Приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Из опыта работы. Приемы и методы технологии на уроках обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_metody_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 52.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Перфильева Александра Сергеевна
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4 п. Ванино
Приемы и методы технологии развития критического мышления
через чтение и письмо на уроках обществознания
- Метод анкетирования
Цель: формирование умения применять метод анкетирования к анализу явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни
Тема: Социальная мобильность
Цель: определить направления межпоколенной и внутрипоколенной мобильности
Гипотеза: у поколения отцов преобладал горизонтальный характер социальной мобильности, в то время как у поколения детей – вертикальный, т.к. в современном обществе существует больше возможностей для роста социальной мобильности (социальные лифты).
Этапы работы: 1. Составляется общая схема явления (приемы мозговая атака и кластер).
2. Опираясь на схему, формулируются вопросы анкеты (прием мозговая атака): каково ваше занятие (профессия)? если вы уже меняли свое занятие (профессию), то что послужило причиной этих изменений? каково нынешнее занятие ваших родителей? каким было первое после окончания школы занятие отца? если занятие отца изменилось, то что послужило причиной этих изменений? сколько раз ваша семья меняла свое место жительства? и т.п.
3. Составляется таблица
Респонденты | |||||
первый | второй | третий | Четвертый | пятый | |
ваше занятие (профессия) | |||||
Самое первое занятие сына/дочери | |||||
«Социальный лифт» | |||||
нынешнее занятие ваших родителей | |||||
Самое первое занятие родителей | |||||
«Социальный лифт» | |||||
Перемена места жительства | |||||
Причина перемены места жительства |
4. Выполнение задания, формулировка выводов.
5. Представление и обсуждение результатов. Выводы
- Метод эмпирического исследования
Эмпирическое исследование – это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приемами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает не только освоение умений, непосредственно связанных с исследованием, но и ориентировку в предметно-специфических областях, а также развитие регулятивных действий.
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений об источниках загрязнений школьного двора.
На подготовительном этапе определяются вопросы, способы получения информации, место проведения исследования.
На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отраженным в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.
На заключительном этапе учащиеся заполняют сводную таблицу:
№ п/п | Вид загрязнения | Источник загрязнения | Способ предотвращения загрязнения |
1 | Твердые бытовые отходы | Школьники, жильцы микрорайона | Субботники, экологические акции |
Эссе
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Тема: Направленность личности
Задание. Выявить проблему, поднятую в высказывании
Цель: формирование умения понимать сущность проблемы, поднятой в высказывании.
Форма работы: парная
«Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно…» (Д.И. Писарев)
Этапы работы:
Учащимся предлагается сформулировать вопросы к высказыванию. Вопросы могут быть такими: Что такое убеждения? Как формируются убеждения? Что лежит в основе убеждений? Почему нельзя получить готовые убеждения от других людей?
Далее учащимся предлагается дать ответы на эти вопросы. Если возникают трудности, то необходимо обратиться к учебному тексту и найти подтверждения своим предположениям.
После предложить учащимся выбрать наиболее интересные вопросы, которые можно задать всему классу. В ходе коллективного обсуждения вопросов и ответов формулируется вывод, который и является сущностью проблемы, поднятой в высказывании: убеждения – специфичный элемент направленности личности, огромную роль в процессе их выработки играют самостоятельные усилия.
Инсерт
Стадия осмысления содержания. Предлагаем ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки:
«v» - уже знал это;
«+» - новая информация;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял.
Работа с документами
Текст 1. Фрагменты из работ немецкого философа Л. Фейербаха (1804—1872).
«Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце...
...Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познать, любить и хотеть. Но какова цель разума? — Разум. Любви? — Любовь. Воли? — Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, т. е. быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно то, что существует ради себя самого. Таковы любовь, разум и воля. Божественная «троица» появляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли».
«Лишь когда человек повсюду и кругом есть человек и сознает себя человеком, когда он не хочет быть чем-то большим, чем он есть, чем он может и должен быть, когда он уже не ставит себе цель, противоречащую его природе, его назначению, и вместе с тем цель недостижимую, фантастическую — цель стать Богом, то есть существом абстрактным и фантастическим, существом бестелесным, бесплотным и бескровным, существом без чувственных стремлений и потребностей, — лишь тогда он законченный человек, лишь тогда он совершенный человек, лишь тогда в нем больше не будет места, в котором мог бы свить свое гнездо потусторонний мир».
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему Л. Фейербах выделил из многих человеческих качеств разум, чувство и волю? Как он раскрывает их смысл?
2. Почему названные качества он называет Божественной «троицей»?
3. Философ в приведенных фрагментах дважды говорит о совершенном человеке. Есть ли связь между этими двумя характеристиками? В чем она заключается?
Вопрос 1 к тексту Л. Фейербаха требует сопоставления человеческих качеств, выделенных автором, с другими качествами человека. Вторая часть вопроса требует раскрытия смысла ряда слов в контексте документа. Вопрос 2 требует найти аргументы к сформулированному Фейербахом выводу. Вопрос 3 направлен на раскрытие внутренних связей в изучаемых текстах.
Естественно, что нет необходимости ставить весь возможный набор вопросов. Однако анализ приведенного текста и заданий к нему позволяет утверждать, что уровень заданий выходит за рамки простого и преобразующего воспроизведения содержания. Предложенные задания помогают глубже постичь идеи документа и в конечном счете углубиться в размышления о человеке и человеческом в нем.
Чтение с остановками
Пример разбора Преамбулы Всеобщей декларации прав человека.
Этапы работы:
Вызов. На данной стадии предлагаем вспомнить учащимся, что они знают о преамбуле и сделать записи в форме кластера.
Осмысление. На столах у детей текст Преамбулы, разбитый на отрывки.
«Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
(1) Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
(2) принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
(3) принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
(4) принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
(5) принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
(6) принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
(7) принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства;
(8) Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией»
Примерные вопросы к каждой остановке:
1. Как вы понимаете «равные права» всех людей? а «неотъемлемые права»? почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы? почему — основой справедливости? почему — основой всеобщего мира?
2. Перечислите известные вам варварские акты, порожденные пренебрежением и презрением к правам человека. Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей?
3. Как вы думаете, в чем заключается охрана прав человека властью закона?
4. Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных отношений между народами.
5. Объясните, как права человека могут способствовать социальному прогрессу и улучшению
условий жизни.
6. Каким образом государства должны выполнять обязательства по соблюдению прав человека и основных свобод?
7. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод человека? какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?
8. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государствам? как вы думаете, какие меры должны быть приняты в каждой стране, чтобы выполнить эту задачу? объясните, почему вы так считаете. Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека? чем оно отличается от неэффективного?
Рефлексия. После разбора текста дается задание вернуться к первоначальным записям (кластерам), внести изменения, сделать дополнения и исправить ошибки.
Как видим, в процессе работы ставится ряд вопросов на понимание отдельных выражений и положений текста («Как вы понимаете...?», «Что означает...?»), на раскрытие причинно-следственных и иных связей («Почему...?», «Раскройте связь...»), на использование знаний, полученных ранее («Какие вам известны...?»), на извлечение выводов из практических действий («Какие меры должны быть проведены, чтобы...?»).
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Еще один прием, который можно использовать на разных стадиях урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, например, Кто? Что? Когда? Как звали…? Верно ли…? и др. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа, например, Объясните, почему…? В чём различие…? Что, если…? и т. д.
При изучении вопроса о государстве в основной школе учащимся предлагается познакомиться с отдельными положениями, содержащимися в Конституции Российской Федерации и выполнить задание:
Сформулируйте «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту отрывка из Конституции РФ, запишите их в таблицу.
«Статья 1
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления <...>
Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека <...>
Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...»
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что означает демократическое государство; федеративное; правовое? Что такое республиканская форма правления? Что означает слово «социальное», «светское?» Как вы понимаете слова «достойная жизнь человека»? Как понимаете «свободное развитие человека»? | Почему авторы конституции посчитали необходимым включить эти положения? Предположите, что если в конституции будет отсутствовать следующее положение: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...» |
После того, как таблица будет заполнена, предлагаем учащимся прочитать текст параграфа, найти ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.
Концептуальная таблица
Прием «Концептуальная таблица» целесообразно использовать, когда предполагается сравнение трех и более объектов или вопросов. Например, при изучении тем «Политические режимы», «Типы обществ», «Экономические системы» и др.
Алгоритм работы:
чтение текста, выделение главного;
обсуждение информации в группе;
выделение линий сравнения и заполнение таблицы;
представление выполненной работы.
Таблица. Типы хозяйственных систем
Линии сравнения | Командная | Рыночная | Традиционная |
Линии сравнения | |||
Линии сравнения |
Эвристическая беседа
При изучении темы: «Деятельность людей и её многообразие» для актуализации опорных знаний по данной теме можно провести беседу по следующим вопросам:
В чем выражается социальная сущность деятельности? Как соотносятся мышление и деятельность? Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории?
Этот же прием использовался и при изучении темы «Многообразие путей познания мира». Приложение конспект урока
Ассоциативный метод
При изучении темы «Исторический процесс» в старшей школе на стадии вызова можно предложить учащимся записать все ассоциации, которые приходят на ум при словосочетании «исторический процесс». Работа может парной или групповой. После окончания работы в группах слова-ассоциации обсуждаются и записываются на доске. В результате может появиться такая схема, которая поможет в дальнейшем определить сущность исторического процесса.
Мозговая атака
Тема: Воздействие человека на природу (7 класс)
Задание: в течение трех минут подумайте в парах и запишите в таблицу: в чем причины возникновения водной проблемы? Какие причины актуальны для нашего края?
Каким образом можно уменьшить или предотвратить загрязнение?
№ п/п | Причины загрязнения | Способ предотвращения (или уменьшения) загрязнения |
Кластеры
Тема: Социальная мобильность
На стадии вызова организуется беседа по вопросам: Может ли человек изменить свое положение? Может ли он переместиться из одной социальной группы в другую? Всегда ли была возможность свободно перейти из одной социальной группы в другую? Какие способы перехода существовали в патриархальном и феодальном обществе? В каких странах существовали прямые запреты на переход из одной социальной группы в другую?
Как вы думаете, почему в современном обществе эти запреты невозможны? Как называется процесс перехода из одной социальной группы в другую? Каким бывает этот переход? Какие пути перемещения людей вам известны? Таким образом придем к выводу, что современное общество является открытым, в нем сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с одной ступеньки социальной лестницы на другую. Последние три вопроса вызовут затруднения и будут создавать проблемную ситуацию на уроке. Возникшую проблемную ситуацию используем для активизации познавательной деятельности учащихся на следующей стадии.
На стадии осмысления учащиеся работают с текстом учебника и составляют кластеры.
На стадии рефлексии одна из пар презентует свой кластер, другие вносят дополнения.
Проблемные методы
Постановка проблемного вопроса. Примеры проблемных вопросов:
- Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
- Сильная президентская власть в России: за и против».
- Независимость судебной власти: миф или реальность?»
- Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
- На уроках обществознания и граждановедения обсуждаются следующие личностно значимые проблемы:
- Я хороший человек?
- Всегда ли правы взрослые?
- Отцы и дети: кто прав?
- Как избежать конфликтов между сверстниками?
- Зачем человек учится?
- Сколько денег нужно человеку?
- С чего начинается Родина?
- Имеет ли нация свой характер?
- Зачем людям памятники?
- Как мы будем жить завтра?
- В чем смысл труда?
- Заменит ли TV книги?
- Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины? и т.п.
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. Предлагаемые ученику задания требуют нахождения неизвестного с учетом условия задачи путем применения полученных знаний.
Приведу примеры задач, используемых мною в практике преподавания обществознания.
Чем вы объясните, что в общественном развитии нет восходящей прямой линии, а есть изломанная? Почему она характеризует прогресс? Нет ли здесь противоречия?
В одной из священных книг встречается такая фраза: «Чернила ученого и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность». Объясните смысл этой фразы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"
Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...
Через технологию развития критического мышления – к креативному письму
Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, можно прийти к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития к...
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии
В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии в 5-9 классах. Вызов – стимулирование интереса...
Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».
В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...
Метод технологии развития критического мышления. Технология проектов.
Урок литературы в 6 классе. А. П. Чехов "Степь"...
Приемы и методы технологии развития критического мышления
Презентация по теме: Приемы и методы технологии критического мышления: синквейн, кластер...
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Данная статья посвящена одной из инновационных технологий, способной решить задачи, поставленные в ФГОС нового поколения, технологии развития критического мышления чтения и письма (ТРКМЧП). Ее особенн...