Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Власова Елена Вячеславовна

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В.Гоголь «ТАРАС БУЛЬБА»

Слайд 2

Смысл сопоставления Остапа и Андрия

Слайд 3

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!» Н.В. Гоголь «Личность и общество неразрывно связаны между собой. И только тогда, когда общее и личное находятся в органическом сочетании, только тогда есть полная глубокого и разумного содержания жизнь – и личная, и общественная. И если они не совпадают, то с толкновение неизбежно, и тогда отдельный человек – или победитель, или побежденный». В.Г.Белинский В.Г.БЕЛИНСКИЙ

Слайд 4

ГЕРОИ / ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАП АНДРИЙ ПОРТРЕТ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ ЮНОШЕСКИЕ МЕЧТЫ ХАРАКТЕР ПОСТУПКИ СМЕРТЬ

Слайд 5

Домашнее задание: Кто из героев повести вам более близок и почему? Поступок Андрия – измена или его личный выбор, ставший трагедией?



Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 36

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ

«СМЫСЛ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОСТАПА И АНДРИЯ»

(по повести Н. В. Гоголя «Тарас  Бульба»)

Разработала и провела Власова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Нижний Новгород

2013год

Цель урока:

 Через сравнение образов Остапа и Андрия вывести детей на понимание  сути проблемы подвига и предательства, поднятой Гоголем  в данном произведении.

Задачи:

  1. Раскрыть образы Остапа.
  2. Продолжить обучение сопоставительной характеристике.
  3. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев.
  4. Прививать интерес к родной литературе , учить  вглядываться в ткань художественного произведения, открывать для себя новое, глубинное.
  5. Научить  ребят давать нравственную оценку героям, их поступкам, событиям.

Технология урока:  технология критического мышления

Ход урока

-Сегодня мы продолжаем работу над таким сложным, глубоким, серьезным произведением как повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (слайд №1)

-Давайте вспомним, чему были посвящены предыдущие уроки? Что было предметом   нашего изучения?

           (Ответы учащихся)

-Эпоха и герои.

-Нравственный облик Тараса Бульбы.

-Товарищество.

-Обратимся к домашнему заданию. Дома вы должны были определить и выписать законы, по которым живут запорожцы.  

(Ответы учащихся)

-Так как же так получилось, что в одной и той же семье, живя  и воспитываясь под одним  кровом и по одним и тем же законам, выросли совершенно разные люди? Как получилось, что оказавшись перед проблемой выбора они выбирают разные пути? Почему так произошло?  Как так произошло, что один из сыновей погибает «героем», а другой – «предателем»? Можем ли мы  однозначно трактовать их поступки?( слайд №2)

 

(Заслушиваем ответы учеников )

На доске появляются два эпиграфа (слайд №3 )

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила

русскую силу!»

                                                                                                 Н.В. Гоголь

«Личность и общество неразрывно связаны между собой. И только тогда, когда общее

 и личное находятся в органическом сочетании, только тогда есть полная глубокого и разумного содержания жизнь – и личная, и общественная. И если они не совпадают, то столкновение неизбежно, и тогда отдельный  человек – или победитель, или побежденный».

                                                                                                  В.Г.Белинский

-Ребята, как вы считаете, для чего мы проведем сравнительный анализ двух героев:  Остапа и Андрия? Что это может нам дать?

Снова заслушиваем ответы учеников , направляем их мысли, помогаем сформулировать верный ответ:

- Через сравнение образов мы постараемся выйти на понимание очень важной проблемы: проблемы подвига и предательства.

-Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. В начале урока мы выяснили, что было одинаковым в  судьбе героев. А затем попытаемся их сравнить.

-А что лежит в основе любого сравнения?

(Ответы учеников: наличие общих признаков)

-Какие признаки будут для нас важны?

(Ответы учеников:  то, что составляет образ, а именно- совокупность всех характеристик)

-Итак, назовем эти составляющие.

(Ответы учеников: портрет, поступки: отношение к другим героям, к родителям, учеба, поведение в бою, отношение к личному счастью; авторская позиция, речь героев, их мечты, характер..)

Начинаем заполнять таблицу (слайд 4). Примерный план заполнения таблицы дан в Приложении.

Учащиеся ищут ответы на вопросы на страницах книги, зачитываю вслух, учитель поправляет, корректирует, но ответы в тетради ребята записывают самостоятельно.

После заполнения таблицы просим несколько человек прочитать записанное.

-Почему же юноша предает Отчизну?

(Ответы учащихся)

У Андрия ожили чувства и заслонили разум. Андрий любит полячку, он теряет волю, готов погубить себя ради любви, готов пожертвовать всем и всеми.

- Андрий вступил в трагический конфликт со всеми. Но изменил ли он себе?

Нет, это его выбор. Выбор, ставший трагедией. И конфликт этот, по мнению Гоголя, не мог разрешиться иначе, как смертью героя.

Обратимся к теме, цели урока, к эпиграфам.

-В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ ЭТОГО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ? ЧТО ЕСТЬ ПОДВИГ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО?

-Если по отношению к Остапу все сходятся во мнении: герой, совершил подвиг, то, по отношению к Андрию, и сам Гоголь не может однозначно ответить…

Важно привести учащихся к мысли, что раскрывая характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого - плохим. Гоголь  дал нам сложный национальный характер, показал людей родных, близких, но так отличающихся по взглядам на вечные человеческие ценности.

(Ответы учащихся)

-Смысл противопоставления заключается в том, чтобы показать трагический конфликт между миром казаков, для которых, как мы выяснили, главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью является человек.

Домашнее задание (слайд №5)- ответ на один из вопросов по выбору учащихся:

  1. Кто из героев повести вам более близок и почему?
  2. Поступок Андрия – измена или его личный выбор, ставший трагедией?

В конце урока учащиеся заполняют лист самооценки, затем учитель  благодарит ребят за интересный урок и выставляет оценки за работу.



Предварительный просмотр:

Приложение

ХАРАКТЕРИСТИКА

   

ГЕРОИ

ОСТАП

АНДРИЙ

ПОРТРЕТ

Более мужественный и суровый.

Более красивый и милый, «в лице выражалось более нежности»

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ

«В первый год ещё бежал…Его возвратили, высекли… Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый».

«Учился охотнее и без напряжения…

Был более изобретателен, нежели брат»

ЮНОШЕСКИЕ МЕЧТЫ

Мечтал стать казаком Запорожской Сечи.

Любил помечтать и о личном счастье.

ХАРАКТЕР И АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА

Лучший товарищ, «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»

Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Целеустремлённый воин, хладнокровный.

«Имел чувства несколько живее и как-то более развитые…Кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам» (Эпизод с полячкой).

«Очаровательная музыка пуль»:  упоение боем, любование.

ПОСТУПКИ И АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА

До последней минуты остаётся товарищем, не способен на предательство.

Увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города, предаёт товарищей.

СМЕРТЬ

«Выносил пытки, как исполин»

«Как хлебный колос, подрезанный серпом… как молодой барашек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе "Война и мир в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Цели урока: 1. Рассмотреть антитезу войны и мира, столкновение этих понятий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; показать гуманистический, антивоенный пафос повести.2. Способствовать разви...

урок литературы в 6 классе "Что есть Отчизна?" (по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")

На данном уроке используются приемы театральной педагогики, проблемное обучение....

Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур...