ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. БАСНИ И. А. КРЫЛОВА
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока литературы в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_russkoy_literatury_xix_vekabasni.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
БАСНИ И. А. КРЫЛОВА
(2 часа)
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе; познакомить с новыми для учащихся баснями «Лягушки, просящие Царя» и «Обоз», учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работать над выразительным чтением (инсценированием).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение с последующей оценкой-рецензированием развернутых ответов-характеристик героев повести Карамзина «Наталья, боярская дочь».
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя об И. А. Крылове.
В литературном развитии первой четверти XIX века Иван Андреевич Крылов (1768–1844) занимает поистине уникальное место.
(Демонстрация портрета И. А. Крылова.)
Родившийся в год смерти Тредиаковского, Крылов пережил не только своих современников (Хераскова, Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина), но и многих писателей пушкинского периода (Рылеева, Грибоедова, Веневитинова, Дельвига, Гнедича, самого Пушкина, Лермонтова). 75 лет жизни Крылова – это период, в течение которого русская классическая литература прошла такие стадии своего развития, как классицизм, сентиментализм, романтизм и вступила на путь реализма. Этот «порубежный» характер творчества Крылова необходимо будет учитывать при чтении и анализе его басен.
Необычайный, новаторский характер басен Ивана Андреевича Крылова определил Гоголь: «Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку – и в сей басне умел сделаться народным поэтом... Его притчи – достояние народное... Всякая басня его имеет, сверх того, историческое происхождение... В книге его всем есть уроки, всем степеням в государстве, начиная от главы ... и до последнего труженика...»
Проблема народности в первые десятилетия XIX века была актуальной и для последних рыцарей классицизма, и для сентименталистов, и для романтиков. Но Крылов не умещался в рамки тех или иных направлений и литературных группировок, пробуждая в русском обществе сознание недостаточности прежних способов изображения духовного мира человека и необходимость более полных решений, так как само понятие «русский человек» на рубеже XVIII–XIX веков уже не могло быть приравнено только к понятиям «русский дворянин», «чувствительная личность» и т. п.
Выбор жанра басни оказался у Крылова связанным с проблемою народности, так как означал поиски художественного аналога «мнения народного». В заметке «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова» Пушкин указывал на «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» как на «отличительную черту в наших нравах» и именно в этом смысле считал Крылова «представителем духа русского народа». Басенное творчество Крылова подводило итоги той мощной традиции XVIII века, которую условно можно назвать «пересмешнической». Крылов явился последним и самым крупным представителем этой традиции, которая передала XIX веку одно из главнейших завоеваний – ироническую интонацию повествования.
Развитие диалога в баснях Крылова роднит их с комедиями, «делает иные басни миниатюрными «сценами», легко поддающимися театрализации» (А. В. Западов). Вспомните басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»; в 8 классе, познакомившись с новыми баснями, мы тоже попытаемся их инсценировать.
Жанровые традиции басен уходят в глубокую древность. В русской литературе XVIII века басня осваивалась такими мастерами, как Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, В. Майков, Дмитриев. Классическая басня (Сумароков, Майков и др.) строилась на резком столкновении «высокого» и «низкого» слога – столкновении, которое передавало конфликт добродетели и порока, идеала и действительности. Сентиментальная басня (Дмитриев и др.), фиксируя то же противоречие, осмеивала порок с помощью изящного, легкого, пронизанного лирическими интонациями слога.
Крылов же, как отмечал Гоголь, сделал басню «книгой мудрости самого народа», поставив ее вне всякой жанровой (классической или сентиментальной) иерархии. По-народному зоркий взгляд на вещи, осуществляемый в «мудро-доступных» терминах и увенчиваемый обобщением, – основная примета творческого метода Крылова-баснописца.
Наиболее последовательно и впечатляюще народность творчества Крылова проявилась в баснях, посвященных Отечественной войне 1812 года («Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот», «Раздел», «Обоз», «Кот и Повар»). Крылов задолго до Л. Толстого противопоставил официальной версии побед над Наполеоном свою трактовку их с позиций народной нравственности.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из этих басен – «Обоз», в которой Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова. Известно, что великий полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I, выговоры от которого следовали один за другим. Басня об Отечественной войне 1812 года «превращалась в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий.
3. Чтение басни «Обоз» учителем или подготовленными учениками (по ролям).
4. Чтение пояснительной статьи В. Коровина «О басне «Обоз» с последующей беседой по вопросам:
– О чем рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?
– В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение? Зачитайте.
– Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?
Домашнее задание: 1) подготовиться к выразительному чтению басни; 2) составить небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз»; 3) индивидуальное задание: проинсценировать басню «Лягушки, просящие Царя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала...
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова. 6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...
"Его басни переживут века!" Басни И.А. Крылова.
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова. 5 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, з...
Русская литература XIX века. Нравственные уроки басни. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.
Учебно-методическая разработкаурока литературы...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....