Презентация по ОДНКНР по теме "Культура и образование" 5 класс
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Степанова Ирина Ивановна

Данна презентация позволит учителю провести урок с использованием ИКТ-технологии, разнообразить формы работы на уроке.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степанова Ирина Ивановна, у читель русского языка и литературы МКОУ « Кузнецовская СОШ»

Слайд 2

Тема урока: 19.10.2023 г. 5 класс

Слайд 3

книга картина

Слайд 4

Образование - э то процесс и результат усвоения накопленных поколениями культурных ценностей.

Слайд 6

19 октября 1811 г. с остоялось открытие Царскосельского лицея.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОДНКНР в 5-ом классе

Дата проведения: 19 октября 2023г.

Тема: « Культура и образование»

Цель: формирование представлений об образовании в России, о значении культуры в образовании

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «образование», рассмотреть уровни получения образования в России;
  2. Развивать представления об учреждениях образования и культуры;
  3. Развивать представления об образовании как ключе к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
  4. Формировать  основы научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
  5. Обучать рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
  6. Воспитывать  уважительное и бережное отношение к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

Предметные результаты:

  1.  Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
  2.  Иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;—  понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
  3.  Приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
    профессиональным ростом человека;
  4.  Понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Оборудование:

Ноутбук, рабочие листы, телевизор, карточки с изображением учреждений культуры и образования

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.

- Добрый день, ребята. Я рада снова видеть вас на нашем занимательном уроке.

    Наш класс – это просто созвездие звёзд,

    Об этом пока знаем только мы с вами,

    Но скоро, но скоро зажгутся всерьёз

    Звёзды с нашими именами!

- Готовы и вы зажигать свои звёзды? Я приготовила для вас рабочие листы, на которых при выполнении задания загорится звёздочка.

         2. Определение темы и цели урока

         - Ребята, подпишите свои рабочие листы, запишите дату.

         - Кто из вас знает, что отмечается в России 19 октября?  (Дети не могут ответить)

          - Это знаменательный день в культурном наследии нашей страны, данный праздник связан с темой нашего урока, которую нам предстоит расшифровать. (Дети при помощи шифра определяют тему урока культура и образование»)

      - Какое понятие мы уже изучили? (Культура)

       - Тогда я попрошу вас, определить цель и задачи нашего урока, исходя из темы урока.

      3. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

          - Рассмотрите опорную схему на рабочем листе и скажите, чем отличается материальная культура от духовной?

         - Попробуйте выполнить на рабочем листе задание 2, используя цветные карандаши. (Дети работают самостоятельно, работа проверяется)

        -  Какие предметы у вас вызвали затруднения? (книга, картина)

       - Посмотрите на слайд, и давайте попробуем определить к какому виду культуры относится книга и картина. (Дети высказывают своё мнение, рассуждаю)

       - Книги и картины можно отнести и к духовной культуре, и к материальной, ведь их создаёт человек, и с помощью их культурно обогащается.

   4. Работа над темой урока

- Ребята, сейчас я предлагаю разобраться с понятием «образование». Как вы понимаете этот термин?

- Проведём игру «Конструктор». Попробуйте из предложенных слов составить определение слова «образование». (Дети пробуют в рабочих листах, учитель прикрепляет слова-карточки на доске, и методом перестановки слов собираем предложение)

- Трудновато было? Терпение и труд всё перетрут. И мы смогли зажечь эту непростую звезду.

5. Работа над текстом. Взаимосвязь понятий «Культура и образование»

            Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.

            Книга и чтение – важная часть культуры человека

             Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

    - Как взаимосвязаны культура и образование?

    - Какие исторические факты способствовали развитию образования?

6. Знакомство с учреждениями культуры и образования.

 Учреждения культуры – это учреждения, где люди могут увидеть ценности, созданные человеком.

Учреждения образования – это учреждения, где люди усваивают навыки, умения и знания.

