Русская литература XIX века. Нравственные уроки басни. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Парфёнова Татьяна Ивановна

Учебно-методическая разработка

урока литературы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.odt38.84 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок литературы в свете требований ФГОС

                                  Учебно-методическая разработка

                                                урока литературы

Тема урока « Нравственные уроки басни».

Класс : 6

Предмет: литература

Учебник: 

Литература. 6 класс. Учебник –хрестоматия для общеобразовательных учреждений.(ФГОС). В 2 частях. Автор –составитель: В.Я.Коровина. -Москва: Просвещение, 2013г. Электронное приложение к учебнику.

Название раздела, темы:

 Русская литература XIX века. Нравственные уроки басни. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.

Цели урока.

Образовательные:

-продолжить знакомство с художественным жанром –басней;

-обобщить знания на основе прочитанных басен,

-понимать содержание басен, умение сравнивать; находить общее и различие, воздействие содержания на чувства, мысли учащихся.

Развивающие:

-развивать логическое воздействие учащихся, творческое воображение, выразительную речь;

умение и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к предмету;

-использовать воспитательные возможности басен.

Планируемые результаты.

Предметные: познакомить с особым литературным жанром (с его основными признаками), способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, художественные тексты, раздаточный материал (таблицы) , электронное приложение к учебнику литературы (аудиозапись басен), театральные реквизиты (скатерть, шапка-ушанка, фартук, тарелка, деревянная ложка, платок, рыба), бумажные фигурки басенных героев, нарисованный кроссворд, белые перчатки, портреты баснописцев, иллюстрации к басням, Толковый словарь С.И.Ожегова.

Межпредметные связи: география, живопись , русский язык, башкирская литература, технология, изобразительное искусство.

Ресурсы сети Интернет.

  1. http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru.
  2. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

Учебно-методическая литература.

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 6 класс.
  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе.6 класс.-М.:Вако, 2012.
  3. Художественные тексты: басни Крылова И.А., Михалкова С.В., Толстого Л.Н., Эзопа.

                                    План-конспект урока

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1.(7 минут).

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (проверка домашнего задания).

Рефлексия.

Коллективная работа.

Проблемный метод фронтальной

групповой организации работы учащихся.

Метод контроля, познавательно-рефлексивный.

Личностные: внимание, уважение к окружающим.

Коммуникатив-

ные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные :

саморегуляция.

Постановка вопросов учителя.

Ответы учащихся.

Самооценка работы.

Материалы работы для 1 этапа.

Каждой группе были предложены крылатые выражения ,высказывания.

Объяснить их смысл, придумать жизненные ситуации или небольшие рассказы, в которых мы употребляем эти высказывания (можно за помощью обратиться к родителям, взрослым). Спроси у взрослых!

Задание 1 группе.

                                                   Голод не тётка.

                                                                    С.В.Михалков

Задание 2 группе.

                  Одна из первых мер предосторожности:

                 Соразмерять желанье и возможности.

       

                                                                     С.Михалков

Задание 3 группе.

        Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

                                                                          Древняя китайская басня

Задание 4 группе.

             Не так ли папенькины дочки и сынки,

             Безумно проводя беспечные деньки,

             Безделье выдают за некую отвагу

             И в лености своей, от жажды далеки,

             Садятся вроде мух, на липкую бумагу.

                                                                  С.Михалков

Этап 2.(7 минут).

Мотивация к учебной деятельности.

Определение темы урока.

Постановка учебных задач: знаю-хочу знать.

Рефлексия.

Проблемный метод фронтальной организации учащихся.

Метод контроля.

Регулятивные :

саморегуляция, целеполагание.

Познавательные:

выбор критериев для сравнения и классификации материала, поиск необходимой информации.

Коммуникатив-

ные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами.

Психологи-

ческий настрой учащихся на урок (прослуши-

вание в аудиозапи-

си басни

И.А.Крыло-

ва «Квартет»).

Формируют тему урока,

заполняют технологи-

ческую таблицу по теме «Басня».

Постановка учебной задачи на урок (учащиеся самостоя-

тельно формулиру-ют  тему и цели урока ).

Работают с Толковым словарём С.И. Ожегова.

Самооценка работы.

Материалы работы для 2 этапа.

     -Как вы думаете, из каких произведений взяты эти выражения?  (Из басен).

Сформулируйте тему урока. Мы продолжаем работать с видами эпических произведений. Записываем число, тему урока.

