Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Повторение изученного в 5–8 классах. 1. Беседа по статье «Древнерусская литература» | 1) Когда и как начиналась русская литература?
2) Каковы ее первые произведения?
3) Известны ли имена их авторов? | – Возникновение русской литературы относится к концу Х века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке. – «Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона», «Хождение игумена Даниила», «Поучение Владимира Мономаха» и др. – Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Илларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах и др. | Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем |
2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр» | – Какие жанры древнерусской литературы вы пом- ните? Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Поучение Владимира Мономаха.) Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».) Слово является образцом торжественного красноречия. В хождении дается информация о далеких путешествиях. В житии – описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского».) | Отвечают на вопрос. | Владеют базовыми предметными понятиями. |
| – Дайте определение слову «жанр». | Жанр – исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений. |
|
| – Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? – Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю, стала летопись. | – Нет, так как это будет противоречить законам жанра.
| Владеют способами конструктивного взаимодействия |
| Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности. Предлагает ответить на вопросы викторины. Викторина Вопросы: 1) «И сказал им: – Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».) 2) «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». («Притча о добром самарянине».) 3) «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: “Можешь с ним бороться”». («Сказание о Кожемяке».) 4) «А отец приказал слугам: “Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”». («Притча о блудном сыне».) 5) «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». (Жанр жития. Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».) | Внимательно слушают.
Участвуют в викторине |
|
II. Работа по теме урока. 1. Знакомство со «Словом о полку Игореве» | – Не много найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций на тему «Слова…». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии… В чем же притягательность «Слова…»? | Внимательно слушают |
|
2. Выразительное чтение древнерусского текста (начала поэмы) | Предлагает выразительно прочитать начало поэмы. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ (древнерусский текст) Не лѣпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстий о пълкуИгоревѣ, Игоря Святьславлича? Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню. Боянъ бо вѣщий, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашеся мыслию по древу, сѣрымъ вълкомъ по земле, шизымъ орломъ подъ облакы. Помняшеть бо, рече, първыхъ времен усобицѣ. Тогда пущашеть 10 соколовъ на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣснь пояше – старому Ярославу, | храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщиа прѣсты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху. Почнемъ же, братие, повѣсть сию отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостию своею и поостри сердца своего мужествомъ; наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую… |
| Выполняют задание | Владеют навыками выразительного чтения |
3. Проверка читательского восприятия |
| – Не все понятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично | Владеют навыками осознанного чтения |
4. Знакомство с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотворным переводами этого же отрывка (В. А. Жуковский) | Предлагает прочитать переводы «Слова …» Д. С. Лихачева и В. А. Жуковского. «Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? – (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следовать действительным событиям – «былинам сего времени») растекался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, напыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен войны (и) тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который (из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму Мстиславу (Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу (сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали». (Перевод Д. С. Лихачева.)
Не прилично ли будет нам, братия, Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича! Начаться же сей песни По былинам сего времени, А не по вымыслам Бояновым. Вещий Боян, Если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земле, | Сизым орлом под облаками. Вам памятно, как пели о бранях первых времен: Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей; Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась: Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу, Сразившему Редедю перед полками касожскими, Красному ли Роману Святославичу. Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал, Он вещие персты свои на живые струны вскладывал, И сами они славу князьям рокотали. (Перевод В. А. Жуковского.) |
Сравнить переводы с оригинальным текстом | Выполняют задания | Владеют навыками выразительного, осознанного чтения |
5. Слово учи- теля | – Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова…» разнообразны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод условен, так как нельзя считать «Слово…» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII века на Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предназначены для пения, другие – для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы уже отметили ее ритмичность. Это особый народный песенный стих | Внимательно слушают |
|
6. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи» (с. 10) | К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове…», обзорно познакомить с наиболее интересными исследованиями. Например, книга известного писателя Евгения Осетрова** посвящена этому великому творению. На страницах ее воссоздаются образы, художественный мир, обстоятельства создания и история изучения гениальной поэмы XII века. Автор знакомит читателей с художественной системой Игоревой песни, рассказывает о спорах, которые ведутся по поводу этого произведения, о том, какое влияние оказало древнее творение на отечественную культуру | Читают учебную статью | Владеют навыками работы с учебной статьей |
7. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…» | – В начале 80-х гг. XII века князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь новгород-северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение и князей берут в плен – впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переяславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена. Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы знаем обе оценки из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая находится в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя; он вызывает даже сочувствие – не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле | Внимательно слушают |
|
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой работали? Что нового узнали? Что было интересным на уроке? – Какие задания выполняли? В чем испытывали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы.
Осуществляют самооценку. | Владеют навыками систематизации и обобщения. Владеют навыками самооценки. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Домашнее задание: прочитать «Слово о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого; подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента (или чтение наизусть); индивидуальное задание: подготовить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «Слову…» и Ипатьевской летописи | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |