А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА».
БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА. ДУШЕВНЫЙ МИР
ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Цели деятельности учителя: сообщить о замечательном мастере пера, писателе советского периода; помочь учащимся увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики; развивать навыки беглого выразительного чтения; побуждать к оптимистическому восприятию жизни; раскрыть душевный мир главного героя, его отношения с природой.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, продолжил в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького – «пойти в люди».
В 1918 г. в газете «Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».
В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов», роман «Чевенгур» и другие.
Умер А. П. Платонов в 1951 году: вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).
II. Работа учащихся.
1. Чтение статьи в учебнике, с. 112.
– Назовите даты рождения и смерти писателя.
– Вспомните настоящую фамилию Платонова.
2. Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя» (с. 112) и дополнительные:
– Где родился писатель? Кто был его отец?
– Что значит «пришлось “пойти в люди”»?
– Где писатель получил образование?
– Как называлась первая брошюра Платонова?
– Вспомните названия произведений А. П. Платонова.
III. Чтение рассказа «Никита» учителем (учебник, с. 113–121).
Анализ рассказа по вопросам:
– Понравился ли рассказ?
– Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?
– Кто главный герой? Сколько ему лет?
– Почему мальчик боится оставаться один во дворе?
Попутешествуем с Никитой по двору.
Вопросы:
– Кого он увидел во дворе?
– Почему в сарае «оставались чистые стежки»?
– Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?
– Кто жил в колодце?
– Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?
– Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Душевный разговор.
Хочу обратиться ко всем родителям своих учеников с предложением совместной работы в деле воспитания и образования детей. И предложить приходить на мои открытые уроки, чтобы виде...
. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Образовательная - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; Воспитательная – вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка» Развивающая - развивать навыки анализа текста ...
"Душевный мир героя" по рассказу Платонова "Никита"
Конспект урока...
А. Грин. "Алые паруса". Душевная чистота героев
Конспект урока литературы в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"...
Урок литературы в 5 классе А. П. Платонов "Никита" . Быль и фантастика в произведении.
Урок литературы в 5 классе 18 апреля. Тема. Фантазия и быль в рассказе А. Платонова «Никита».План урока1. Познакомиться с биографией А.Платонова.2. Послушать рассказ «Ник...
Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"
Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...