Прослушивание в аудиозаписи (электронное приложение к учебнику литературы) басни И.А.Крылова «Квартет».

Постановка учебной задачи: что мы знаем о баснях?  Что хотели бы узнать? (Заполнение таблицы).

Мы повторим признаки басен, познакомимся с баснописцами, подумаем над смыслом произведений и , анализируя поступки басенных героев, задумаемся над тем, а правильно ли мы поступаем в той или иной жизненной ситуации, не смешны ли мы в жизни.

А эпиграфом к уроку послужат слова И.А.Крылова:

                                            Люблю, где случай есть,

                                            Пороки пощипать.

Вот и поговорим о человеческих пороках, недостатках.

                      Технологическая таблица  по теме «Басня».

№п.п.

Основные признаки басни

Примеры

1.

Древний вид эпоса- басня.

Небольшой рассказ в стихах или прозе.

2.

Басенные герои.

Словарная работа: пороки, недостатки.

Люди ,животные, растения, предметы.

Каждый герой олицетворяет определённые качества: волк глупый, лиса хитрая, заяц-хвастун, трус…И автор заставляет нас смеяться над образами героев, но мы смеёмся не над ними , а над собственными пороками, недостатками, которые осуждает баснописец. В баснях мы узнаем себя, собственные недостатки.

-Перечистите пороки, недостатки людей (лень, трусость, жадность…).

3.

Тема

Высмеивает лень, трусость, жадность, невежество, глупость, неблагодарность…

4.

Композиция

1 часть повествовательная, в которой автор рассказывает историю.

2 часть поучительная. Это мораль. Поучительной части может и не быть, она подразумевается. Предполагается, что читатель сам сделает для себя поучительный вывод. Мораль обычно даётся или в начале или в конце басни.

5.

Изобразительные средства

Олицетворение –перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления, животных.

Аллегория –изображение жизни, которое таит в себе иной смысл. Читая о жизни животных, их поступках, мы представляем жизнь людей , их поступки. Аллегория

( иносказание).

6.

Басенный язык

Прост ,близок к разговорному, используются слова в прямом значении, это способствует ясности и точности смысла. Выражения стали пословицами, поговорками. Диалог.

7.

Определение жанра

Небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

8.

Баснописцы

И.А.Крылов,

Эзоп, Л.Н.Толстой, С.В.Михалков.

-Сегодня мы познакомимся с другими баснописцами и их имена запишем в таблицу.

Написать басню –это нелёгкое дело. Многие русские писатели брались за этот жанр, но не у всех получалось.

9.

Художники -иллюстраторы

Многие художники иллюстрировали басни:

 Е.М.Рачёв, И.И.Иванов,

И.И. Сапожников, М.Ю.Алексеев, Н.С.Строганова.

10.

Крылатые выражения

1.А Васька слушает да ест.

2.А ларчик просто открывался.

3.Да только воз и ныне там.

4.У сильного всегда бессильный виноват.

5.Беда, коль пирожки начнёт печи сапожник,

А сапоги точать пирожник.

11.

Пословицы

Русские пословицы о труде.

1.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2.Воля и труд дивные всходы дают.

Башкирские пословицы о труде.

1.Без труда не появится еда.

2.Любишь есть –люби работать.

Башкирская пословица об учении.

1.Корень учения –разум.

Башкирская пословица об уме.

1.Если своего ума не хватает, других слушай.

(Таблица заполняется в течение урока).

-Мы вспомнили и записали признаки басни (что знали).

Этап 3.(7 минут).

Организация и самоорганиза-ция учащихся в ходе дальнейшего усвоение материала.

Организация обратной связи.

Мини-исследование.

Рефлексия.

Физкультур-

ная разминка (пауза релаксации).

Словесный,

Познаватель-

ный,

эвристичес-

кий.

Метод контроля.

Познавательные:

смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов: анализ, умение доказывать.

Коммуникатив-

ные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами,

соблюдать правила общения.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Личностные: работа под руководством учителя.

Коммуникатив-

ные: строить прдуктивное взаимодействие с учителем и учащимися.

Проверка исследова-

ния.

Психоло-

гический настрой учащихся на работу

(организу-

ет разминку).

Чтение текстов,

работа с таблицей,

нахождение признаков басни (обсуждение и поиск правильного решения, представление результатов).

Исследователь-

ская работа.

Самооценка работы.

Активно выполняют физкульт. разминку

(движения, мимика, речевая артикуляция).

Материалы работы для 3 этапа.

3адание 1.

(Мини-исследование).

-Прочитать выразительно два текста и определить ,какой из них является басней. Ответ аргументировать, использовать признаки басни из заполненной таблицы: герои, тема, композиция, изобразительные средства, басенный язык, крылатые выражения.

                           1. Умный петух.

                             (Сказка народов Африки)

Пошёл петух однажды к своим родственникам. А по пути встретился с котом.

Хитрый кот и думает: «Вот я сейчас петухом-то полакомлюсь!» А сам говорит:

-Куда это ты направился, петух?

-К родственникам,- отвечает петух.

-Так пойдём вместе, вдвоём-то веселее будет,- предложил кот.

Догадался петух о злом умысле кота.

-Если ты пойдёшь со мной, то нас будет трое. Собака тоже хотела пойти со мной.

Испугался кот и говорит:

-Некогда мне. Дел много.

Так смекалистый петух спасся от кота.

                               2.  Кого обходит удача?

                             (Древняя китайская басня)

У крестьянина Суна был небольшой огород. Не жалея сил, трудился Сун на своём огороде. И потому каждую осень он собирал хороший урожай. Сун продавал на базаре редьку, капусту, бобы, огурцы, горох и кое-как сводил концы с концами.

Однажды ,когда Сун пропалывал грядки, из кустов стремительно выскочил большой заяц, ударился с разбегу о дубок и замертво свалился к ногам Суна.

-Вот удача!- обрадовался Сун.- Без всяких трудов получил и мясо, и мех. Мясо съем, а мех продам и куплю себе рису.

И , забыв о прополке грядок, Сун побежал на базар продавать заячью шкуру.

Утром снова пришёл в огород. На этот раз он и не собирался поливать и пропалывать грядки. Он уселся у дуба и стал ждать, когда из кустов выбежит новый заяц и замертво упадёт к его ногам.

Сунн посидел до вечера, но зайца не дождался.

С этого дня,  забыв об огороде, Сун каждое утро усаживался под деревом и ждал зайца. Огород зарос сорняком, овощи без поливки завяли, а Сун всё сидел и ждал зайца. Но зайцы больше не забегали на его огород.

Осенью , когда соседи собирали богатый урожай, печальный Сун выдёргивал из своих грядок бурьян и крапиву. И, глядя на урожай соседей, говорил сердито:

-Несправедливо! Соседям богатый урожай послали боги, а меня обошли!

Не знал Сун одного: кто не работает, к тому удача не приходит.

-Охарактеризуйте Суна. Чему учит басня? Какой недостаток в басне осуждает автор? ( Человек  должен трудиться, заниматься своим делом, тогда к нему и удача придёт).

-Вспомните пословицы о труде.( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Воля и труд дивные всходы дают. Лень до добра не доводит).

Башкирская пословица гласит: «Без труда не появится еда».

-Кого обходит удача? Тех, кто ничего не делает.

Задание 2.

Физкультурная минутка (изображают мимикой, показывают движения, произносят звуки).

                       Мы ,ребята удалые,

                       Любим басни мы читать-

                       Ведь хотим мы лучше стать!

                       Посмотрите на героев:

                       Кто хочет музыкантом стать? (Показывают игру на

                                                                            музыкальных инструментах:

                                                                            скрипка,…).

                      Кто хвалит петуха? (Подражают звуку кукушки).

                      Кто обижает слабых? (Изображают, как пробирается волк).

                      Кто лает на слона? (Подражают лаю маленькой собачки).

                      Ягнята и Волки, Муравьи и Стрекозы,

                     Свиньи под дубом, а также Мартышки

                     Помогут стать лучше вам, дорогие ребятишки!

Этап 4.(10 минут).

Практикум. Аналитическая работа с текстом.

Групповая работа с текстами басен.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Парная работа, индивидуальная работа (подготовка индивидуаль –ных заданий дома).

Метод словесный, познавательный, эвристический.

Метод контроля.

Личностные: стремление к речевому самосовершен-

ствованию.

Познаватель-

ные:поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста басни.

Коммуника-

тивные:плани-

рование учебного сотрудни-

чества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оказывать в сотрудни-

честве взаимопомощь,

соблюдать

правила общения.

Общие вопросы каждой группе.

1.Вырази-

тельно прочитать

басню.

2.Охаракте-

ризовать героев.

3.Чему учит басня?

4.Подобрать пословицы к басне.

Дифферен-

цированное

домашнее

задание.

Групповая работа.

Представ-

ление результа-

тов работы в группе.

