Конспект урока по литературе для 5 класса по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Чтение и анализ рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” формирует у учащихся умение анализировать текст художественного произведения; развивает умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; обогащает словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каеш Татьяна Прокопьевна, учитель русского языка и  литературы

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: Джек Лондон "Любовь к жизни".

Цель урока: создать условия для осознания учащимися личной ответственности за результаты своей деятельности, активизировать познавательные интересы учащихся 

Задачи урока:

Образовательные: проанализировать рассказ Д.Лондона “Любовь к жизни”; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; познакомить с различными типами человеческих характеров; развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, такие качества, как доброту, мужество, смелость, уважение друг к другу.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мышление, внимание; развивать самостоятельную и личную ответственность за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать своё мнение, оценивать поступки героев, делать выводы; развитие устной монологической речи, навыка анализа образа литературного героя, сравнения героев произведения; воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку.

Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, развитие личной ответственности за результаты своей деятельности, развитие доброжелательности.

Метапредметные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, формирование умения аргументировать свой ответ, умения договариваться, слушать и слышать других.

Межпредметные связи: русский язык, история, искусство (ИЗО).

Ресурсы:

Основные – текст.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа по развитию речи.

Оборудование: 
– 
портрет Джека Лондона;
– выставка книг Д.Лондона;
– иллюстрации к эпизодам рассказа “Любовь к жизни”;
– тексты,
– экран,
– проектор.

Эпиграф к уроку.

Друг познаётся в беде. (Пословица.)

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Прочитайте пословицу (Друг познаётся в беде) - эпиграф к уроку. Как вы ее понимаете?

- Кого мы называем другом?

- Что мы считаем бедой?

3. Постановка учебной задачи. (тема и цели урока.)

Друг и беда. Доброта и предательство. Мужество и трусость. Упорство и слабость.

4. Открытие нового знания.

Рассказ ученика с презентацией.

Джон Гриффит Лондон – это полное имя писателя Джека Лондона. Многие из вас уже читали его рассказы и повести. Запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.

Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: “В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин”. Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.

Он прославлял величие и несокрушимость человеческого духа и совершенно не принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье “ Что значит для меня жизнь” писатель утверждал: “Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества , в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми.

Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность”.

За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. Итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ “Любовь к жизни”.

“Упорство – вот тайна писательского мастерства, как и всего остального”.

“Упорство – чудеснейшая вещь”.

Верой в благородство, благородные качества проникнуты “северные рассказы” Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство.

Это герои рассказов “Белое Безмолвие”, “Мужество женщины”, “Любовь к жизни”.

5. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

  1. Перечитайте начало рассказа. Обратите внимание на обстоятельства, при которых впервые мы с вами знакомимся с героями рассказа “Любовь к жизни”.

(Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан).

2). Найдите в тексте детали, которые подтверждают эту мысль.

(“лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений”, “плечи оттягивали тяжёлые тюки”, “оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз”, “голос звучал вяло”, “говорил равнодушно”).

3). Что ещё можно сказать о героях?

(Один из них попадает в беду. А другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.)

4).  Работа в паре. Найдите в тексте описание состояние героя, которого покинул товарищ. Обратите внимание на чувства, которые он испытывал.

(“и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя.”
“Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.
– Билл! – крикнул он.
Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…”).

5). Описание природы ещё в большей степени помогает понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств.

Найти описание природы в тексте. Сделать вывод

6). Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

(…Он подойдёт к тому месту…
Билл подождёт его там, и они вдвоём…
…где сколько хочешь еды…)

7).  Работа в паре. Выделите сцены многодневного пути героя (постепенно нарастает трагизм его положения):

1. Начало пути без Билла;
2. Чувство голода и встречи с куропатками;

3. Герой освобождается от всего лишнего;
4. Встреча с медведем;
5. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
6. Герой увидел океан;
7. Встреча с волком.

8). Пересказ эпизода “Встреча с волком”.

(Конец эпизода читает учитель.)

9). Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа “Любовь к жизни” и почему он так называется?

 Герой хотел жить. Он любил жить, и любовь к жизни давала ему силы преодолевать даже смертельные опасности.

(Зачитать конец рассказа вслух.)

10). Рассмотрим иллюстрации к рассказу, помещённые на экране, найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи к каждой иллюстрации.

11). Выразительное чтение понравившегося отрывка.

6. Итог урока. Включение нового знания в систему.

Работа с пословицами. Охарактеризовать героев рассказа “Любовь к жизни”, затем подобрать пословицы.

Герой: смелый, храбрый, мужественный, волевой, смог добиться намеченной цели, не отступал перед трудностями.

Билл: трусливый, равнодушный, малодушный, слабый, самолюбивый.

Пословицы:

  1. Храброму смерть не страшна (герой).
  2. Непуганная птица и куста боится (Билл).
  3. Враг хитрый, а я хитрей. (герой).
  4. У страха глаза велики. (Билл).
  5. Добыча ловца не ждёт (герой).

7.Рефлексия деятельности.

- Как эпиграф урока связан с рассказом?

- Что для себя нового мы узнали сегодня на уроке?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

 Ребята, я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. На примере этого героя рассказа вы будете расти добрыми, мужественными, друг друга в беде не бросите, будете добиваться намеченной цели. Билл любил только себя, поэтому он и погибает, а вместе они бы выжили.

8. Домашнее задание:  Написать сочинение о своем добром поступке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...