Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_sopostavleniya_ostapa_i_andriya.pptx | 856.05 КБ |
smysl_sopostavleniya_ostapa_i_andriya.docx | 21.02 КБ |
prilozhenie_primernoe_zapolnenie_tablitsy.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысл сопоставления Остапа и Андрия
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!» Н.В. Гоголь «Личность и общество неразрывно связаны между собой. И только тогда, когда общее и личное находятся в органическом сочетании, только тогда есть полная глубокого и разумного содержания жизнь – и личная, и общественная. И если они не совпадают, то с толкновение неизбежно, и тогда отдельный человек – или победитель, или побежденный». В.Г.Белинский В.Г.БЕЛИНСКИЙ
ГЕРОИ / ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАП АНДРИЙ ПОРТРЕТ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ ЮНОШЕСКИЕ МЕЧТЫ ХАРАКТЕР ПОСТУПКИ СМЕРТЬ
Домашнее задание: Кто из героев повести вам более близок и почему? Поступок Андрия – измена или его личный выбор, ставший трагедией?
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей № 36
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ
«СМЫСЛ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОСТАПА И АНДРИЯ»
(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Разработала и провела Власова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород
2013год
Цель урока:
Через сравнение образов Остапа и Андрия вывести детей на понимание сути проблемы подвига и предательства, поднятой Гоголем в данном произведении.
Задачи:
- Раскрыть образы Остапа.
- Продолжить обучение сопоставительной характеристике.
- Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев.
- Прививать интерес к родной литературе , учить вглядываться в ткань художественного произведения, открывать для себя новое, глубинное.
- Научить ребят давать нравственную оценку героям, их поступкам, событиям.
Технология урока: технология критического мышления
Ход урока
-Сегодня мы продолжаем работу над таким сложным, глубоким, серьезным произведением как повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (слайд №1)
-Давайте вспомним, чему были посвящены предыдущие уроки? Что было предметом нашего изучения?
(Ответы учащихся)
-Эпоха и герои.
-Нравственный облик Тараса Бульбы.
-Товарищество.
-Обратимся к домашнему заданию. Дома вы должны были определить и выписать законы, по которым живут запорожцы.
(Ответы учащихся)
-Так как же так получилось, что в одной и той же семье, живя и воспитываясь под одним кровом и по одним и тем же законам, выросли совершенно разные люди? Как получилось, что оказавшись перед проблемой выбора они выбирают разные пути? Почему так произошло? Как так произошло, что один из сыновей погибает «героем», а другой – «предателем»? Можем ли мы однозначно трактовать их поступки?( слайд №2)
(Заслушиваем ответы учеников )
На доске появляются два эпиграфа (слайд №3 )
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила
русскую силу!»
Н.В. Гоголь
«Личность и общество неразрывно связаны между собой. И только тогда, когда общее
и личное находятся в органическом сочетании, только тогда есть полная глубокого и разумного содержания жизнь – и личная, и общественная. И если они не совпадают, то столкновение неизбежно, и тогда отдельный человек – или победитель, или побежденный».
В.Г.Белинский
-Ребята, как вы считаете, для чего мы проведем сравнительный анализ двух героев: Остапа и Андрия? Что это может нам дать?
Снова заслушиваем ответы учеников , направляем их мысли, помогаем сформулировать верный ответ:
- Через сравнение образов мы постараемся выйти на понимание очень важной проблемы: проблемы подвига и предательства.
-Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. В начале урока мы выяснили, что было одинаковым в судьбе героев. А затем попытаемся их сравнить.
-А что лежит в основе любого сравнения?
(Ответы учеников: наличие общих признаков)
-Какие признаки будут для нас важны?
(Ответы учеников: то, что составляет образ, а именно- совокупность всех характеристик)
-Итак, назовем эти составляющие.
(Ответы учеников: портрет, поступки: отношение к другим героям, к родителям, учеба, поведение в бою, отношение к личному счастью; авторская позиция, речь героев, их мечты, характер..)
Начинаем заполнять таблицу (слайд 4). Примерный план заполнения таблицы дан в Приложении.
Учащиеся ищут ответы на вопросы на страницах книги, зачитываю вслух, учитель поправляет, корректирует, но ответы в тетради ребята записывают самостоятельно.
После заполнения таблицы просим несколько человек прочитать записанное.
-Почему же юноша предает Отчизну?
(Ответы учащихся)
У Андрия ожили чувства и заслонили разум. Андрий любит полячку, он теряет волю, готов погубить себя ради любви, готов пожертвовать всем и всеми.
- Андрий вступил в трагический конфликт со всеми. Но изменил ли он себе?
Нет, это его выбор. Выбор, ставший трагедией. И конфликт этот, по мнению Гоголя, не мог разрешиться иначе, как смертью героя.
Обратимся к теме, цели урока, к эпиграфам.
-В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ ЭТОГО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ? ЧТО ЕСТЬ ПОДВИГ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО?
-Если по отношению к Остапу все сходятся во мнении: герой, совершил подвиг, то, по отношению к Андрию, и сам Гоголь не может однозначно ответить…
Важно привести учащихся к мысли, что раскрывая характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого - плохим. Гоголь дал нам сложный национальный характер, показал людей родных, близких, но так отличающихся по взглядам на вечные человеческие ценности.
(Ответы учащихся)
-Смысл противопоставления заключается в том, чтобы показать трагический конфликт между миром казаков, для которых, как мы выяснили, главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество, и миром Андрия, где главной ценностью является человек.
Домашнее задание (слайд №5)- ответ на один из вопросов по выбору учащихся:
- Кто из героев повести вам более близок и почему?
- Поступок Андрия – измена или его личный выбор, ставший трагедией?
В конце урока учащиеся заполняют лист самооценки, затем учитель благодарит ребят за интересный урок и выставляет оценки за работу.
Предварительный просмотр:
Приложение
ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОИ | ОСТАП | АНДРИЙ |
ПОРТРЕТ | Более мужественный и суровый. | Более красивый и милый, «в лице выражалось более нежности» |
ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ | «В первый год ещё бежал…Его возвратили, высекли… Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». | «Учился охотнее и без напряжения… Был более изобретателен, нежели брат» |
ЮНОШЕСКИЕ МЕЧТЫ | Мечтал стать казаком Запорожской Сечи. | Любил помечтать и о личном счастье. |
ХАРАКТЕР И АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА | Лучший товарищ, «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…» Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность. Целеустремлённый воин, хладнокровный. | «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые…Кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам» (Эпизод с полячкой). «Очаровательная музыка пуль»: упоение боем, любование. |
ПОСТУПКИ И АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА | До последней минуты остаётся товарищем, не способен на предательство. | Увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города, предаёт товарищей. |
СМЕРТЬ | «Выносил пытки, как исполин» | «Как хлебный колос, подрезанный серпом… как молодой барашек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы в 7 классе...
Урок литературы в 7 классе. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи. Сравнительная характеристика литературных героев....
Конспект урока литературы в 7 классе "Война и мир в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Цели урока: 1. Рассмотреть антитезу войны и мира, столкновение этих понятий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; показать гуманистический, антивоенный пафос повести.2. Способствовать разви...
урок литературы в 6 классе "Что есть Отчизна?" (по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")
На данном уроке используются приемы театральной педагогики, проблемное обучение....
Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур...