"Душевный мир героя" по рассказу Платонова "Никита"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
А.П. Платонов. Душевный мир главного героя рассказа «Никита».
Цели урока: формировать навыки работы в группе,умения анализировать текст, развивать речь обучающихся.
План урока.
1 А.П. Платонов: детство,начало литературной деятельности.(Рассказ учителя).
2 Работа в группах по содержанию рассказа.
3 Рассказ о Никите.
4 Словарная работа.
А.Платонов родился в 1889 году. Настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем.Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, ходить на задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Очень любил свою первую учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, участвовал в Гражданской войне. С 19 лет участвовал в литератуной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет-сборник рассказов.
Рассказ «Никита» прочитан дома.Каждый ученик группы сможет, используя текст, ответить на вопросы.
1группа.
1 Сколько лет Никите? Почему он оставался один дома?
2 Чему научила мальчика мама? Что на обед ел Никита?
3 Почему мальчик пошёл во двор? Как началось знакомство Никиты с внешним миром?
2 группа.
1Кто ,по мнению Никиты, жил в бочке?Почему это существо он считал злым?
2 Во что превратился умерший дедушка? Как вспоминал о нём Никита?
3 Почему его напугал колодец?
4 Какой представлял Никита баню?
5 С кем ещё разговаривал Никита? Почему всё казалось живым и враждебным?
3 группа.
1Какие слова произнёс отец при встрече с сыном?
2Как возвращение отца изменило жизнь Никиты?
3Понял ли отец фантазии мальчика?
4Почему Никите нравилось работать?
Составление рассказа о герое. Спросить 1,2 человека.
Никите было пять лет. Он жил в деревне с мамой. Отец Никиты воевал. Мать работала в деревне, и Никита оставался один. Он ел хлеб и молоко, а вечером мать кормила его горячим. От одиночества мальчик уходил из дома во двор, рассматривал вещи, ему казалось, что каждый предмет-это тайный житель. Мир для Никиты был злобным, только на солнце живёт добрый дедушка. Особенно был страшным пень-голова, что Никита убежал из дома к маме. Когда Никита вернулся, увидел солдата. Это был его отец. Утром Никита рассказал, кто жил во дворе . Тайные жители молчали. Никита больше не видел в предметах зло. Никите нравилось выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил труд.
Какие черты характера свойственны главному герою? (Доброта, любознательность, общительность, трудолюбие, любовь к близким?)
Работа над платоновскими выражениями вопрос 7 учебника.
Д.з.
Вспомнить, что такое сравнение, эпитет, найти в тексте примеры. С помощью каких глаголов автор рисует поступки Никиты? Подготовить рассказ о Никите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Душевный разговор.
Хочу обратиться ко всем родителям своих учеников с предложением совместной работы в деле воспитания и образования детей. И предложить приходить на мои открытые уроки, чтобы виде...
Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина « Уроки французского». "Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению"
Беседа с учащимися, которая раскрывает душевную красоту и щедрость учителя....
Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"
Таблица по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"...
Конспект урока "Осмеяние душевных пороков в рассказе "Хамелеон"
Данный урок направлен на выявление указанных в рассказе А.П.Чехова пороков....
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе "Хамелеон".
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове"....
Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"
Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...
Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)
Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....