Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".
методическая разработка по английскому языку

Шакирянова Рамина Равилевна

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл функциональная грамотность18 КБ

Предварительный просмотр:

«Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку».

     Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
     Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним из основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. «Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки.  есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся.

Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому на уроках и внеклассных занятиях мы  используем такие средства как игра, проекты, видеопутешествия, тексты, видеофильмы страноведческого характера. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции страны изучаемого языка. Просмотр видеофильмов вместе с комментариями учителя расширить информационное поле учащихся.

Современные ученики должны уметь приспособиться к любым условиям в жизни, быть конкурентоспособными. Для этого необходимо развивать творческие способности учеников. Предмет «Иностранный язык» дает нам большое поле для деятельности, каждый урок может быть оригинальным, креативным. На собственном опыте могу сказать, что дети с удовольствием принимают участие в тематических вечерах, спектаклях, очень любят проекты, нестандартные задания.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах  широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета.

Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

• Первый этап — начальный уровень обучения ( 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя
роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи.

Второй этап — средний уровень обучения (5—8-й классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5—8-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке. Из моей практики могу привести пример, мы со своими учениками  (5-6класс) 2 года участвовали в Муниципальном этапе  Республиканского конкурса «Их именами названы улицы…», где два года занимали призовые места. (2020-1 место, 2021 – 2 место). Во время внеурочной деятельности мы с ребятами создали проектную работу (видеоролик), где на практики применили компоненты функциональной грамотности.

  • Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина.

Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность

* «...творчество существует не только там,

где оно создает великие исторические произведения,

но и везде там, где человек воображает, комбинирует,

изменяет и создает что-либо новое...»

(Л.С. Выготскогий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике.

cent;Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности  и  формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность ...

Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»

Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способст...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции" 9 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса (французский язык как второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции"....

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности и на занятиях по дополнительному образованию

Презентация содержит основные понятия  по формированию функциональной грамотности....

Креативное мышление как компонент функциональный грамотности

Креативное мышление - это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Способность креативно мыслить делает человека более конкурент...

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...