"Его басни переживут века!" Басни И.А. Крылова.
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Ермолаева И.Л.

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  5 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют навыки понимания и аналитического выразительного чтения и инсценирования басен.  На уроке развиваются коммуникативные компетентности и творчество учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma5_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 34

                                   

Урок внеклассного чтения в 5 классе

« Его басни переживут века!»

Басни И.А.Крылова.

                                        Модель урока Ермолаевой Инны

                                             Леонидовны, учителя русского языка и

                                               литературы  первой квалификационной

                                                         категории



Тема урока
:             « Его басни переживут века!»            (К.Н.Батюшков)

                                  Басни И.А.Крылова.

Класс:                   5 класс.

Место урока:           проводится после изучения темы «Басни И.А.Крылова».

Тип урока:               комбинированный.

Цели:                    1. Образовательные:

                                  - расширить сведения об авторе и о басне как

                              эпическом жанре литературы.

                              2.  Развивающие:

                            - закрепить навыки понимания, пересказа,

                             выразительного чтения и инсценирования басен.

  1. Воспитательные:

                                 - желание проявить себя в творчестве.

Практические задачи:

  1. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.
  2. Совершенствование навыков аналитического чтения.

Технология:         урок-соревнование с элементами театрализации.

Формы организации познавательной деятельности:   индивидуальная,

                        групповая, фронтальная.

Предварительная работа с учащимися:

    1. Самостоятельная подготовка учащимися устного сообщения по книге    М.А.Гордона «Жизнь Ивана Крылова» (из серии «Писатели о писателях»).

2.        Работа групп учащихся  над выразительным чтением, инсценированием выбранных ими басен.  Пересказ басен Эзопа. 

3. Проведение словарной работы на уроках русского языка.

    Антонимы: трудолюбие- безделье, доброта-жестокость, скромность-развязность, ответственность-беззаботность, ум-глупость и др. 

     Синонимы: скромный - сдержанный, не хвастливый, не показной и др.

    Работа над значением слов «невежа», «невежда» и др.

Для подготовки класс делится на 2 группы. Соревнование – стимул для активизации познавательной деятельности учащихся. Лучшие ответы поощряются открытками с иллюстрациями к басням И.А.Крылова.

Оформление:

    1. Плакаты       «Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до

                        тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах

                               великого и могучего народа русского…»  (В.Г.Белинский)

                              «Крылов – поэт русский, поэт России; мы думаем, что для

                        Крылова довольно этого, чтобы иметь право на  

                               бессмертие».                                              (В.Г.Белинский)

    2. Буклеты, оформленные учащимися: «Памятник И.А.Крылову», «Портреты И.А.Крылова».

                                                              Модель урока.

Вступительное слово учителя.

    - В Ленинграде, в Летнем саду, стоит памятник, около которого всегда ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери. Человека зовут И.А.Крылов. А звери- герои его басен. Здесь герои басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Слон на воеводстве» и другие известные вам с первых лет учебы крыловские герои.

       На передней части пьедестала надпись «Крылову. 1855 год». Это год, когда на том месте, где Крылов любил гулять с Пушкиным и другими своими друзьями, русский скульптор П.К.Клодт на народные деньги поставил памятник великому баснописцу.

       Познакомимся с биографией этого замечательного поэта, драматурга.

       (Выступают учащиеся со своими устными сообщениями, подготовленными по книге М.А.Гордина «Жизнь Ивана Крылова»). 

  1. Родители И.А.Крылова.
  2. Учеба и увлечения маленького Ивана.
  3. Первые литературные опыты.
  4. Басни – «это ваш род, вы нашли его».                       (Дмитриев И.И.)
  5. Работа в Публичной библиотеке.
  6. Смерть баснописца.

Учитель:  

  -  Многие плакали, получив приглашение на похороны баснописца. Каждому был вручен экземпляр новой книги басен.

К знаменитым произведениям Крылова обратимся сегодня  и мы.

  • Задумаемся над вопросом:  Что такое басня?

 (Ответы учащихся).

 -  Басня похожа на сказку, в ней обычно действуют не люди, а звери или предметы. Но ведут они себя  по-человечьи: разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, помогают друг другу, ненавидят друг друга.

 -  Басня похожа на небольшую сценку. В ней спорят, ссорятся, мирятся. Это рассказ о какой-нибудь удаче или неудаче. В конце делается вывод: кто прав, кто виноват.

 -  Басня – это небольшое произведение в стихотворной форме.

 -  В басне обязательно должно быть поучение, совет, мораль, урок (что надо делать и чего не надо) или смех над глупым поступком.

  -  Басня – это короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.

  • Знаете ли вы, кто был первым создателем басни?      

(Ответ учащихся).

  • Создателем дошедших до нашего времени древнегреческих басен был знаменитый баснописец Эзоп. Он жил примерно в 5 веке до новой эры. По преданию, жизнь его закончилась трагически: он был сброшен со скалы в море за вольнодумство. Эзоп не желал быть рабом, не хотел подчиняться несправедливым законам, мечтал о свободе. Проявлением вольнодумства и были басни, сделавшие Эзопа бессмертным. Их передавали из уст в уста,  и только спустя сотни  лет они были записаны. Мудрость басен Эзопа привлекала к ним многих писателей. Удивительно по-русски передал содержание  поучительных историй И.А.Крылов.

Послушайте басни Эзопа в прозе.           (Рассказывают ученики).

                                            Черепаха и заяц.

Черепаха и заяц поспорили, кто из них быстрей. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся  возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается  она медленно, и потому бежала без передышки.

  • Какова мораль этой басни?

- Мораль басни: терпеливо делай нужное дело, даже неспособный добьется успеха, не будь самоуверенным.

                                        Путники и медведь.

     Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался, а другому бежать уже было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мертвой и стала обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

     Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что ему медведица на ухо шептала. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя в беде бросают!»

  • От чего предостерегает автор читателей?

- Учит умело искать товарищей, которые тебя не бросят в беде.

Учитель.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.                                 (М.Исаковский).

  • Давайте вспомним крылатые выражения Крылова. Предлагается  игра «Найди пару».  

(На одних карточках начало выражения, на других – конец).

Задание: прослушав начало, отыщите продолжение выражения, объясните его значение, назовите басню, в которой оно звучит.

 

«У сильного всегда  //  бессильный виноват»          («Волк и ягненок»)

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,  // А сапоги тачать пирожник»

                                                                        («Щука и кот»)

«Когда в товарищах согласья нет,      // На лад их дело не пойдет

                                                                      («Лебедь, Щука и Рак»)

«Чем кумушек считать трудиться,   //  Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»                                                          («Зеркало и обезьяна»)

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? //  За то, что хвалит он Кукушку»                                                                («Кукушка и Петух»)

«А вы, друзья, как ни садитесь,   //  Все в музыканты не годитесь»…

                                                                        («Квартет»).

«Как счастье многие находят  лишь тем,   //    Что хорошо на задних лапках ходят»                                                                («Две собаки»)

«А я бы повару иному велел на стенке зарубить:  // Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить»                («Кот и Повар»)

                  Инсценирование учащимися басен И.А.Крылова.

«Ворона и лисица»

«Волк и ягненок»

«Волк и журавль»

«Две собаки»

«Демьянова уха»

«Стрекоза и муравей»

«Кот и Повар»

«Мартышка и очки»

  • Вы просмотрели и прослушали басни И.А.Крылова. Как вы думаете, чему учат басни?

 (Ответы учащихся)

- Басни учат нас быть хорошими людьми: трудолюбивыми, справедливыми, добрыми, честными, вежливыми, скромными.

- Басни учат одерживать победу над сильными, быть уверенными в своих силах.

- Басня дает мудрые советы, как бороться с жадностью, льстивостью, чрезмерной властностью, невежеством.

Литературная викторина  «Назовите героя басни и вспомните название».

  1. Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!                       (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)

  1.      Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

      Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

                                                (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)

     

  1. И кончила моя затейница на том,

            Что, не сравнявшися  с Волом,

     С натуги лопнула и – околела.

                                                        (Лягушка, «Лягушка и Вол»)

  1.       А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

      Как снявши шкуру с них долой.

                                                (Ловчий, «Волк на псарне»)

  1. Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

                                                (Моська, «Слон и Моська»)

  1. Отколь и как она к ним ни зайдет,

             Хоть видит око,

             Да зуб неймет.

                                                        (Лисица, «Лисица и виноград»)

  1.  Хоть век его ни будь, ничуть не пожалею,

           Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

                                                        (Свинья, «Свинья под дубом»)

  1. Однако же, когда б я не пахала.

То нечего б тебе здесь было и стеречь.

                                                (Лошадь, «Собака и Лошадь»)

Работа по группам.

Задание:  Составить басню. Основа – мораль басни «Лебедь, Щука и Рак»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»…                                                

Одна из работ учащихся:

      Собрались звери у себя в лесу спортивную площадку оборудовать. Лужайку ровную нашли, вычистили ее и сели план составлять. Непоседливый Зайчонок и говорит:

- А чего тут долго думать. Надо беговую дорожку сделать. Будем  друг за другом носиться. Весело будет.

- Ну уж нет,- разворчался Мишка. – Не хочу носиться. Давайте столбы вроем и тренироваться будем, кто первый до верха долезет.

- Какую вы все ерунду говорите, - промолвил рассудительный Бобренок, - лучше всего нырять и плавать. Пророем канал, будет всем хорошо.

Спорят зверюшки, разгорячились. Площадку-то для игр все хотят, да каждый свое отстаивает. Поругались, надулись и разошлись. А лужайка так и осталась пустовать.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Учитель.

- Актуальны ли басни И.А.Крылова сегодня? (Ответы учащихся)

- Вечен Крылов, пока живы  трусость, зависть, жадность, воровство, неблагодарность, пока не совершенен РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.

  Заканчивается урок словами  В.Г.Белинского.

  (Подсчитываются полученные группами открытки, подводятся итоги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему "Его басни переживут века!"

Урок проводится с целью обобщения и систематизации знаний о басне как эпическом жанре.Задачи урока  1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих ...

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...

Заседание МО. И. А. Крылов. "Его басни переживут века" 5 класс

Его басни переживут века…22 декабря в МБОУ «Каргальская ООШ» прошло заседание МО учителей русского языка и литературы.«Его басни переживут века…» -  так назы...

Комплексный филологический анализ басни "Лисица и виноград" И.А. Крылова

Комплексный филологический анализ басни "Лисица и виноград"  И.А. Крылова необходим при изучении и анализе басен И.А.Крылова в школе....

Конспект урока. Его басни переживут века

Урок литературы в 5 классе обобщения  и систематизизации полученных знаний о баснях И.А.Крылова и о басне как литературном жанре. На уроке развиваются Коммуникатиыные компетентности и творчество ...

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. БАСНИ И. А. КРЫЛОВА

Конспект урока литературы в 8 классе...