Обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока литературы в 9 классе (соченение-рассуждение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchee_sochinenie-rassuzhdenie_po_komedi.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

                       ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА
                                                                            «ГОРЕ ОТ УМА»

Педагогическая задача: учить определять объем и содержание темы

Планируемые результаты

Предметные: овладение элементарной литературоведческой терминологией; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

Метапредметные: 

•• познавательные – овладение умением создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач;

•• регулятивные – овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

•• коммуникативные – овладение умениями работать индивидуально, осознанно использовать речевые средства для планирования
и регуляции своей деятельности, устной и письменной речью

Личностные: проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; российской гражданской идентичности; овладение коммуникативной компетентностью

Образовательные ресурсы: информационная справка по теме урока, практическая работа

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя об объеме
и содержании

темы

– Любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.

Записать в тетрадь:

Объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается.

Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем
данной темы

Внимательно слушают.

Выполняют задание

Владеют навыками конспектирования.

Владеют базовыми предметными понятиями

2. Практическая работа

Задание 1. Определить объем следующих тем:

1) «Молчалин в комедии Грибоедова “Горе от ума”»;

2) «Молчалин и Скалозуб»;

3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова “Горе
от ума”».

Объем темы 1: Молчалин.

Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб.

Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д.

Задание 2. Определить содержание темы № 1.

Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, то есть поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы):

а) Зачем Грибоедов ввел в комедию образ Молчалина?

б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?

2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы:

а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому.

б) Характер Молчалина Грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения:

а) «Молчалины блаженствуют на свете».

б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов.

Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в ос-новном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим
и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем
о предмете рассуждения.

К тезису 1:

1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице.

3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

К тезису 2:

1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина: с Фамусовым? Чацким? Софьей? Лизой?

2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях
с этими героями:

а) карьеризм;

б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры;

в) умственная ограниченность, узость интересов;

г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм.

К тезису 3:

1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел.

2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей
и Чацким.

3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы.

Вывод. Проанализировав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы

Выполняют задание

Принимают
и сохраняют
учебные задачи.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками
и учителем.

Осуществляют поиск средств достижения
результата.

Владеют навыками самостоятельной работы.

Осуществляют
логические действия

II. Итог урока. Рефлексия
учебной деятельности

– Над какой темой работали? Что было интересным на
уроке?

– Какие задания выполняли? В чем испытывали затруднения? Почему?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками систематизации и обобщения, самоана-
лиза.

Принимают учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прошедшего житья подлейшие черты» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока:1) дать сопоставительную характеристику главным героям комедии, опираясь на текст произведения;2) развитие умения выразительного чтения текста комедии; выразительного чтения наизусть отрывк...

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....

Тесты по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Четыре варианта разнообразных тестовых заданий с самостоятельной формулировкой ответов...

Разработка урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Разработка урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...