Технологическая карта урока литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Монгуш Чайзат Альбертовна

 

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме: "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русской литературе в 7 классе

Тема урока: Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. 

-Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме.

-Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Слайд 1

Мотивация к  деятельности

Слово учителя. Слайд 2

Учитель предлагает вспомнить ранее изученные произведения И. Бунина. («Косцы»,  «Детство», «Листопад», «Нагая степь»)

Каковы темы рассказов И. Бунина, изученных нами в младших классах?  (мир природы и человека)

Отвечают на вопросы.

Предметные: получает возможность вспомнить ранее изученные произведения.

Коммуникативные: умеет слушать и понимать, строит речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.

Личностные: формирует внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

2.Актуализация знаний

1. Недавно мы  изучали повесть Л.Н. Толстого «Детство», сегодня на уроке тоже будет звучать тема детства.

Какие проблемы поднимал в своей повести Л.Н. Толстой? Слайд 3

2. Знакомство с биографией И. Бунина (презентация). Слайд 4-6.

Формулируют цель урока по предложенной теме.

Работа с презентацией

Предметные: самостоятельно формулирует цель урока; выбирает основное в предложенном материале.

Коммуникативные: формулирует собственное мнение.

Познавательные: понимает заданный вопрос и строит сообщение в устной форме; анализирует предложенный материал.

Регулятивные: формирование способности личности к целеполаганию и построению плана работы.

Беседа

Работа с репродукциями В.Серова. Слайд 7

Опиши мальчика на портрете, чем он похож на героя рассказа?

Проблемный вопрос: «Для кого и почему написан рассказ?»

- Чем необычен этот рассказ?(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подбери местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)

Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)

—Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)

О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)

—Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

—Какова главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащийся активно обсуждает проблему, приходит к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

- Как ты думаешь, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)

—Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Осмысление проблемного вопроса.

Беседа с элементами анализа

 Знакомятся с понятием «психологизм», записи в тетради.

Определяют тему произведения, ведут запись в тетради.

Анализируют речь, манеру, отношение к себе главных героев.

Предметные: получает возможность научиться описывать произведения живописи, сопоставляет образы художественных текстов и произведений живописи,           знакомится с творчеством русских живописцев.

Регулятивные: формирует умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные: понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме; устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные: формулирует собственное мнение и  аргументирует позицию.

3.Практическая деятельность

Учитель обращает внимание на особенности композиции.

- Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

—Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

—Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтверди свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

—Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

—А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

—Подтверди эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

—Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

—Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

—Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

—Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)

—Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)

Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)

Работа с презентацией.

 Находят элементы композиции в тексте, иллюстрируют свои ответы. Ответы фиксируют в тетради.

Вспоминают элементы композиции.

Работа по учебнику.

Предметные: получает возможность развивать монологическую речь; усовершенствует знания по теории литературы, приёмы анализа образа героя художественного произведения.

Коммуникативные: формирует умения слушать и анализировать  услышанное.

Регулятивные: формирует умения планировать учебную деятельность при решении литературной задачи; определяет последовательность производимых действий.

4.Физкультминутка

Слайд 9

Выполняют простые упражнения.

Личностные: осознает необходимость заботы о здоровье.

5.Первичное подведение итогов

Легко ли быть ребёнком и почему?

Какие уроки на взрослое будущее вы извлекли?

Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

Отвечают на вопросы.

Совместно с учителем делает выводы.

Предметные: учится формулировать и доказывать свою точку зрения, отстаивает собственное мнение, анализирует свои поступки.

Регулятивные: соотнесение полученного результата с действительностью.

Коммуникативные: умение доказывать, обосновывать своё мнение.

6.Рефлексия деятельности

Ответим на проблемный вопрос: «Для кого и почему написан рассказ?» Слайд 10

Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю вам дома подумать над смыслом названия рассказа.

Размышляют над вопросом.

Предметные: учится формулировать и доказывать свои мысли. Проверяет личностные качества, получает возможность формировать ценностные ориентиры; решает моральные задачи.

Получает возможность  подводить итог, контролирует свой уровень знаний, умений и навыков с последующей коррекцией знаний

Регулятивные: осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем; формирует рефлексивную самооценку своих способностей и возможностей.

Личностные: умение проявлять интерес,  стремление к самообразованию и самооценке

7.Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: Почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»? Объясните смысл заглавия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...