Урок литературы в 7 классе. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок развития речи. Сравнительная характеристика литературных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.sravnitelnaya_harakteristika_ostapa_i_andriya._n.v.gogol_.taras_bulba.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
1. Автор проекта: Просвирова Галина Васильевна, Волгоградская область,
Клетский район, учитель, МКОУ «Манойлинская СОШ»
2. Предмет: литература
3. Класс: 7
4. Тема урока: «Сочинение «Сравнительная характеристика
Остапа и Андрия» (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
5. Цель урока: знакомство с алгоритмом построения сочинения в определённой
композиционной форме
6. Задачи урока:
1) развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;
2) развитие умения составлять собственный текст на основе прочитанного;
3) формирование умения применять цитирование;
4) соблюдение норм русского литературного языка на письме
7. Планируемые образовательные результаты: учащиеся
- узнают структуру создания сравнительной характеристики литературных героев;
- овладеют алгоритмом написания литературного сочинения-рассуждения;
- построят план будущего текста-рассуждения;
- научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи.
8. Содержание урока:
Этап урока | Содержание и виды деятельности учащихся |
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап | 1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности
- Назовите приёмы, которые использует автор для изображения своих героев и их характеров. ( рассказывает о происхождении героев, о событиях жизни и переживаниях героев; показывает, как в поступках и поведении героя, в его наружности, одежде и речи проявляются основные черты его характера)
- записывают свои ожидания от урока и размещают их на доску (запись на карточке Я узнаю… Я научусь…) - сопоставляют свои ожидания с реальной целью, делают вывод. |
2. Основной (информационно-аналитический) этап | 1. «Открытие нового знания»
синонимов (сопоставить, противопоставить).
(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)
Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать. Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.
- Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение. Части сочинения Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста. Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления. Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках. Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части. План сочинения-рассуждения
2. Закрепление материала. 1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице) 1. Что общего у героев
(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью). 2. Чем отличаются друг от друга 1.Внешность Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый. 2.Отношение к учёбе Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения. 3.Проявление характера Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания. 3. Поведение в бою Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком. 4. Отношение к Отечеству Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны. 5. Выдержка, воля Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.
Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199). Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину. (попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу) 2. Коллективное составление вступления. Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести. В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения). |
3. Заключитель ный (оценочно-рефлексивный) этап | 1. Назовите ключевые слова урока.
2. Анализ сопоставления своих ожиданий с реальной целью, вывод о реализации цели урока (дополнительно обсудить 3 вопроса: «Что больше всего вам понравилось на уроке и почему?», «Кто испытывал затруднения? «С чем они связаны?») 3. Оценивание работы на уроке с комментированием (самооценка, взаимооценка, оценка учителя) 4. Учащиеся выставляют оценки в дневник. 5. Домашнее задание (написать черновое сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» |
Литература
Учебник
1 .Литература. 7 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.
Интернет-источники
1.http://vsesochineniya.ru/sochinenie-sravnitelnaya-xarakteristika
Сочинение-сравнительная характеристика
2. Источник: http://www.zachetki.net/news/68-kak-napisat-sochinenie.html#.VSkiqJDPOgI
Как писать сочинение – рассуждение о литературном герое
3. Сычев Б. П. Характеристика героя литературного произведения // Литература в школе. 2004. № 3. С. 36
4. http://www.myshared.ru/slide/312600/
Сравнительная характеристика героев. Как писать сочинение? - презентация
5.http://top-referat.ru/soch/files/1771561.html
Cочинение: Гоголь Н.В. - Тарас Бульба - "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
конспект и презентация...
Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы в 7 классе...
Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....
Конспект урока с презентацией по литературе на тему "Нравы и обычаи Запорожской сечи" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Цель урока познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями....
Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"
Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)" Проводится...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....