольников требует, чтобы его допрашивали по форме?
В борьбе со следователем и с самим собой Раскольников делает ставку на свой ум и логику, а логика его мыслей сильна. Поэтому победить себя и следователя Раскольников хочет, опираясь именно на свою систему взглядов.
- А почему следователь ведет беседу, а не допрос? На что делает ставку хитрый, умный следователь?
На натуру героя, на живую и сложную душу Раскольникова. Он ведет хитрую, расчетливую болтовню, чтобы вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить.
- Почему Порфирий Петрович утверждает, что преступление от него не убежит? Прав ли он?
Бежать некуда, так как от самого себя не убежать. Можно на какое-то время уйти от закона, от формального наказания, но долго выдержать чувство преступности человек не в состоянии, если в нем есть хоть что-то человеческое.
Вывод: Что же утверждает Достоевский, рассказывая о встречах своего героя со следователем?
Убийство человека человеком противоестественно, невозможно безнаказанно преступить принцип человечности.
II группа
Как же наказан герой за свое преступление? Это вторая проблема, решив которую мы поймем, почему он сделал явку с повинной.
Опять обратимся к тексту и решим ряд частных проблем.
- Какие новые ощущения возникли у Раскольникова в первый день после убийства? (часть 2, главы 1, 2)
Чувство разъединенности с людьми и ненависть к ним.
- Зачем он идет вечером на Сенную площадь и что там делает? (часть 2, глава 6)
В чем смысл его поступков и его поведения?
Его неудержимо тянет к людям, без общения с ними все глухо, мертво для Раскольникова.
- Какое новое ощущение возникло у него после того, как умирает Мармеладов и он выходит из его каморки? (часть 2, глава 7)
Кажется, найдена связь с людьми, есть возможность естественно, искренне общаться с ними. Возникает вера в жизнь, в то, что «не умерла его жизнь вместе с старухой», что «можно жить».
- Но вот встреча с матерью и Дуней. Что почувствовал Раскольников, разговаривая с ними? (часть 3, глава 3)
Обратите внимание на авторские ремарки!
Авторские ремарки передают его внутреннее волнение, у него появляется раздражение, досада. Он понял, что искренние отношения с родными невозможны, что он «слишком поспешил с заключением», что его жизнь не кончена.
Почему же он делает явку?
Вывод: самое сильное ощущение Раскольникова — тоска по человеку, желание найти утраченный с людьми контакт. Он не выдерживает одиночества. Он смог бы преступить, если бы был один, если бы он никого не любил и его никто не любил. Но он любит и его любят. Поэтому он многое вынес, а одиночества, окончательного разрыва со всеми, отказа от любви, он не в силах вынести, а поэтому не в силах вынести своего преступления.
Что же утверждает автор? Какое самое страшное наказание для человека?
Это одиночество. Человек может быть счастлив только среди людей. Эта истина раскрывается нам через тяжелые душевные испытания Раскольникова.
Домашнее задание: Раскольников утверждает, что между его преступлением и преступлением Сони нет разницы. Согласны вы с этим? Подберите аргументы из романа (часть 4, глава 4; часть 5, глава 4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10-ом классе "Суд над Раскольниковым и его теорией".
Урок обобщения знаний после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Построен на основе индивидуальной работы учащихся....
План-конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: Теория Раскольникова"
Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Цель урока - познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так ...
«Теория Раскольникова и жизнь» (урок - исследование)
Конспект урока литературы в 10 классе по произведению Ф. Достоевского "Преступление и наказание"....
Опорный конспект к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (3-я часть, 5-я глава. Теория Раскольникова)
Данный конспект-схема позволяет увидеть причины возникновения теории Раскольникова. ОК удобен при анализе произведения....
Урок литературы "Крушение теории Раскольникова". 11 класс
Урок литературы в 11 классе " Крушение теории Раскольникова"...
Круглый стол: " Что нам мешает жить?!"
Круглый стол:...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова."
Цели урока:1.Раскрытие сути теории Раскольникова.2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя....