№ урока | № 23 ( 8 -а класс) 24.11.2014 |
Тема урока | Образование почв и их разнообразие. §15 |
Тип урока | Изучения нового материала |
Цели урока |
- формировать знания учащихся о почвах, показать вклад В.В. Докучаева в создание почвоведения, познакомить с новыми терминами (почвенный профиль, почвы глинистые, суглинистые, песчаные, супесчаные), условиями почвообразования; -развивать умения: работать с картой атласа, текстом параграфа учебника, слушать внимательно презентацию, логически мыслить при установлении причинно-следственных связей (условия почвообразования); -воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к почве как объекту природы. |
Оборудование | Учебник географии 8 класс, атлас для 8 класса, почвенная карта России (настенная), диск Кирилла и Мефодия (презентация к уроку) |
Ход урока |
- Организационный момент.
Разминка по карте «Физическая карта России» - показ номенклатуры (воды, формы рельефа, крайние точки, границы России) |
- Целевая установка
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с образованием почв и их разнообразием. Узнаем информацию о типах почв: глинистые, суглинистые, песчаные, супесчаные, узнаем о почвенном профиле и его разнице от географической широты. |
Смысловой блок | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
|
- Изучение нового материала
Актуализация знаний: Ребята из курса природоведения 5 класса вы знаете, что такое почва. Почва – верхний плодородный слой Земли на котором растут растения. Какие вам известны типы почв? (черноземы, каштановы, красные ферралитные, песчаные, серые лесные и т.д.) |
Образование почв | Диск Кирилла и Мефодия (презентация к уроку) Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры как особое естественно-историческое тело, замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846-1903). Он назвал почву «зеркалом ландшафта», т.к. оно является выразителем самых главных особенностей природы данной территории. Что такое почва? | Запись в тетрадь: В. В. Докучаев – основатель науки почвоведение, Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры как особое естественно-историческое тело.
Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа (записывают определение в тетрадь) |
Чтение текста рараграфа учебника на стр 94 и работа по схеме «Условия почвообразования» и презентация к уроку(диск Кирилла и Мефодия). Образование почвы сложный процесс. Ведущим условием повообразования является взаимодействие совокупности живых организмов. Благодаря их воздействию на горную породу вместе с такими факторами: режим увлажнения, температура, особенности рельефа, стало возможным возникновение почв.
Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле микроорганизмов, в результате образуется – перегной. Климат также является одним из условий почвообразования и географического распространения почв. В зависимости от оттого, на какой горной породе образовались почвы могут быть глинистыми, суглинистыми, супесчаными, песчаными. ТАБЛИЦУ СОСТАВЛЯЮТ В ТЕТРАДИ Материнская порода (Почвы по механическому составу) | Образующиеся почвы | Песчаный и супесчаный | Легкие , промывные почвы | Глинистые, водоупорные | Тыжелые , плохо промываемые, заболоченные, засоленные почвы | известняки | Темноцветные, черноземновидные почвы |
|
Основные свойства почв | Что является основным свойством почвы? Плодородие – это способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом. Диск Кирилла и Мефодия (презентация к уроку) рассматриваем строение почвенного профиля различных типов почв Что такое почвенный профиль? | Плодородие. запись определения плодородие в тетрадь
Записывают определение в тетрадь: Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. |
Разнообразие почв | Почему на территории нашей страны разнообразные почвы по составу, структуре, внешнему виду, цвету почв? | Потому что на территории страны разнообразны связи между компонентами природы: горные породы, рельеф, климат. |
Докучаев вклад в науку | Ученик рассказывает опережающее задание о вкладе Докучаева в науку почвоведение.
| Докучаев В.В. назвал чернозем – «царем почв». В 1889 г на всемирной выставке в Париже экспонировалась метровая толща чернозема. Он разработал и внедрил методы защиты почв: 1.Насаждение лесополос в степи 2.Укрепление оврагов, посадки лесов 3.Устройство прудов, плотин 4.Регулирование стока рек 5.Снегозадержание 6.Расчистка ключей и колодцев |
закрепление | - Что называют почвой?
- Назовите условия почвообразования.
- Какие из них являются главными?
- Кто основатель науки о почвах?
- Назовите основное свойство почвы.
- Почему почвы России разнообразны?
| Учащиеся дают ответы на вопросы.
|
Итог урока | Учащиеся совместно с учителем делают вывод : - Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа
- Условия почвообразования: время, материнская порода, климат, рельеф, растения, животные, деятельность человека.
- Плодородие – это способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом.
- В зависимости от того, на какой горной породе образовалась почва, они могут быть глинистыми, суглинистыми, песчаными, супесчаными.
- Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
- методы защиты почв:
1.Насаждение лесополос в степи 2.Укрепление оврагов, посадки лесов 3.Устройство прудов, плотин 4.Регулирование стока рек 5.Снегозадержание 6.Расчистка ключей и колодцев |
Выставление оценок учащимся за работу на уроке |
Д. з. | §15, читать, отвечать на вопросы 1-4 (устно), знать записи в тетради |