Конспект урока по литературе для 5 класса по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Чтение и анализ рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” формирует у учащихся умение анализировать текст художественного произведения; развивает умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; обогащает словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературе для 5 класса по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни" | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Каеш Татьяна Прокопьевна, учитель русского языка и литературы
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: Джек Лондон "Любовь к жизни".
Цель урока: создать условия для осознания учащимися личной ответственности за результаты своей деятельности, активизировать познавательные интересы учащихся
Задачи урока:
Образовательные: проанализировать рассказ Д.Лондона “Любовь к жизни”; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; познакомить с различными типами человеческих характеров; развивать умения обобщать изученное.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, такие качества, как доброту, мужество, смелость, уважение друг к другу.
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мышление, внимание; развивать самостоятельную и личную ответственность за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать своё мнение, оценивать поступки героев, делать выводы; развитие устной монологической речи, навыка анализа образа литературного героя, сравнения героев произведения; воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку.
Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, развитие личной ответственности за результаты своей деятельности, развитие доброжелательности.
Метапредметные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, формирование умения аргументировать свой ответ, умения договариваться, слушать и слышать других.
Межпредметные связи: русский язык, история, искусство (ИЗО).
Ресурсы:
Основные – текст.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа по развитию речи.
Оборудование:
– портрет Джека Лондона;
– выставка книг Д.Лондона;
– иллюстрации к эпизодам рассказа “Любовь к жизни”;
– тексты,
– экран,
– проектор.
Эпиграф к уроку.
Друг познаётся в беде. (Пословица.)
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Прочитайте пословицу (Друг познаётся в беде) - эпиграф к уроку. Как вы ее понимаете?
- Кого мы называем другом?
- Что мы считаем бедой?
3. Постановка учебной задачи. (тема и цели урока.)
Друг и беда. Доброта и предательство. Мужество и трусость. Упорство и слабость.
4. Открытие нового знания.
Рассказ ученика с презентацией.
Джон Гриффит Лондон – это полное имя писателя Джека Лондона. Многие из вас уже читали его рассказы и повести. Запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.
Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: “В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин”. Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.
Он прославлял величие и несокрушимость человеческого духа и совершенно не принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье “ Что значит для меня жизнь” писатель утверждал: “Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества , в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми.
Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность”.
За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. Итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ “Любовь к жизни”.
“Упорство – вот тайна писательского мастерства, как и всего остального”.
“Упорство – чудеснейшая вещь”.
Верой в благородство, благородные качества проникнуты “северные рассказы” Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство.
Это герои рассказов “Белое Безмолвие”, “Мужество женщины”, “Любовь к жизни”.
5. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
- Перечитайте начало рассказа. Обратите внимание на обстоятельства, при которых впервые мы с вами знакомимся с героями рассказа “Любовь к жизни”.
(Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан).
2). Найдите в тексте детали, которые подтверждают эту мысль.
(“лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений”, “плечи оттягивали тяжёлые тюки”, “оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз”, “голос звучал вяло”, “говорил равнодушно”).
3). Что ещё можно сказать о героях?
(Один из них попадает в беду. А другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.)
4). Работа в паре. Найдите в тексте описание состояние героя, которого покинул товарищ. Обратите внимание на чувства, которые он испытывал.
(“и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя.”
“Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.
– Билл! – крикнул он.
Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…”).
5). Описание природы ещё в большей степени помогает понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств.
Найти описание природы в тексте. Сделать вывод
6). Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?
(…Он подойдёт к тому месту…
Билл подождёт его там, и они вдвоём…
…где сколько хочешь еды…)
7). Работа в паре. Выделите сцены многодневного пути героя (постепенно нарастает трагизм его положения):
1. Начало пути без Билла;
2. Чувство голода и встречи с куропатками;
3. Герой освобождается от всего лишнего;
4. Встреча с медведем;
5. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
6. Герой увидел океан;
7. Встреча с волком.
8). Пересказ эпизода “Встреча с волком”.
(Конец эпизода читает учитель.)
9). Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа “Любовь к жизни” и почему он так называется?
Герой хотел жить. Он любил жить, и любовь к жизни давала ему силы преодолевать даже смертельные опасности.
(Зачитать конец рассказа вслух.)
10). Рассмотрим иллюстрации к рассказу, помещённые на экране, найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи к каждой иллюстрации.
11). Выразительное чтение понравившегося отрывка.
6. Итог урока. Включение нового знания в систему.
Работа с пословицами. Охарактеризовать героев рассказа “Любовь к жизни”, затем подобрать пословицы.
Герой: смелый, храбрый, мужественный, волевой, смог добиться намеченной цели, не отступал перед трудностями.
Билл: трусливый, равнодушный, малодушный, слабый, самолюбивый.
Пословицы:
- Храброму смерть не страшна (герой).
- Непуганная птица и куста боится (Билл).
- Враг хитрый, а я хитрей. (герой).
- У страха глаза велики. (Билл).
- Добыча ловца не ждёт (герой).
7.Рефлексия деятельности.
- Как эпиграф урока связан с рассказом?
- Что для себя нового мы узнали сегодня на уроке?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Ребята, я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. На примере этого героя рассказа вы будете расти добрыми, мужественными, друг друга в беде не бросите, будете добиваться намеченной цели. Билл любил только себя, поэтому он и погибает, а вместе они бы выжили.
8. Домашнее задание: Написать сочинение о своем добром поступке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение. 9 класс...
Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»
Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...
Конспект урока по литературе 6 класс по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок мудрости и доброты...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...