Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Знакомство учащихся со своеобразием творческой манеры писателя, особенностями жанра рассказа.
Через аналитическую работу с текстом показаны взаимоотношения человека и природы, взросление героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tikhoe_utro.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
Цель: 1. Познакомить учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;
2. Обсудить особенности жанра рассказа;
3. Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, нравственную чистоту;
4. Развивать творческие способности учащихся.
Наглядность: магнитофонная запись со звуками природы, кроссворд, картины природы, нарисованная обложка к книге, рисунки, «портретная галерея» юношей.
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша Планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
П.П.Елфимов.
План.
Слово учителя: Юрий Петрович Казаков – прозаик, автор прекрасных рассказов о людях мужественных , о любви. В центре рассказов человек, который не боится «стихийных сил» и борется с ними, но побеждает именно потому, что действует в соответствии с их же законами, не вопреки жизни, а в согласии с ней. Природа уважает тех, кто мужественен. Казаков любил природу, любил любовь…
Сегодня на уроке присутствует сам писатель. Он расскажет о своей жизни (выступление ученика).
Критик о творчестве Ю.П. Казакова ( выступление ученика).
Издатель книги ( ученик защищает свой рисунок для обложки рассказа «Тихое утро»)
Аннотация рассказа для помещения на первой странице издаваемой книжки.(проверить домашнюю работу).
2.Повторение теории .
-Назвать признаки рассказа.
-Что называется композицией?
-Через какие цвета вы бы передали сюжет этого рассказа?
3. Казаков предстаёт перед нами как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. На уроке проследим, какими качествами должен обладать человек, чтобы называться человеком. Как связаны между собой человек и природа.
- Что предвещает описание утра?
-Как готовятся к рыбалке Яшка и Володя? Проанализировать поведение и состояние героев.
-Какие по характеру люди нравятся Яшке? (Колька да Женька Воронковы. Очень бойкие, похожие на него самого).
-Но почему на рыбалку он идёт с Володей? (Не из дружеских чувств, для собственного самоутверждения…)
-Какой по характеру Яшка?( Высокомерен, язвителен , нетерпелив: «разозлился», «зло», «заморыша», «осмотрел с пренебрежением Володю с ног до головы», любит себя: «лучше его нет рыболова во всём колхозе».)
-А московский мальчик в отличие от Яшки? («долго возился…слез», хотя лицо его было всё ещё «бессмысленно и неподвижно» , « зевнул», «покачнулся» и т.д.)
-Почему назревает конфликт между подростками? (Из-за высокомерия и язвительности , Яшка не сумел увидеть Володю таким, каков он есть).
- Каким выглядит Володя глазами Яшки? Автора?
( Глазами автора: Володя выдерживает критику в жёсткой форме, умеет сдерживать себя, чтобы не быть грубым. Володе хочется порыбачить, он подавляет обиду на Яшку потому, что признаёт его правоту, ощущая себя неловким. Володя готов идти к намеченной цели, проходя через испытания, уготовленные Яшкой.
Из текста: « Володя помрачнел, покраснел», «сквозь зубы ответил»…и ещё больше покраснел», готов разреветься, но…», « ему было стыдно своей неловкости», «с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги».)
4.Работа с портретной « галереей» Который из портретов вам напоминает Яшку? Володю? Почему?
-Можно ли Володю обвинить в угодничестве, в отсутствии чувства собственного достоинства?
-Какое испытание уготовила судьба Яшке? Почему? ( Даже природа моментально среагировала на этот разлад во взаимоотношениях. Природа раскинула свои сети).
5. Работа с иллюстрациями о природе.
Задание: Найти в тексте описания природы, которые подходят к этим картинам природы.
6. Словарная работа. Омут - 1) Водоворот на реке, образуемый встречным течением.
2) Глубокая яма на дне реки или озера.
7. Описание омута и есть приближающаяся кульминация в развитии действия через эмоционально – образной ряд слов (Мрачными омутами, нечаянно оступился, мрачность, которая царила в этом омуте…)
- Какие чувства охватывают Яшку в тот момент, когда он понял, что тонет?
- Только ли страх владеет в эти минуты?
- Что же победило в нём в самое трудное мгновение?
Вывод: В мальчике развито чувство ответственности, порядочности, настоящего мужества. И в этом суть его характера. Всё же остальное – наносное, преходящее.
11. Небольшая беседа о том, что всегда есть место подвигу и в мирное время. «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», -утверждает М.Горький.
12. Диспут.
- Можно ли Яшку назвать героем?
- Какими людьми вырастут Яшка и Володя?
- Станут ли они друзьями?
- Как сложится их жизнь?
13. Стихотворение Э.Асадова «Дружба».
14. В чём смысл названия «Тихое утро»? (В природе всегда царит гармония. Ничего плохого она не желает людям. И то утро начиналось тихо. А природа живая, она быстро среагировала на взаимоотношения детей. Люди сами вызывают негодование природы. Никто в то утро не думал о плохом.)
15. Сочинения – отзывы о рассказе читают два ученика.
16. Под звуки природы звучит стихотворение В.Суслова «Опять черёмуха в цвету».
…Где красота – там доброта. И нам без них не обойтись
Их разлучить ничто не может, Ни светлым днём, ни днём дождливым,
Любая светлая мечта И если хочешь быть красивым,
На двух подруг всегда похожа. Ты добротою поделись.
17. Исполнение песни «Мы желаем счастья вам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов по рассказам Юрия Казакова «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках предмет...
Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
Ззнакомство учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;особенностями жанра рассказа.Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, ...
Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)...
Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),
Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...
«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...
Мастерская слова. Тема урока «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Творческие уроки - это свободная площадка, позволяющая отработать навыки эффективного общения и публичных выступлений, не отягощая себя подготовкой домашних заданий. Нам с вами нужно только помнить кл...
Комментарии
Надеюсь, материал пригодится
Надеюсь, материал пригодится для проведения урока по рассказу Ю.П.Казакова "Тихое утро"