АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»
СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне в сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Иннокентий Анненский
Слово учителя
А. П. Чехов предлагает задуматься над тем, что такое любовь. Он так и называет свой рассказ «О любви». Любовь – тема вечная, воспетая поэтами… Прекрасные строчки И. Анненского как напоминание:
любовь прекрасная, божественная, чистая, светлая; любовь возвышает, окрыляет – делает человека счастливым. Но А.П. Чехов пишет о другой любви. Какой? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить.
Вопрос к классу
Давайте попытаемся понять, почему Чехов назвал рассказ «О любви»? Сравним: любовь – о любви.
Предполагаемые ответы: Если говорим слово «любовь», то сразу представляем что-то яркое, наполняющее жизнь человека смыслом, радостью. «о любви» - слово в форме предложного падежа придаёт оттенок будничности , словно между прочим, обо всём поговорили и… о любви.
Далее ребята работают в группах.
Групповая работа
Обоснование: работа в группах позволяет в процессе обсуждения высказаться многим, можно выработать общее мнение или, наоборот,
озвучить противоположные точки зрения.
1 группа
1. Какое настроение возникает при чтении 1-го эпизода? (до рассказа Алехина) Почему?
2. Во что «спрятано» слово «любовь»?
3. Как пейзаж помогает почувствовать внутреннее состояние героев?
4. Обратите внимание на лексику, проследите, слова какого стиля преобладают в данном эпизоде?
2 группа
1.Какими качествами обладает Алехин? Как они характеризуют его?
2.Его отношение к жизни?
3.Как воспринимает перемены в жизни? (Выборы в мировые судьи)
4.Встреча с Лугановичами: любовь к Анне Алексеевне. Чем наполнилась жизнь Алехина?
3 группа
1.В чём различие в изображении героев: в начале, на протяжении, знакомства и в конце?
2.Как Алехин относится к себе. Прокомментируйте: «Все видели во мне благородное существо». Что звучит в этих словах?
3.Что понял герой, расставаясь с Анной Алексеевной?
4.Поясните, как состояние природы ( в конце рассказа) помогает понять основную мысль рассказа?
Заключительная часть урока
Обращение к эпиграфу: стихотворение «Среди миров». Как Вы думаете, почему оно может нам помочь подвести итог нашего урока?
Предполагаемые ответы:
Наверное, строчки стихотворения помогают понять состояния героя, не сумевшего своей любовью подарить свет другому человеку.
Нет, подарить он смог, а вот сохранить… Мешали обстоятельства, объективные причины.
Выводы: А.П.Чехов своим рассказом «О любви» помогает понять, что любовь бывает беззащитна, и человек должен уметь защищать свою любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Язык рассказа А.П.Чехова "О Любви"
Сегодняшние школьники неохотно читают произведения А.П.Чехова, в которых герои страдают, мучаются, думают о своей жизни. В основе чеховской прозы – анализ человеческого существования. А это не всегда...
Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."
Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...
Урок литературы в 8 классе по рассказу А. П. Чехова "О любви"
Урок- исследование в 8 классе по теме "Рассказ А. П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье"...
Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")
"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...
Презентация урока Анализ рассказа Чехова "О любви"
Данный материал поможет учителю подготовить и провести урок по анализу рассказа "О любви"...
Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»
Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»...
Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")
Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....