урок в 5 классе по программе Г.С. Меркина. Джек Лондон "Сказание о Кише"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Лучникова Ольга Анатольевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит презентацию, сценарий и дополнительные материалы для учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_d.london_skazanie_o_kishe.docx38.98 КБ
Файл d.london_skazanie_o_kishe.pptx533.92 КБ

Предварительный просмотр:

5  класс, ФГОС

Программа Г.С.Меркина

Уроки № 99-100.

Раздел

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙЛИТЕРАТУРЫ

Тема

Краткие сведения о Дж. Лондоне. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

Форма проведения

Урок изучения нового материала

Цели

•        познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Дж. Лондона, оказавшими влияние на формирование писателя; выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви;

•        формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения, пересказа; работы с иллюстрациями;

•        воспитывать интерес к жизни и творчеству Дж. Лондона.

Содержание урока (элементы обязательного минимума образования)

Знакомство с некоторыми фактами из биографии писателя, его детскими впечатлениями, периодом  раннего взросления, характером мальчика (смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудной жизни).

Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Виды учебной деятельности

Сообщения учителя и учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа, художественный пересказ эпизода, выразительное чтение по ролям, составление краткого ответа на вопрос.

Планируемые результаты

Личностные: формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство собственного достоинства и скромность, умение терпеть страдания, не поступаясь национальной гордостью, готовность бороться за свое достоинство, отстаивая неотъемлемое право человека жить свободно;

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

Предметные: умение давать характеристику герою, определять тему произведения; владение литературоведческим термином «рассказ».

Оборудование

Учебники, рабочие тетради, презентация.

Ход урока

Этап урока, его задачи

Содержание этапа

I. Мобилизующий этап.

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

Организация учащихся, подготовка рабочих мест.

II. Изучение нового материала.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала: существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.

1.Самоопределение учащихся на основе антиципации (предугадывание темы, целей, задач урока).

2. Знакомство с некоторыми фактами биографии Джека Лондона.

2.1.Слово учителя.

На окраине Сан-Франциско в ветхом домике 12 января 1876 года родился Джек Лондон.

Матери его, Флоре Уэллман, было около тридцати. Это была низенькая крепкая женщина с некоторыми причудами. В 25 она ушла от родителей из штата Огайо и с тех пор переезжала из города в город, зарабатывая на жизнь уроками музыки.

Отцом мальчика был астролог Уильям Чани, который не признал его своим сыном. Чани обладал незаурядными способностями лектора и весьма широкими интересами, которые включали и философию, и математику, и лингвистику. Он принимал участие в издании местного журнала и пробовал писать сам.

Вскоре после рождения сына Флора вышла замуж за Джона Лондона. Так её малютка обрёл отца и фамилию, которую четверть века спустя ему суждено было прославить на весь мир.

До женитьбы на Флоре Джон испытал много горя, сменил множество профессий: работал плотником, каменщиком, неустанно искал способ, который помог бы ему обеспечить достойную жизнь для семьи.

Много лет спустя, размышляя о детстве, Джек Лондон не мог вспомнить, когда бы мать ласкала его, но зато в его сознание навсегда запало, как отчим в трудную минуту гладил его по голове, неизменно приговаривая: «Ничего, ничего, сынок!» Отчим привил ему уважение к труду и любовь к земле, к фермерству, которая с необычайной силой проявилась в Джеке вскоре после того, как он стал преуспевающим писателем.

Когда Джеку исполнилось 10 лет, он стал помогать семье: разносил газеты.

2.2.Сообщение подготовленного ученика «Увлечение чтением».

Несмотря на трудолюбие и старания отчима, Лондоны постоянно нуждались, испытывая недостаток в самом необходимом. Вспоминая детские годы, Джек Лондон писал: «Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал, что значит иметь собственные игрушки…Рубашку, купленную в магазине, я в первый раз надел, когда мне было восемь лет.

Только тот, кто голодал, может оценить по-настоящему пищу, только те, кто путешествовал на море или в пустыне, могут оценить питьевую воду, и только ребенок, одаренный богатой фантазией, может оценить те вещи, которых он был лишен в детстве».

Постоянная нехватка денег, бесконечные лишения способствовали тому, что будущий писатель буквально с детских лет столкнулся лицом к лицу с грубой жизненной прозой, с необходимостью помогать родителям зарабатывать на существование семьи.
Поступив в начальную школу, Джек одновременно занимается продажей газет.Дважды в день, рано утром до начала занятий и вечером после школы, он бегает по улицам города, разнося и продавая газеты.

