Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир литературы»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Программа углубленного изучения жанров литературы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Владимира

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Гимназия№ 35»

Согласовано:

Методический совет

от «30» 08. 2023г.

Протокол № 1

Утверждаю:

Директор МАОУ « Гимназия№ 35»

Кулешова Ирина Ивановна

«01» 09. 2023г.

Принята на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

«30» 08. 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир литературы»

Направленность – гуманитарная

Уровень сложности - углубленный

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Авдюнина Галина Леонидовна,

педагог дополнительного образования

г. Владимир, 2023.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на углубление умений учащихся анализировать художественное произведение. Целью занятий является ознакомление учащихся 9 класса с основными задачами литературоведческой науки, с фундаментальными категориями теории искусства (образ, содержание, форма), понятиями поэтики (автор, система героев, сюжетно-композиционная организация, хронотоп, субъектная организация) и теории стиха (ритм, система стихосложения, стихотворный размер). Теоретические сведения, полученные учащимися, отрабатываются при анализе конкретных художественных произведений.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:

1. Литература как искусство слова.

#1057;одержание и форма художественного произведения.

4. Автор биографический и автор конципированный.

#1055;ерсонаж, герой, тип, характер. Понятие системы героев.

#1057;южет и фабула литературного произведения.

#1057;истема хронотопа в литературном произведении.

8. Художественная концепция как теоретико-литературное понятие.

#1055;онятие жанра.

#1069;пос как род литературы.

#1051;ирика как род литературы.

#1044;рама как род литературы.

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.

Количество занятий в неделю – 1. Количество часов в год – 33.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:

иметь представление о системе жанров литературы,

свободно владеть литературоведческой терминологией,

уметь анализировать поэтический и прозаический текст.

Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.

Личностные результаты предусматриваю умения:

оценивать значимость для личности творческого воспитания;

рефлексировать личный опыт;

​ ​ высказывать личную точку зрения.

Метапредметными результатами являются умения:

формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;

развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные:

умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия.

Познавательные:

перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);

систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).

Коммуникативные:

владеть всеми видами речевой деятельности;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

​ ​ выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметными результатами являются представления:

о системе литературных жанров;

об анализе поэтического и прозаического текста.

Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:

самостоятельность, готовность к саморазвитию,

творческая и познавательная активность,

гражданственность, патриотизм,

духовность, нравственность.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое сопровождение:

Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия в 2-х ч., 9 класс. – М.: «Просвещение», 2019.

Исаченкова Н.В. «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы» СПб.: «Паритет», 2018.

Коган И. «Искусство написания сочинений». – СПб.: 2018.

цифровые образовательные ресурсы:

- виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы

- энциклопедия Кирилла и Мефодия

- CD-диск «Библиотека школьника» программа по литературе

- программа Starboard

CD-диск «Видеоуроки по литературе 9 класс»

- видеофильмы по произведениям

- видеоролики к произведениям

- коллекция презентаций к урокам

Интернет-ресурсы:

Тематический план

Тема занятия

Всего часов

Теоретические понятия, категории

Формы организации занятий

Формы контроля

1

Литература как искусство слова

1

Изобразительные и выразительные виды искусства. Место литературы среди видов искусства

Беседа

Творческий практикум

2

Образ как форма художественного мышления

1

Соединение рационального и эмоционального, объективного и субъективного в образе

Беседа

Анализ текста

3

Понятие литературного рода

1

Эпос, лирика, драма: своеобразие их содержания и формы

Практикум

Анализ текста

4

Содержание и форма художественного произведения.

1

Единство формы и содержания, соответствие формы содержанию

Лекция

Анализ текста

5

Автор биографический и автор конципированный

1

Автор биографический и автор конципированный

Практикум

Анализ текста

6

Понятие системы героев

2

Персонаж, герой, тип, характер. Герои центральные и второстепенные

Лекция

Анализ текста

Презентация

7

Сюжет и фабула литературного произведения

2

Специфика сюжета в лирической прозе и в лирике. Понятие о композиции литературного произведения

Беседа

Практикум

Анализ текста

Презентация

8

Хронотоп в литературном произведении

2

Система хронотопа в литературном произведении. Специфика хронотопа в фольклоре и в литературе

Лекция

Беседа

Анализ текста

Творческий практикум

9

Художественная концепция как теоретико-литературное понятие

3

Тема и идея произведения. Понятие художественного пафоса

Лекция

Беседа

Анализ текста

Проект

10

Понятие жанра

2

Типология жанров. Жанровое мышление, его характерные признаки

Лекция

Беседа

Анализ текста

Творческий практикум

11

Эпос как род литературы

6

Рассказ как жанр. Повесть как жанр. Роман как жанр. Жанровые разновидности романа. Роман-эпопея

Беседа

Мастерская

Анализ поэтики рассказа, повести

Творческий практикум

12

Лирика как род литературы

6

Лирические жанры. Поэма как лиро-эпический жанр. Основные особенности стихотворной речи. Понятие о ритме. Основные системы стихосложения. Стихотворные размеры

Беседа

Мастерская

Анализ поэтики стихотворения

Творческий практикум

13

Драма как род литературы

3

Место конфликта в художественной системе драматического произведения. Жанровая система драматических произведений

Беседа

Мастерская

Анализ пьесы

14

Итоговый урок

1

Мастерская

Проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и литература»

Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных по...

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...