Обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Технологическая карта урока литературы в 9 классе (соченение-рассуждение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchee_sochinenie-rassuzhdenie_po_komedi.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА
«ГОРЕ ОТ УМА»
Педагогическая задача: учить определять объем и содержание темы | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: овладение элементарной литературоведческой терминологией; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства | Метапредметные: •• познавательные – овладение умением создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач; •• регулятивные – овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи; •• коммуникативные – овладение умениями работать индивидуально, осознанно использовать речевые средства для планирования | Личностные: проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; российской гражданской идентичности; овладение коммуникативной компетентностью |
Образовательные ресурсы: информационная справка по теме урока, практическая работа |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые |
I. Работа по теме урока. 1. Слово учителя об объеме темы | – Любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать. Записать в тетрадь: Объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается. Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем | Внимательно слушают. Выполняют задание | Владеют навыками конспектирования. Владеют базовыми предметными понятиями |
2. Практическая работа | Задание 1. Определить объем следующих тем: 1) «Молчалин в комедии Грибоедова “Горе от ума”»; 2) «Молчалин и Скалозуб»; 3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова “Горе Объем темы 1: Молчалин. Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб. Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д. Задание 2. Определить содержание темы № 1. Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, то есть поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса. 1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы): а) Зачем Грибоедов ввел в комедию образ Молчалина? б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина? в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии? 2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы: а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому. б) Характер Молчалина Грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями. в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии. 3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения: а) «Молчалины блаженствуют на свете». б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера. в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии. 4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов. Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в ос-новном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим К тезису 1: 1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». 2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице. 3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». К тезису 2: 1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина: с Фамусовым? Чацким? Софьей? Лизой? 2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм. К тезису 3: 1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел. 2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей 3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы. Вывод. Проанализировав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы | Выполняют задание | Принимают Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками Осуществляют поиск средств достижения Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют |
II. Итог урока. Рефлексия | – Над какой темой работали? Что было интересным на – Какие задания выполняли? В чем испытывали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Владеют навыками систематизации и обобщения, самоана- Принимают учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Прошедшего житья подлейшие черты» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цели урока:1) дать сопоставительную характеристику главным героям комедии, опираясь на текст произведения;2) развитие умения выразительного чтения текста комедии; выразительного чтения наизусть отрывк...
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....
«Парадоксы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Урок-исследование по теме....
Тесты по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Четыре варианта разнообразных тестовых заданий с самостоятельной формулировкой ответов...
Разработка урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
Разработка урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"....
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...