7. Физминутка.

- Я предлагаю поиграть в «сыщиков». Найдите картинки с изображением учреждений культуры и образования (картины находятся в разных частях класса) и прикрепите их на доске в группу.

8. Рассказ учителя об открытии Царскосельского лицея 19 октября 1811 г. (слайд)

- Какой праздник отмечается 19 октября?

- В нашем городе тоже есть лицеи, и вы можете получить образование в них.

9. Ступени образования

-Считаете ли вы себя образованными людьми? Достаточно ли вам образования?

- Рассмотрите ступени образования и раскрасьте ту из них, на которой находитесь вы в данный момент.

- Зачем же надо учиться?

10 Работа с пословицами.

Ученье – свет, а ______________________________________________________ .

Не стыдно не знать, ___________________________________________________.

 11. Итог урока. Рефлексия. (слайд)

- Сколько звёзд вам удалось зажечь?

- Не расстраивайтесь, у вас впереди ещё много открытий, много новых звёзд.

- Спасибо за урок!

12. Домашнее задание.

Подготовить информацию на выбор:

 - Открытие первых школ в России

- Образование в дворянской семье



Предварительный просмотр:

Ученик(-ца) ___________________________________________      https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e81bc5c80e58e1343985c35939738fac-4238543-images-thumbs&n=13

        Дата _____________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Кодировка.

Соотнесите знак с буквой и расшифруйте слова.

https://image.mel.fm/i/E/EUCmk5WmWr/590.jpg

  1. Раскрасьте слова: зелёным цветом – материальная культура, жёлтым – духовная культура

Правила поведения

мифы

лопата

законы

паровая машина

знания

школа

памятник

картина

патриотизм

одежда

книга

музыка

украшения

кровать

3. Составьте определение из набора слов и запиши.

Образование -  ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


  1. Прочитайте текст.

Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре. 

Книга и чтение – важная часть культуры человека

Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

  1. Учреждения культуры – это учреждения, где люди могут увидеть ценности, созданные человеком.

Учреждения образования – это учреждения, где люди усваивают навыки, умения и знания.

  1. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1c32b3a6c72ce609d6b53f0bc077e68edd84ab61-10576901-images-thumbs&n=13                                        https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f17f60a12fe55add0f17743e27302e0b034c6120-9181195-images-thumbs&n=13       

19 октября 1811 г. - ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

19 октября - _________________________________________________________________________

  1. Ступени образования

                                                                                                                          10-11 классы

         

                                                                                         5-9 классы

        1-4 классы

                   

                                                               Детский сад    

  1. Допишите  пословицу

Ученье – свет, а ______________________________________________________ .

Не стыдно не знать, ___________________________________________________.

 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=929be4f274fef4d35850b42611035a40e5e3851f-10851049-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс

Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс по учебнику Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования/ Под ред. Р.А. Кассиной/(А.В. Фирсова, Е.В. ...

Презентация по ОДНКНР Православие в Московской Руси.

Презентация для урока ОДНКНР в 5 классе по теме "Православие в Московской Руси"...

Презентация по ОДНКНР "Появление и развитие буддизма в России"

Презентация по ОДНКНР "Появление и развитие буддизма в России" будет полезна учителям ОДНКНР, работающим в 5 классах....

Презентация по ОДНКНР "Буддизм в СССР и современной России"

Презентация по ОДНКНР "Буддизм в СССР и современной России" будет полезна учителям ОДНКНР, работающим в 5 классах....

Презентация по ОДНКНР "Сибирский федеральный округ"

Презентация "Сибирский федеральный округ" состоит из четырех частей и рассказывает о достопримечательностях, культуре, обычаях народов Сибири и будет полезна для уроков ОДНКНР....

Методическая разработка урока ОДНКНР Золотое правило нравственности 5 класс

Целью урока являетсясоздание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа для выстраивания межличностных отношений; использование методики разноуровне...