Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир литературы»
методическая разработка по литературе (9 класс)
Программа углубленного изучения жанров литературы в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Владимира Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Гимназия№ 35»
| ||
Согласовано: Методический совет от «30» 08. 2023г. Протокол № 1
| Утверждаю: Директор МАОУ « Гимназия№ 35» Кулешова Ирина Ивановна «01» 09. 2023г. Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 «30» 08. 2023г. | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир литературы» Направленность – гуманитарная Уровень сложности - углубленный Возраст обучающихся: 14-16 лет Срок реализации: 1 год
| ||
| Авторы-составители: Авдюнина Галина Леонидовна, педагог дополнительного образования | |
г. Владимир, 2023.
|
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мир литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на углубление умений учащихся анализировать художественное произведение. Целью занятий является ознакомление учащихся 9 класса с основными задачами литературоведческой науки, с фундаментальными категориями теории искусства (образ, содержание, форма), понятиями поэтики (автор, система героев, сюжетно-композиционная организация, хронотоп, субъектная организация) и теории стиха (ритм, система стихосложения, стихотворный размер). Теоретические сведения, полученные учащимися, отрабатываются при анализе конкретных художественных произведений.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:
1. Литература как искусство слова.
#1057;одержание и форма художественного произведения.
4. Автор биографический и автор конципированный.
#1055;ерсонаж, герой, тип, характер. Понятие системы героев.
#1057;южет и фабула литературного произведения.
#1057;истема хронотопа в литературном произведении.
8. Художественная концепция как теоретико-литературное понятие.
#1055;онятие жанра.
#1069;пос как род литературы.
#1051;ирика как род литературы.
#1044;рама как род литературы.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.
Количество занятий в неделю – 1. Количество часов в год – 33.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:
∙иметь представление о системе жанров литературы,
∙ свободно владеть литературоведческой терминологией,
∙ уметь анализировать поэтический и прозаический текст.
Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.
Личностные результаты предусматриваю умения:
∙оценивать значимость для личности творческого воспитания;
∙рефлексировать личный опыт;
∙высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
∙формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;
∙развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
∙развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные:
∙формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные:
∙умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;
∙рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия.
Познавательные:
∙перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);
∙систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).
Коммуникативные:
∙владеть всеми видами речевой деятельности;
∙ участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,
∙осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
∙ выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами являются представления:
∙о системе литературных жанров;
∙об анализе поэтического и прозаического текста.
Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:
∙самостоятельность, готовность к саморазвитию,
∙творческая и познавательная активность,
∙гражданственность, патриотизм,
∙духовность, нравственность.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое сопровождение:
Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия в 2-х ч., 9 класс. – М.: «Просвещение», 2019.
Исаченкова Н.В. «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы» СПб.: «Паритет», 2018.
Коган И. «Искусство написания сочинений». – СПб.: 2018.
цифровые образовательные ресурсы:
- виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы
- энциклопедия Кирилла и Мефодия
- CD-диск «Библиотека школьника» программа по литературе
- программа Starboard
CD-диск «Видеоуроки по литературе 9 класс»
- видеофильмы по произведениям
- видеоролики к произведениям
- коллекция презентаций к урокам
Интернет-ресурсы:
Тематический план
№ | Тема занятия | Всего часов | Теоретические понятия, категории | Формы организации занятий | Формы контроля |
1 | Литература как искусство слова | 1 | Изобразительные и выразительные виды искусства. Место литературы среди видов искусства | Беседа | Творческий практикум |
2 | Образ как форма художественного мышления | 1 | Соединение рационального и эмоционального, объективного и субъективного в образе | Беседа | Анализ текста |
3 | Понятие литературного рода | 1 | Эпос, лирика, драма: своеобразие их содержания и формы | Практикум | Анализ текста |
4 | Содержание и форма художественного произведения. | 1 | Единство формы и содержания, соответствие формы содержанию | Лекция | Анализ текста |
5 | Автор биографический и автор конципированный | 1 | Автор биографический и автор конципированный | Практикум | Анализ текста |
6 | Понятие системы героев | 2 | Персонаж, герой, тип, характер. Герои центральные и второстепенные | Лекция | Анализ текста Презентация |
7 | Сюжет и фабула литературного произведения | 2 | Специфика сюжета в лирической прозе и в лирике. Понятие о композиции литературного произведения | Беседа Практикум | Анализ текста Презентация |
8 | Хронотоп в литературном произведении | 2 | Система хронотопа в литературном произведении. Специфика хронотопа в фольклоре и в литературе | Лекция Беседа | Анализ текста Творческий практикум |
9 | Художественная концепция как теоретико-литературное понятие | 3 | Тема и идея произведения. Понятие художественного пафоса | Лекция Беседа | Анализ текста Проект |
10 | Понятие жанра | 2 | Типология жанров. Жанровое мышление, его характерные признаки | Лекция Беседа | Анализ текста Творческий практикум |
11 | Эпос как род литературы | 6 | Рассказ как жанр. Повесть как жанр. Роман как жанр. Жанровые разновидности романа. Роман-эпопея | Беседа Мастерская | Анализ поэтики рассказа, повести Творческий практикум |
12 | Лирика как род литературы | 6 | Лирические жанры. Поэма как лиро-эпический жанр. Основные особенности стихотворной речи. Понятие о ритме. Основные системы стихосложения. Стихотворные размеры | Беседа Мастерская | Анализ поэтики стихотворения Творческий практикум |
13 | Драма как род литературы | 3 | Место конфликта в художественной системе драматического произведения. Жанровая система драматических произведений | Беседа Мастерская | Анализ пьесы |
14 | Итоговый урок | 1 | Мастерская | Проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и литература»
Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных по...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...