ДЖЕК ЛОНДОН. «СКАЗАНИЕ О КИШЕ». Нравственное взросление героя рассказа
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
ДЖЕК ЛОНДОН. «СКАЗАНИЕ О КИШЕ».
НРАВСТВЕННОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ГЕРОЯ РАССКАЗА
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с непревзойденным мастером «северных рассказов», представителем американской литературы Дж. Лондоном; через произведение познакомить с традициями эскимосов – северного народа; определить главную мысль произведения; раскрыть особенности поведения и характера главного героя, выявить его душевные и нравственные качества; воспитывать уважение к людям всех племен, наций, языков и природе; углубить понятия «сюжет» и «композиция художественного произведения».
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин.
Дж. Лондон
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя (или работа над статьей в учебнике, с. 269–270).
Сложилось так, что закончить школу Джеку Лондону не пришлось. Нужно было много работать. Неродной отец (отчим) был добрым человеком, но содержать семью в сытости не мог. В 16 лет Джек впервые ушел в плавание. Он узнал суровые стороны жизни и позже всегда боролся за права людей против нищеты и несправедливости. Громадным удовольствием в тяжелые годы для Джека было посещение библиотеки.
Причудливо, до жестокости парадоксально складывалась его литературная судьба. Колесо фортуны для Дж. Лондона повернулось слишком поздно: признание мастерства пришло к человеку, охваченному апатией, испытывающему отвращение к бумаге и пишущей машинке.
И. Стоун писал о Лондоне: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобливое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. …Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды». Джек Лондон прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг – итог его литературной деятельности*.
II. Пересказ «Сказания о Кише» по цитатному плану (подготовленному и записанному заранее на доске ответственным учащимся).
План
1) Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш.
2) Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью.
3) У моей матери нет никого, кроме меня, и поэтому говорю я.
4) …деление моей добычи будет справедливо.
5) …на следующий день рано утром Киш появился в поселке… с гордо поднятой головой.
6) Так было положено начало тайны Киша… Тайна оставалась неразгаданной.
7) В поселке начали поговаривать о колдовстве. И как-то раз Уч-Глук бросил Кишу обвинение в колдовстве.
8) Киш отправился на охоту, а Бим и Боун отправились за ним по пятам.
9) Я рассказываю только то, что видели мои глаза.
10) Это смекалка, а не колдовство.
11) Он стал вождем своего племени.
III. Анализ произведения.
Вопросы:
1. Где и когда жил Киш?
2. Назовите возраст героя. Найдите в тексте строчки, подтверждающие ответ.
3. Что требовал Киш в своем выступлении на совете? Почему выступление сочли за дерзость? Что понял герой из разговора на совете, после того как поглядел в глаза своих соплеменников?
4. Плохи ли люди стойбища?
5. Расскажите о тайне Киша. Почему ему одному удавалось добыть большого зверя? Почему охотился только на медведя?
6. Какие черты характера героя понравились вам. Почему?
7. Что больше всего отмечали люди в Кише?
IV. Заключительное слово о творчестве писателя.
Писательский стиль Джека Лондона самобытен. Он смог выработать подвластную только ему манеру писать так, будто герои сами рассказывают о себе, минуя автора. В северных рассказах писатель отвергал отсутствие воли, бессердечность. Его герои – стойкие люди, они смело вступали в поединки с природой, были лишены многого и делились малым, не испытывали чувства зависти друг к другу.
Читая произведения Джека Лондона, учишься уважать старших, любить природу. «Сказание о Кише» учит противостоять несправедливости и доказывать свою правоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
Ззнакомство учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;особенностями жанра рассказа.Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, ...
Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
Знакомство учащихся со своеобразием творческой манеры писателя, особенностями жанра рассказа. Через аналитическую работу с текстом показаны взаимоотношения человека и природы, взросление ге...
Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). 6 класс
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление к...
Тест по рассказу Джека Лондона «Бурый волк». 5 класс. УМК И.Н. Сухих
Тест по рассказу Джека Лондона «Бурый волк». 5 класс. УМК И.Н. Сухих...
урок в 5 классе по программе Г.С. Меркина. Джек Лондон "Сказание о Кише"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит презентацию, сценарий и дополнительные материалы для учеников...
Конспект урока по литературе для 5 класса по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни"
Чтение и анализ рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” формирует у учащихся умение анализировать текст художественного произведения; развивает умение выражать свои мысли, оценивать ...
Урок-презентация по литературе на тему "Джек Лондон. "Сказание о Кише".
Урок презентация по теме "Джек Лондон "Сказание о Кише" позволяет упростить работу учителя на уроке, так как с помощью объясительно-иллюстративного метода ученикам можно рассказать об а...