Тяжелая жизнь рождала неудовлетворенность окружающим. Забвения мальчик искал в книгах. Рано научившись читать, он глотал книги одну за другой, читая всё, что попадало в руки. Кроме дешёвых книжонок, попадалась и настоящая литература, оставившая след. Настоящие книги помогли ему найти свой путь в жизни. Денег на покупку книг не было, и он стал постоянным посетителем публичных библиотек.  Книги открыли ему новый мир, широкий и красочный, познакомили его с далекими странами, увлекательными путешествиями. Из них он узнал о необычайных приключениях и смелых людях.

2.3.Слово учителя.

Мальчика неудержимо влекли похождения, игры-путешествия с друзьями, с собакой Ролло, но особенно его тянуло к морю. Каждую свободную минуту проводил он на берегу.

Джек находит дополнительную работу, копит деньги (10 долларов) и, купив наконец парусную лодку, отваживается выплывать из Оклендского рукава в залив.

Тем временем в семью Лондонов приходит горе – сбитый поездом отчим серьёзно контужен и не в состоянии работать. Единственный в семье здоровый «мужчина» - Джек вынужден поступить на консервный завод. Рабочий день начинается на утренней заре и продолжается до позднего вечера. Процесс работы требовал постоянного внимания, секундная забывчивость влекла серьёзные ранения или потерю пальца.

В 15 лет он познакомился с «устричными пиратами» - парнями, ловившими в запрещённых местах устриц, за них хорошо платили. Одна ночь на этом промысле давала больше, чем месяц напряжённого труда на консервном заводе. Правда, полиция охотилась за дерзкими пиратами.

Став «устричным пиратом», Джек осуществил давнишнюю мечту – жить на воде в своём собственном плавучем доме. «Пиратская» деятельность Джека продолжалась недолго. Его сменил рыбачий патруль, и юноша с не меньшим рвением в том же самом заливе охотился за рыбаками, нарушающими законы ловли.

Идеалом Джека были люди смелые, сильные, обладающие твёрдым характером. Влечение к морю стало непреодолимым. 17-летний Джек поступает матросом на трёхмачтовую шхуну «Софи Сазерленд» и отправляется к японским берегам на промысел.

Джек привёз немного денег (их едва хватило на уплату семейных долгов) и незабываемые впечатления о море, которое очаровало его суровой красотой. Джек неделями бродит по Окленду в поисках работы, пока не находит наконец место на джутовой фабрике с грошовым заработком.

Семье жилось трудно. Мать предложила Джеку попытать счастья в конкурсе на лучший очерк в газете «Сан-Франциско колл».

Джек принялся за работу. Две ночи жил воспоминаниями о плаванье. Рассказ о нелёгких буднях морской жизни, грозном могуществе моря под заглавием «Тайфун у берегов Японии» получил первый приз и был напечатан в газете.

Успех окрылил юношу. Джек решил стать писателем, опять засел за работу, но его новые рукописи были отвергнуты.  Он стал работать на электростанции, перебрасывал уголь к топке.

2.4. Сообщение подготовленного ученика «Джек Лондон на Аляске».

«Я отказался от писательства, - вспоминал Джек Лондон,-решив, что я неудачник, и отправился в Клондайк за золотом".

В августе 1896 года   в районе Клондайка было обнаружено богатейшее месторождение золота, названное Бонанцей. Это открытие послужило сигналом для начала золотой лихорадки.Тысячи людей ринулись на Аляску, среди них оказался и Лондон.

Величественная дикая природа Севера привлекла внимание Джека Лондона. Каждый день он делал записи в блокноте: услышанные истории, споры, в которых принимал участие, словечки, взгляды, портреты и характеристики людей, побывавших в его доме, и о том, какпоют иволги, трещат перепёлки, нестройно кричат чайки и гагары, как красива ночь, когда тихо плывёшь по реке вниз.

Пробыв на Аляске год, он заболел цингой и возвратился в Сан-Францискотаким же бедняком, каким и уехал, но годичное пребывание на Севере явилось для него последним университетом.Вместо денег он привёз заметки о виденном и неизгладимые впечатления; память сохранила встречи, рассказы старожилов, любопытные эпизоды из жизни индейцев, картины природы. Всё это потом нашло отражение в его книгах.

3.Работа над «Сказанием о Кише».

3.1.Вступительное слово учителя.

Джек Лондон  прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг — итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».

3.2.Беседа по первичному восприятию.

