Открытый урок по литературе в 7 классе по теме " Сопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_v_7_klasse.docx | 39.21 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_po_literature_7_klass.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 7 классе
Сопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цели урока:
- Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
- Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
- Формировать ключевые компетентности работы с текстом с целью извлечения информации, работы со схемой, таблицей.
- Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повесть «Тарас Бульба» и сопоставить героев.
Развивающие:
- формировать умение глубокого анализа текста;
- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока.
Воспитательные:
- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
- формировать нравственные ценности личности.
УУД:
коммуникативные:
• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
регулятивные:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
познавательные:
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
личностные: формирование
• основ социальных компетенций;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:
- портрет Н.В. Гоголя;
- проектор;
- презентация,
- раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой (слайд 2)
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас и очень хочу начать работу с вами! Но для начала давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- А также поприветствуем наших гостей аплодисментами!
- Молодцы, ребята! Я очень рада видеть улыбки на ваших лицах! И надеюсь, этот день принесет Вам радость. И с таким хорошим настроением мы начинаем урок.
Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя (слайд 3)
Гоголь Николай Васильевич. Возможно, самый удивительный и странный писатель Руси, прожил неполных 43 года. Человек – мифологема. Так называют писателя современные ученые литературоведы.
Виссарион Григорьевич Белинский считал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…»
- О чем этот эпиграф? Как вы его понимаете? О каком произведении идет речь? (Белинский говорит о высоком таланте Гоголя. Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году).
- Сегодня на уроке мы продолжаем (слайд 4) изучение великого произведения XIX века – повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Продолжая начатый разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса - Остапе и Андрии.
- Давайте сформулируем тему нашего урока (сопоставление Остапа и Андрия).
- Какова цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться? (Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев, сравним образы Остапа и Андрия) (слайд 5).
Актуалзация опорных знаний (критериальное взаимооценивание) (слайд 6)
- Верно, молодцы! А сейчас давайте немного разомнемся. Перед вами краткие описания, взятые из повести. Ваша задача определить, о ком идет речь. После того, как выполните задание, поменяйтесь работами с соседом и оцените по критериям, поставьте оценку. На работу у вас 5 минут.
1. «…один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» (Тарас Бульба)
2. «Учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. …чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания…» (Андрий)
3. «Черноглазая и белая, как снег, озаренный утренним румянцем солнца… Смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. …глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство» (Прекрасная панночка)
4. «…изможденное, высохшее лицо… Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами…» (Татарка, служанка панночки)
5. «…Он не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве» (Андрий)
6. «В чести был он у всех Козаков; два раза уже был избираем кошевым и на войнах тоже был сильно добрый козак, но уже давно состарился и не бывал ни в каких походах, не любил тоже и советов давать никому, а любил старый вечно лежать на боку у козацких кругов, слушая рассказы про всякие бывалые случаи и козацкие походы» (Касьян Бовдюг)
7. «…выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его» (Остап).
Проверка (слайд 7). Выставление оценки.
Основная часть. Работа по теме
Средства создания образа литературного героя
- Прежде чем мы начнем сопоставлять героев, давайте разберемся, как создается образ литературного героя, как автор создает его образ?
- Посмотрите на экран (слайд 8). Что создает автор прежде всего? (героя).
Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.
- С помощью чего мы можем узнать о характере героя?
- Для того, чтобы изобразить портрет, художник рисует красками. А как автор изображает портрет персонажа? С помощью чего? (средств худ. выразительности)
- Какие средства выразительности вы знаете? (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение и проч.)
- И так, разберем схему:
1. Имя. В некоторых произведениях имена и фамилии героев уже говорят о человеке («говорящие фамилии» - это худ. прием, при котором фамилия или имя персонажа передает важнейшую черту характера).
2. Поведение. Как герой ведет себя в той или иной ситуации.
3. Поступки. Характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает.
4. Портрет. Изображение внешности героя. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. Обращаем внимание и на одежду.
5. Интерьер. Подробное описание обстановки, в которой живут литературные персонажи, выполняет важную психологическую функцию. При помощи интерьера удаётся оценить основные черты характера героя, его индивидуальные предпочтения, положение в обществе.
6. Род деятельности. Чем занимается персонаж.
Работа с книгой (слайд 9)
- А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия.
- С чего начинается повесть? (С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища). Найдите эпизод приезда сыновей, где автор описывает братьев, как единое целое (зачитывает ученик).
- Сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются, и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.
Физ. минутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Деревцо все выше, выше,
А ребята – тише, тише»
«Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – всем присесть
Семь, восемь – встать попросим
Девять, десять – тихо сесть
«Мозговой штурм». Групповая работа.
- Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы. Перед вами текст, проанализировав который мы сможем сопоставить двух братьев. Каждая группа должна из текста выписать имеющиеся в нем характеристики Остапа и Андрия. При этом мы должны обратить внимание на общие черты героев и различия между ними. Характеристику будем оформлять в виде таблицы, которая лежит у вас на столах. План характеристики представлен на экране (слайд 10)
План характеристики:
1. Портрет
2. Отношение к учёбе
3. Характер
4. Юношеские мечты
5. Поведение во время боя
6. Отношение к товариществу
7. Близость к родителям
8. Отношение к личному счастью
9. Черты сходства
10. Черты отличия
Таблица 1 – Сопоставление Остапа и Андрия
Характеристика | Остап | Андрий |
Портрет (внешность, одежда) | «…два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». Высокий, черные вьющиеся волосы, чуб и усы. «Суровое и сильное» лицо. | «…два дюжие молодца…Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». Высок и красив, носил усы и чуб. Стройный брюнет, мужественное лицо, загорелые щеки. |
Отношение к учёбе, образование | «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». После угрозы отца оставить сына в монастырских служках, Остап начал старательно учиться» | Проявлял интерес к наукам. «Он учился охотнее и без напряжения…Он был более изобретателен…» |
Характер | Рассудителен, сдержан, хладнокровен, спокоен, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество | Чувствительный, нежный, мало отзывчивый, хитрый, скрытный, легкомысленный. |
Юношеские мечты | Мечтал стать настоящим казаком, о воинских подвигах. Ни о чем не думал, «кроме войны и пирушки» | Мечтал о воинской славе и о любви. Скрывал свои мечты. |
Поведение во время боя | Патриотизм, ненависть к врагу, героизм. | Сражался со всеми подряд, подвергая себя опасности. Был опьянен битвой, разя всех. |
Отношение к товариществу | До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем, не предавал их даже под наказанием. Не стремится руководить и манипулировать. | Любил верховодить. Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города. |
Близость к родителям | Ближе к отцу | Ближе к матери |
Отношение к личному счастью | Никогда не стремился к личному счастью. | Мечтал о личном счастье, о любви. |
Черты сходства | Одна семья; окружение; воспитание. | Одна семья; окружение; воспитание. |
Черты отличия | Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни. | Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни. |
Тексты для работы в группах
1 группа
У старого казацкого полковника Тараса Бульбы было двое сыновей: старший — Остап и младший — Андрий. Это «дюжие», статные парни, в сажень ростом. «Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва». Носили они сафьяновые сапоги яркого красного цвета с подковкой из серебра. На головах — черные шапки, сделанные из меха баранов, а верх шапки обделан золотом. Из одежды — широкие шаровары, алые полукафтаны, в которые были воткнуты настоящие турецкие сабли и пистолеты.
Старший брат Остап двадцати двух лет отроду, высокий, широкого телосложения, черные вьющиеся волосы, и такого же цвета чуб и усы. Это крепко сложенный молодой человек. Автор описывает его лицо такими эпитетами, как «суровое» и «сильное».
Младший брат Андрий на год младше Остапа, ему двадцать один год. Также обладает хорошим здоровьем, высок и красив. Носил усы и чуб, подобно большинству казаков, цвет волос – чёрный. Он взрачный воин, высокий и стройный, брюнет до самых усов и чуба, мужественное лицо, бархатные темные брови и загорелые щеки.
Братья уважали и немного побаивались отца, гордились его умом и боевой отвагой. Мать свою они любили и жалели. Когда они поехали с отцом в Запорожскую Сечь, мать была в горе и отчаянии, а братья жалели её и с трудом сдерживали слёзы.
2 группа
В 12 лет отец отдал Остапа и Андрия учиться в Киевскую академию. До этого они воспитывались на свободе, поэтому сначала им было трудно привыкнуть к учёбе. Учёба у Остапа началась плохо, чего нельзя сказать о его брате, успеваемость которого была на высоте. Андрий проявлял интерес к наукам, учился легко, без напряжения. В компании друзей любил верховодить. Здесь проявились его хитрость и приспосабливаемость. Умело уходил от ответственности за свои шалости. Остап сбежал из бурсы в первый же год. Его поймали, высекли, хотели заставить учиться. 4 раза закапывал Остап в землю букварь и 4 раза его секли и покупали новый. Наконец, отец обещал его продержать 20 лет в монастырских служках и сказал, что он никогда не увидит Запорожскую Сечь, если не выучится в академии всем наукам. С той поры Остап старательно учился и стал одним из лучших учеников. После обворовывания чужих огородов и садов бурсаков наказывали розгами и плетьми. Остапа никакое наказание не заставляло выдавать своих товарищей.
Андрий учился охотнее брата, учёба давалась ему легче. У него был изобретательный ум, поэтому Андрий иногда увёртывался от наказания за какое-нибудь опасное дело. Во время учёбы оба брата мечтали о воинских подвигах. Остап ни о чём в юности не думал, «кроме войны и разгульной пирушки». Андрий мечтал не только о воинской славе, но и о любви. Он скрывал свои мечты от товарищей, так как в то время было стыдно думать казаку о любви, не приняв участия ни в одной битве. Однажды в Киеве он влюбился в красавицу-полячку, дочь ковенского воеводы, но скоро она уехала вместе с отцом.
3 группа
Разность характеров также ярко проявляется на поле битвы. Остап ведёт себя как опытный воин, он имеет все шансы стать следующим атаманом казаков. Он рассудителен, действует хладнокровно и обдуманно, способен найти выход в критической ситуации.
Попав в Запорожскую Сечь, братья сразу вызвали к себе уважение благодаря своим навыкам, ловкости и умелости. Вот только в бою каждый показал себя по-разному. На страницах произведения мы видим, как Остап проникся духом казацкого товарищества. Наравне со своим отцом считал, что предательство – самое гнусное деяние, которое только можно совершить. В своём отношении к друзьям и братьям по оружию Остап являет нам пример настоящего казака. Он не стремится руководить и манипулировать другими людьми, в высказываниях прямолинеен и честен. Остап умел правильно оценить опасность, был спокоен, расчетлив и холоден, старался продумать наперед все действия. Отец говорил, что из старшего сына вышел бы хороший полковник.
Другое дело Андрий, которого во время битвы поглощал азарт. Упоение битвой настолько туманило парню голову, что он совершенно не понимал, насколько сильный враг ждет впереди, и просто срывался, сражаясь со всеми подряд и подвергая себя неимоверной опасности. Совершенно забыв про страх, парень побеждал врагов одним лишь натиском. Андрий опьянён битвой, скачет напролом через гущу врагов (бывших товарищей), разя их направо и налево. Вперёд его движет страсть к возлюбленной и, возможно, отчаяние от осознания своего положения. Даже перед смертью от рук отца его мысли находятся там, рядом с ней. Андрий был импульсивен, нередко пускался на авантюры вместе с товарищами, но иногда, напротив, стремился отгородиться от них и побыть один. В его жизни гораздо большее значение стала приобретать чувственная любовь к женщинам. В итоге он предаёт своих товарищей, родину и отца из-за любви к польской аристократке.
- А теперь давайте заслушаем каждую группу (один представитель от группы зачитывает то, что заполнено у них в таблице). (слайд10-19)
На слайде представляется заполненная каждая строка таблицы.
Обсуждение проблемного вопроса
- Молодцы! Оцените свою работу в листе самооценки.
- А теперь давайте немного порассуждаем (слайд 20)
- На каком этапе, в какой момент Андрий сворачивает с прямого пути чести, долга, преданности Родине?
- Почему Андрий идет в осажденный город? (У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству).
- Почему юноша предал отчизну? (Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Он изменил Родине, так как любил безрассудно…).
- Изменил ли себе герой? (Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя).
- Андрий заслуживает презрения или жалость? Почему?
- А сейчас составьте, пожалуйста, у себя в тетради синквейны, в которых вы отразите свои ассоциации с образами Остапа и Андрия. (слайд 21)
- А теперь вернитесь к цели нашего урока. Смогли ли мы ее достичь?
Итоги урока
- Теперь давайте подведем итоги. Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, «бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела».
Сопоставляя образы Остапа и Андрия, автор выражает основную мысль своего произведения: без родины, без народа нет жизни.
- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей? (ответы учащихся). Кого бы вы могли привести в пример из героев повести? (Тарас Бульба).
- Является ли Тарас бульба настоящим патриотом? Об этом мы с вами узнаем на следующем уроке!
4.5. Рефлексия (слайд 22)
- Каким было преобладающее настроение?
- Какой герой вам более близок и почему?
- Какие выводы из урока вы сможете применить в современной жизни?
4.6. Самооценка. Заполнение листа самооценивания (слайд 23)
4.7. Домашнее задание. На выбор (слайд 24)
1. Письменно ответить на вопрос:
Почему Н.В. Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?
2. Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.
- Закончить урок хочу словами (слайд 25) Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование». Любите свою Родину! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональный настрой: Желаю (большой палец) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всем (безымянный) И везде (мизинец) Здравствуйте! (вся ладонь)
«Гоголь не пишет, а рисует; его изображе - ния дышат живыми красками действитель - ности . Видишь и слышишь их…» В.Г. Белинский
«Тарас Бульба»
«Сопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Цель: Раскрыть образы Остапа и Андрия ; Научиться сопоставительной характеристике; Сравнить образы двух братьев.
№ п/п Описание героя Герой 1 «…один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» 2 «Учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. …чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания…» 3 «Черноглазая и белая, как снег, озаренный утренним румянцем солнца… Смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. …глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство» 4 «…изможденное, высохшее лицо… Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами…» 5 «…Он не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве» 6 «В чести был он у всех Козаков; два раза уже был избираем кошевым и на войнах тоже был сильно добрый козак , но уже давно состарился и не бывал ни в каких походах, не любил тоже и советов давать никому, а любил старый вечно лежать на боку у козацких кругов, слушая рассказы про всякие бывалые случаи и козацкие походы» 7 «…выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда слали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его»
№ п/п Описание героя Герой 1 «…один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» Тарас Бульба 2 «Учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. …чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания…» Андрий 3 «Черноглазая и белая, как снег, озаренный утренним румянцем солнца… Смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. …глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство» Панночка 4 «…изможденное, высохшее лицо… Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами…» Татарка, служанка панночки 5 «…Он не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве» Андрий 6 «В чести был он у всех Козаков; два раза уже был избираем кошевым и на войнах тоже был сильно добрый козак , но уже давно состарился и не бывал ни в каких походах, не любил тоже и советов давать никому, а любил старый вечно лежать на боку у козацких кругов, слушая рассказы про всякие бывалые случаи и козацкие походы» Касьян Бовдюг 7 «…выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда слали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» Остап
План характеристики: Портрет Отношение к учебе Характер Юношеские мечты Поведение во время боя Отношение к товариществу Близость к родителям Отношение к личному счастью Черты сходства Черты отличия
Характеристика Остап Андрий Портрет (внешность, одежда) «…два дюжие молодца… Креп-кие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». Высокий, черные вьющиеся волосы, чуб и усы. «Суровое и сильное» лицо. «…два дюжие молодца…Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». Высок и красив, носил усы и чуб. Стройный брюнет, мужественное лицо, загорелые щеки.
Характеристика Остап Андрий Отношение к учебе, образование «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бес-человечно, покупали новый». После угрозы отца оставить сына в монастырских служках, Остап начал старательно учиться» Проявлял интерес к наукам. «Он учился охотнее и без напряжения…Он был более изобретателен…» Характеристика Остап Андрий Отношение к учебе, образование «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бес-человечно, покупали новый». После угрозы отца оставить сына в монастырских служках, Остап начал старательно учиться» Проявлял интерес к наукам. «Он учился охотнее и без напряжения…Он был более изобретателен…»
Характеристика Остап Андрий Характер Рассудителен, сдержан, хладнокровен, спокоен, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество Чувствительный, нежный, мало отзывчивый, хитрый, скрытный, легкомысленный.
Характеристика Остап Андрий Юношеские мечты Мечтал стать настоящим казаком, о воинских подвигах. Ни о чем не думал, «кроме войны и пирушки» Мечтал о воинской славе и о любви. Скрывал свои мечты
Характеристика Остап Андрий Поведение во время боя Патриотизм, ненависть к врагу, героизм. Сражался со всеми подряд, подвергая себя опасности. Был опьянен битвой, разя всех.
Характеристика Остап Андрий Отношение к товариществу До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем, не предавал их даже под наказанием. Не стремится руководить и манипулировать. Любил верховодить. Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города.
Характеристика Остап Андрий Близость к родителям Ближе к отцу Ближе к матери
Характеристика Остап Андрий Отношение к личному счастью Никогда не стремился к личному счастью. Мечтал о личном счастье, о любви.
Характеристика Остап Андрий Черты сходства Одна семья, окружение, воспитание. Черты отличия Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.
Ответьте на вопросы: 1. На каком этапе, в какой момент Андрий сворачивает с прямого пути чести, долга, пре-данности Родине? 2. Почему Андрий идет в осажденный город? 3. Почему юноша предал отчизну? 4. Изменил ли себе герой? 5. Андрий заслуживает презрения или жалость? Почему?
Рефлексия: - Каким было преобладающее настроение? - Какой герой вам более близок и почему? - Какие выводы из урока вы сможете применить в современной жизни?
Заполните лист самооценивания !
Домашнее задание (на выбор): 1. Письменно ответить на вопрос: Почему Н.В. Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? 2. Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия .
«Любовь к Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование» Д.С. Лихачев
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Урок, обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести. В центре урока проблемный вопрос: "Может л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы в 7 классе...
Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....
Урок литературы в 7 классе. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи. Сравнительная характеристика литературных героев....
Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....