Ответы на вопросы.

Дают развёрну-

тые ответы.

Вырази-

тельное

чтение.

Самостоя-

тельное

заполне-

ние

таблицы.

Самооцен-

ка работы.

Записыва-

ют

задания.

          Материалы работы для 4 этапа.

Задания группам:

-выразительно прочитать басню,

-ответить на вопросы.

Вопросы:

-охарактеризовать басенных героев,

-подобрать к басне пословицы,

-объяснить мораль,

-объяснить аллегорический смысл басни.

1 группа историческая. Басня Эзопа «Лисица и виноград».(Прочитать басню по ролям). Почему группа называется исторической?

                                    Лисица и виноград

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел».

Иной не может сделать что- либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Встречаются такие люди, которые сами не могут что-то сделать, а обвиняют в этом других. О таких людях и рассказывает автор.

Материал об Эзопе (индивидуальное задание для учащихся к уроку).

Эзоп был одним из первых древнегреческих баснописцев 6  века до нашей эры. Число рассказанных им басен велико. Их около 500. Он был фригийским рабом, но для работы не был годен. На него было страшно смотреть, на спине горб, был пузатым, некрасивы .Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали, но всё-таки снова звали, просили рассказать новые басни .Служил он при дворе лидийского царя Креза и погиб насильственной смертью в Дельфах. В литературе существует такое выражение «эзоповский  язык». Это язык иносказания, аллегории.

Салтыков-Щедрин в своих произведениях использовал приём эзоповского языка: иносказание, метафоры.

2 группа театральная. Басня И.А.Крылова «Демьянова уха». (Проинсценировать басню). Почему ваша группа театральная?

Демьян- гостеприимный хозяин, настойчивый, навязчивый. А какие слова он использует, уговаривая Фоку ( «соседушка», расхваливает уху- «ушица», умоляет :«Ещё хоть ложечку», расхваливает). Трудно Фоке устоять и отказаться от еды.

Фока вежливый, терпеливый, страдающий от своей деликатности.

-Представьте, какие он действия совершает за столом (вытирает рукавом пот с лица, вздыхает, умоляюще смотрит на хозяина, распоясывает кушак (пояс). Он уже вздохнуть не может и , не выдержав, убегает. Накормил его сосед на всю жизнь.

-В каких случаях употребляется выражение «демьянова уха»?

Человек во всём должен знать меру.

Материал о Крылове И.А. (индивидуальное задание для учащихся к уроку).

И.А.Крылов написал около 200 басен. В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть памятник И.А.Крылову. Он сидит в кресле и на памятнике изображены герои его басен. Это и Осёл, и Козёл, и Мартышка. Крылов , рассказывая о них, как будто бы говорил: «А ну-ка, дружок, примерь мою басню на себя, а нет ли у тебя такого недостатка?»

3 группа .Мастерская художественного слова. Басня Л.Н.Толстого «Учёный сын» (Прослушать басню в аудиозаписи). Почему вы работали в мастерской художественного слова?

                                       Учёный сын

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне».

А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?»

Только он пошёл по двору, наступил на грабли, они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»

Сын считает себя учёным, только забыл, что эти грабли дают ему возможность учиться в городе. Поэтому надо помогать отцу и не забывать об этом.

Башкирская пословица гласит: «Корень учения -разум».

Материал о Л.Н. Толстом (индивидуальное задание для учащихся к уроку).

Раньше возможность учиться имели только дети богатых людей. Они получали образование за границей. А дети бедных людей такой возможности не имели. И вот Л.Н.Толстой в Ясной Поляне открыл 20 школ для детей-крестьян и сам их обучал. Но для обучения нужны были книги, написанные простым языком, понятным для крестьянских детей. И Л.Н.Толстой написал для них «Азбуку», «Русские книги для чтения». И в эти сборники он включил и басни Эзопа и написал свои басни.

4 группа «Трудовая» .Басня С.В.Михалкова «Белые перчатки».(Выразительно прочитать по ролям и объяснить, почему группа называется «Трудовая» ).

                                          Белые перчатки

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

-Вот я какой!..

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

-Летим с нами! -кричали птицы, пролетая мимо.

-Летите, летите!- отвечал им Грач.- Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

-А мне?- крикнул Грач.- Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

-Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

-А вы прямо в рот кладите- я буду жевать!

-Ну нет!- отвечали птицы.- Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнёздам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей- соловушка, так тот даже ночью пел- так славно он потрудился за день.

Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку.

Голод не тётка!

Голод не тётка. Надо работать, трудиться, а то последние перчатки съешь.

Башкирские пословицы.

  1. Любишь есть- люби работать.
  2. Если своего ума не хватает, других слушай.

Материал о С.В.Михалкове (индивидуальное задание для учащихся к уроку).

Когда С.В. Михалков стал работать над этим жанром, то многие говорили, что  жанр устарел, что время аллегорий прошло, и поэтому не стоит возрождать эти произведения , басня никому не нужна.

Но жизнь доказала обратное. Его басни стали публиковать в газете «Правда», их исполняли по радио, их стали переводить на языки народов нашей страны, у них появились художники- иллюстраторы. Нельзя было не восхищаться работами Евгения Рачёва.

Художник- иллюстратор Е.Рачёв.

Вот его иллюстрации к басням «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак», «Свинья пода дубом» И.А.Крылова. Каждый из художников создал свой особый басенный мир, опираясь на литературные образы.

Басни Михалкова были переведены на японский ,персидский языки. И благодаря Михалкову басня получила новую жизнь, новое наполнение.

Нужно ли сегодня читать басни?

Читая басни сегодня, мы в них узнаём себя,  свои недостатки: это и лень, и глупость, и наше невежество. А ведь басня учит нас понимать нравственные ценности: воспитанность, порядочность, трудолюбие.

Дифференцированное домашнее задание.

  1. Оформить басенный журнал, придумать название.
  2. Написать басенный рассказ, проиллюстрировать.
  3. Составить кроссворд по басням.
  4. Выучить басню наизусть.
  5. Проинсценировать басню.
  6. Нарисовать иллюстрацию к басне.

Этап  5.(10 минут).

Закрепление

полученных

знаний.

Групповая

работа.

Рефлексия.

Наглядный,

поисковый,

проблем-

ный.

Работа в группах,

выступле-

ние перед аудиторией.

Метод контроля.

Коммуникатив-

ные: проявлять

активность в решении познавательных

задач, навыки сотрудничества

со сверстниками.

Познаватель-

ные:

активность в решении творческой задачи.

Регулятивные:

предвидеть возможности получения конкретного результата.

Личностные:

формирование фантазии;

нравственно-этическая ориентация.

Задания группам.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов в группе. Исследователь-

ская

работа. Творческая работа.

Самооценка работы.

        Материалы работы для 5 этапа.

      Задание 1 группе.

Из басен выписать 5 крылатых выражений.

      Задание 2 группе.

Написать небольшое сочинение на тему «Чему учат басни». (Это может быть  поучение, письмо ,стихотворение).

Примеры из ученических работ.     

                 Поучение              

           Запомни грамотку мою,

           Запомни навсегда,

           Храни её ты бережно,

           Ведь это для тебя.

           Младших ты не обижай,

           Тех, кто старше уважай.

           Бедным людям помогай,

           Не воруй, не убивай,

           Зла другому не желай.

           Если вдруг ты нагрубил

           Или что-то натворил,

           То исправить поспеши

           И прощенье попроси.

           Верю, что тебя простят

           И тебе не отомстят.

           Делай людям ты добро,

           И к тебе придёт оно.

          Поучения все мои

          Ты старайся исполнять,

          И тогда, где б ни был ты,

          Будет всё вокруг сиять.

                         Назарова Оксана

                     ***

      У людей пороки есть:

      Это лживость, это месть,

      Воровство - тоже порок,

      За него получишь срок.

      Подхалимство , клевета-

      Есть порочная черта.    

      Так что беспорочен будь

      И про подлости забудь.

      И жизненный тогда твой путь

      Обретёт другую суть.

                          Батталова Гузель      

Задание 3 группе.

Отгадать кроссворд по басням.

           Кроссворд по басням.

Задания по горизонтали.(Ответы).

5.  Герой басни.(Волк).

6.  Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных.(Олицетворение).

7.  Один из самых древних видов эпоса. (Басня).

8.  Гостеприимный герой басни.(Демьян).

9.  Название журнала И.А.Крылова. («Зритель»).

10. Название басни И.А.Крылова.( «Квартет»).

Задания по вертикали.(Ответы).

  1. Недостатки людей. (Пороки).
  2. Изображение жизни, которое таит в себе иной смысл. (Аллегория ).
  3. Поучительная часть басни. (Мораль).
  4. Автор басен. (Михалков).