3.3. Герои сказания. Проверка составленных дома цитатных планов.

-Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»?

Событие

Отношение соплеменников

1. Киш на совете старейшин

«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью»

2. Киш отправляется на первую охоту

«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать»

3. «Пропажа» Киша

«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела»

4. Возвращение мальчика

«Сначала было много сомнений и споров»

5. Киш – отважный охотник

«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»

3.4. Особенности сюжета сказания.

Сюжет данного повествования подчинен жанру сказания. Сказание начинается с рассказа о родителях Киша. Далее отважныйКиш выступает на совете старейшин племени. Герой решает стать охотником, идет на первую свою охоту. Она оказывается удачной. Соплеменники Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша. Да и герой ее не скрывает, потому что хочет, чтобы все люди племени были сыты и счастливы. Растет уважение к Кишу в племени, и в конце концов он становится вождем племени. Попробуйте определить, какие сюжетные элементы присутствуют в композиции?

Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

                                                       Кульминация

                                   Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша

Развитие действия

Решение стать охотником

Завязка

Совет старейшин: выступление Киша

Экспозиция                                                                                                              Развязка

Рассказ о родителях Киша                                                                              Киш – вождь племени

3.5. Беседа.

- О каких событиях, нравах, верованиях северных народов говорится в сказании?

Племя соблюдает законы, которые предписывают бережное сохранение преданий о людях, заслуживших всеобщий почёт. Главное средство к существованию племени – охота. Самыми уважаемыми людьми племени считаются охотники, поэтому вождь распоряжается добычей, устанавливает законы, одним из которых является закон гостеприимства.

Охотятся на зверя исключительно взрослые мужчины. Только они имеют право голоса на совете.

Люди племени верили в колдовство и магию.

- В чём причина столкновения Киша с жителями посёлка?

3.6.Художественный пересказ фрагмента сказания от слов «Киш, как гласит сказание, был смышлёным мальчиком…» до слов «Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу…»

- Киш сказал правду. Почему охотники рассердились на него?

У племени свои нравы и обычаи, которые мальчик нарушил. Он не имел права говорить со взрослыми как равный. Киш совершил дерзкий поступок.

3.7.Лексическая работа.

Дерзкий – 1) смелый, не знающий страха; 2) непочтительный, ведущий себя вызывающе, нахально.

- Какое из значений слова «дерзкий» более всего подходит для характеристики поступка Киша?

3.8.Продолжение беседы.

- Как в речи героя проявляется сила его характера? Какова его манера держаться со взрослыми?

Он испытывает чувство превосходства, поскольку уверен в несправедливости поступков взрослых людей и своей собственной правоте. Помимо этого, он уже придумал средство охоты на медведя и знает, что победит сильного зверя.

- О ком заботится Киш прежде всего?

Ему хочется справедливости для других – слабых и голодных вдов и детей. Он взывает к совести сильных и сытых, забывших, что такое стыд.

- О чём свидетельствует изобретение Киша?

3.9.Выразительное чтение эпизода от слов «Но прошёл день и другой…» до слов «И он вошёл в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд».

- Какие чувства испытывает герой, вернувшись с охоты?

- Как характеризует Киша отношение к матери?

- Чем вызвано новое обвинение в адрес Киша?

3.10. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «И любопытство было так велико…» до конца сказания.

- Почему мальчик открыл тайну соплеменникам? Ведь теперь многие могли стать его соперниками?

- Почему Киш сразу не рассказал соплеменникам о своём открытии?

- Почему Киш стал «первым человеком в своём посёлке» и «умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах»? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?

III. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся.

Установить причины выявленных недостатков.

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы.   

- Почему Джек Лондон назвал своё произведение сказанием, а не рассказом?

Джек Лондон определил жанр истории о Кише как «сказание», подчеркнув, что сюжет, описанный им, имеет фольклорные корни. В нём воплотилась вековая вера народа в справедливость, стремление к обретению человеческого достоинства.

IV. Домашнее задание.        

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Урок 99.

1.Прочитать «Сказание о Кише», с. 292-302, ч.2.

3.Составить цитатный план рассказа. Задание 4 урока 102 Рабочей тетради.

Урок 100.

Подготовиться к проверке техники чтения.

V. Рефлексия. Итог урока.

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся.

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: «Я ….. своей работой на уроке». «Мне удалось….. у меня не получилось…» «Я хочу…»

К урокам  № 99-100

Сообщение «Увлечение Джека Лондона чтением».

