Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
закрепить знания о стилях речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятий 15 - 16 курса
«Подготовка к написанию сжатого изложения»
Занятия 15 – 16
Стили речи
Цель: закрепить знания о стилях речи
Необходимые сведения
Стили речи
Одно из требований при воспроизведении текста, предложенного для изложения, - соблюдение его стилистических особенностей. Русский язык характеризуется различными стилями речи. Это отражено в таблице.
Характе-ристика стиля | Стили речи | ||||
разговорный | Книжные | ||||
официально-деловой | научный | публицис- тический | художест- венный | ||
Сфера общения | общение в быту | деловая сфера | наука | агитацион-но-массовая деятельность | словесно-художест-венное творчество |
Задачи | общение | передать деловую информа-цию | передать научную информа-цию | воздейство-вать на читателя с помощью логических аргументов | воздейство-вать на читателя с помощью художест-венных образов |
Особен-ности | естествен-ность выска-зываний, разговорная лексика, свободный синтаксис, экспрес-сивность | точность формули- ровок, логичность, краткость, использова-ние форм-клише | точность, логич-ность, доказа-тельность, примене-ние терминов | стандарт и экспрессия, логика и образность, доходчи-вость, оценочность, призывность | все богатство языковых и образных средств |
Упражнение 1
Определите стилевую принадлежность текстов.
1). На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. <…> А этот <роза> пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда. <…> Кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем.
И вот, наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:
- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная...
Маленький принц не мог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!
(По А. Сент-Экзюпери)
2). В салоне цветов «Арт–флора» производится ОПТОВАЯ ПРОДАЖА РОЗ по низким ценам. Минимальный заказ - 50 роз.
Квалифицированные флористы окажут помощь в оформлении букета. Стоимость услуг флориста составляет 15% от стоимости приобретенных роз.
Осуществляется доставка букетов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Стоимость доставки по Санкт-Петербургу составляет 300 рублей, расценки по Ленинградской области указаны в разделе «Условия доставки».
Телефон для заказов (812) 970-38-44
3). Каждый год 23 апреля во всей Каталонии - провинции Испании -отмечают удивительный и трогательный праздник - День розы и книги. Этот праздник имеет еще одно название - День влюбленных. Посвящено торжество покровителю Каталонии - Святому Георгию.
Во время празднования Дня розы и книги улицы Барселоны заполняются миллионами цветов. Розы украшают улицы, парки, общественные учреждения и дома каталонцев.
Кстати, такому названию - День розы и книги - есть простое объяснение. Влюбленный юноша в этот особенный день должен преподнести понравившейся ему девушке розу. И если симпатия взаимна, то девушка в ответ подарит ему книгу. На улицах Барселоны устраиваются танцы, гулянья и праздничные представления.
Праздник с его красочным оформлением и удивительными традициями привлекает интерес многочисленных туристов.
4). Ро́за - принятое в декоративном цветоводстве название культурных форм растений, относящихся к роду Шиповник (лат. Rósa) семейства Розовые.
Первым научную характеристику роз дал древнегреческий естествоиспытатель, философ и ботаник Теофраст. Он достаточно подробно описал дикие и садовые розы, обосновал приёмы их возделывания и размножения. Выращивать розы в защищённом грунте первыми начали римляне.
Первое упоминание о выращивании роз в России относится к началу XVI века. Предполагается, что в Россию они попали через балканские славянские племена. Массовое распространение получили только при Екатерине II. К концу XIX века розы начали выращивать на всей Европейской части России.
5). Милая! Просто мы разные - и баста. Вы лучше нас, но не такие, как мы... Довольно с тебя этого? Если бы прекрасная, нежная роза старалась стать на одном уровне с черным свинцовым карандашом - ее затея вызвала бы только презрительное пожатие плеч у умных, рассудительных людей.
(По А. Т. Аверченко)
Проверьте себя:
1). Художественный стиль.
2). Официально-деловой стиль.
3). Публицистический стиль.
4). Научный стиль.
5). Разговорный стиль.
Задание
Составьте упражнения на определение стиля текста. Предложите для выполнения одноклассникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста
План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...