П

А

О

М

Л

Р

М

В

О

Л

К

Л

О

Л

И

Ц

Е

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

К

Х

А

Г

И

Б

А

С

Н

Я

Л

О

Л

Д

Е

М

Ь

Я

Н

Р

К

И

О

З

Р

И

Т

Е

Л

Ь

Я

10     К                                                     

В

А

Р

Т

Е

Т

                           

         

Задание 4  группе.

Провести исследование по плану, заполнить предложенную таблицу.

Басня Эзопа «Ворон и Лисица».

Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Что общего и чем они различаются? Одинаков ли смысл басен?

№п.п.

Признаки

Эзоп

И.А.Крылов

1.

Герои

Лисица

Ворон

Лисица

Ворона

2.

Действия героев (выписать глаголы).

Взлетел, уселся, гаркнул.

Взгромоздясь, дыханье спёрло, гаркнула.

(Лексика приниженная. Такие действия не позволяют герою быть милым, нежным созданьем).

3.

Выписать слова лисицы.

Задумала перехитрить, говорит: «Статный молодец», «цвет перьев царственный», «владыка всех пернатых».

Бежала ,на цыпоч-

ках,  подходит,

 вертит, не сводит, говорит, сладко ,чуть дыша; гаркнула, «царь-птица», «пёрышки», «носок».

В словах уменьшительно-ласкательные суффиксы и антитеза.

4

Мораль.

Не верь врачам -проку не выйдет.

Уж сколько раз твердили миру…

Басня Эзопа прозаическая, короткая.

Басня И.А.Крылова стихотворная и более длинная.

Герои те же, события те же.

Действия , поведение вороны и ворона похожи.

Лисица у И.А.Крылова более хитрая, изворотливая, а как ласково говорит, что и сам поверишь, что ты царь на земле, а на самом деле ничего из себя не представляешь. Ворона оказалась глупой, а лисица - хитрой.

В жизни есть такие люди, которые готовы  на всё ради своей выгоды: и обмануть близкого, и предать его.

Этап 6.(4 минуты).

Подведение итогов урока.

1.Обобщение.

2.Самооценка.

3.Рефлексия.

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Самоанализ .

Словесный

наглядный.

Метод контроля, познавательно-рефлексивный.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятив-

ные:

Умение рационально организовы-

вать самостоятель-

ную деятельность.

Познаватель-

ные: овладение логическими действиями сравнения,

обобщения; активность в

решении поставленных

творческих

задач.

Коммуника-

тивные: навыки сотрудни-

чества со взрослыми и сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-

ции.

Вопросы : «Какие новые открытия вы сегодня для себя соверши-

ли? Пригодят-

ся ли они вам в жизни?»

Самооценка работы на уроке (выбира-

ют

бумажныефигурки басенных героев : если работали отлично на уроке-5 героев,

если были затруд -

нения-3, если сделали для себя открытия

на уроке-5,

если захотели прочита-

тать басни-5.

(Этих героев получают в подарок).

Материалы работы для 6 этапа.

Бумажные фигурки басенных героев , сделанные учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства.

                               Слово учителя.

      - Дорогие ребята, баснописцы в своих произведениях и вы в своих работах, ответах показали, что самым главным в жизни всегда, во все времена были такие качества людей, как скромность, честность, порядочность, трудолюбие, отзывчивость… И эти нравственные , моральные качества возьмут вверх над невежеством, глупостью, трусостью, лестью, подхалимством…

                          Спасибо всем за работу!

        

                     Приложение

  Исследования по басням Эзопа « Лисица и виноград» и И.А.Крылова  «Ворона и лисица»

Признаки , ключевые слова

Эзоп

И.А.Крылов

  1. Герои.

  1. Действия

Ворона и

Вороны

 ( выписать

глаголы).

  1. Слова Лисицы (выписать)

  1. Мораль.

 Технологическая таблица по теме              « Басня»

Основные признаки басни

           Примеры

  1. Древний вид эпоса

  1. Басенные герои

  1. Тема

  1. Композиция

  1. Изобразительные

средства

  1. Басенный язык

  1. Определение жанра

  1. Баснописцы

  1. Художники-иллюстраторы

  1. Крылатые выражения

  1. Пословицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЗОРНОЙ ЛЕКЦИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ».

Преподавание литературы в школе находится в поле пристального общественного внимания: дискуссии о том, зачем и как изучать литературу, периодически ведутся на страницах печати, на телевидении. О препо...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. БАСНИ И. А. КРЫЛОВА

Конспект урока литературы в 8 классе...