Несмотря на трудолюбие и старания отчима, Лондоны постоянно нуждались, испытывая недостаток в самом необходимом. Вспоминая детские годы, Джек Лондон писал: «Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал, что значит иметь собственные игрушки…Рубашку, купленную в магазине, я в первый раз надел, когда мне было восемь лет.

Только тот, кто голодал, может оценить по-настоящему пищу, только те, кто путешествовал на море или в пустыне, могут оценить питьевую воду, и только ребенок, одаренный богатой фантазией, может оценить те вещи, которых он был лишен в детстве».

Постоянная нехватка денег, бесконечные лишения способствовали тому, что будущий писатель буквально с детских лет столкнулся лицом к лицу с грубой жизненной прозой, с необходимостью помогать родителям зарабатывать на существование семьи. Поступив в начальную школу, Джек одновременно занимается продажей газет. Дважды в день, рано утром до начала занятий и вечером после школы, он бегает по улицам города, разнося и продавая газеты.

Тяжелая жизнь рождала неудовлетворенность окружающим. Забвения мальчик искал в книгах. Рано научившись читать, он глотал книги одну за другой, читая всё, что попадало в руки. Кроме дешёвых книжонок, попадалась и настоящая литература, оставившая след. Настоящие книги помогли ему найти свой путь в жизни. Денег на покупку книг не было, и он стал постоянным посетителем публичных библиотек.  Книги открыли ему новый мир, широкий и красочный, познакомили его с далекими странами, увлекательными путешествиями. Из них он узнал о необычайных приключениях и смелых людях.

К урокам № 99-100

Сообщение «Джек Лондон на Аляске».

«Я отказался от писательства, - вспоминал Джек Лондон, - решив, что я неудачник, и отправился в Клондайк за золотом".

В августе 1896 года   в районе Клондайка было обнаружено богатейшее месторождение золота, названное Бонанцей. Это открытие послужило сигналом для начала золотой лихорадки. Тысячи людей ринулись на Аляску, среди них оказался и Лондон.

Величественная дикая природа Севера привлекла внимание Джека Лондона. Каждый день он делал записи в блокноте: услышанные истории, споры, в которых принимал участие, словечки, взгляды, портреты и характеристики людей, побывавших в его доме, и о том, как поют иволги, трещат перепёлки, нестройно кричат чайки и гагары, как красива ночь, когда тихо плывёшь по реке вниз.

Пробыв на Аляске год, он заболел цингой и возвратился в Сан-Франциско таким же бедняком, каким и уехал, но годичное пребывание на Севере явилось для него последним университетом. Вместо денег он привёз заметки о виденном и неизгладимые впечатления; память сохранила встречи, рассказы старожилов, любопытные эпизоды из жизни индейцев, картины природы. Всё это потом нашло отражение в его книгах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Джек Лондон . Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише ».

Слайд 2

Маленького Джека Лондона неудержимо влекли похождения, игры-путешествия с друзьями, с собакой Ролло, но особенно его тянуло к морю. Каждую свободную минуту проводил он на берегу.

Слайд 3

Идеалом Джека были люди смелые, сильные, обладающие твёрдым характером. Влечение к морю стало непреодолимым. 17-летний Джек поступает матросом на трёхмачтовую шхуну «Софи Сазерленд» и отправляется к японским берегам на промысел.

Слайд 4

В августе 1896 года в районе Клондайка было обнаружено богатейшее месторождение золота, названное Бонанцей. Это открытие послужило сигналом для начала золотой лихорадки. Тысячи людей ринулись на Аляску, среди них оказался и Лондон.

Слайд 5

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».

Слайд 6

В чём причина столкновения Киша с жителями посёлка ? Киш сказал правду. Почему охотники рассердились на него?

Слайд 7

- О чём свидетельствует изобретение Киша?

Слайд 8

- Почему мальчик открыл тайну соплеменникам? Ведь теперь многие могли стать его соперниками?

Слайд 9

- Почему Киш стал «первым человеком в своём посёлке» и «умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах»? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 10 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профил...

Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 8 класса» Учебник: С.А....

Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программыГ.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Пр...

Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программыГ.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Пр...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина.

Рабочая программа предназначена для учителей русскогоязыка и литературы. Включает пояснительную записку, календарно-тематическте планирование, контрольно-измерительные материалы и т.д....

Русские частушки.Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Г.С. Меркина. ФГОС.

Презентация содержит интересный теоретический материал (Интернет - источник), имеет музыкальное сопровождение. Для воспроизведения мелодии необходимо скачать архив со звуковым файлом....

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...