Конспект урока "А.А.Фет "Весенний дождь"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока "А.А.Фет "Весенний дождь". На занятии учащиеся знакомятся с биографией поэта, анализирируют стихотворение "Весенний дождь и выполняют тврческое задание в группах. Опережающее домашнее задание: подготовить иллюстрации о дождливой погоде Во время урока используется прием мелодекламации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока с анализом стихотворения А.А.Фета "Весенний дождь" | 22.33 КБ |
Презентация "Биография А.А.Фета" | 1.71 МБ |
Сообщение о биографии А.А.Фета. | 14.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «А.А.Фет «Весенний дождь».
Оборудование: на доске записана тема урока, эпиграф, размещены рисунки детей на тему «Дождь»;; компьютер, проектор, презентация. Эпиграф к уроку.
Поэт – тот, кто в предмете видит то,
чего без его помощи другой не увидит.
А.А.Фет
Слово учителя: (слайд) Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно. Ну что ж, начнём наш урок литературы.
Включаются звуки дождя.
-Что вы слышите?
-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
-А кто из вас любит дождь?
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь? А чтобы вам было легче, посмотрите на доску, здесь для вас есть подсказка.(Тучка, капли: запах, цвет, звуки).
Составляется кластер по ассоциациям.
Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
- Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Просмотр слайдов.
На доске у нас несколько рисунков на тему дождя. Именно так видят наши юные художники дождь. А попробуйте словесно нарисовать дождь. (Ответы 2-3 учеников)
Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
- А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? ( При помощи слов)
Определение темы и целей урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с дождём А.А.Фета. А кто такой А.А.Фет? Поэт, и он создал свой дождь – весенний. (Слайд) Тема урока ? «Афанасий Афанасьевич Фет. «Весенний дождь».
Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф к уроку. Исходя из темы урока, определите цели для него?
Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»; научимся составлять образную картину; составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.
Прежде чем обратиться к стихотворению, давайте познакомимся поближе с автором . Сообщение о А.А.Фете.( ученица: Востьянова Марина) и видеопрезентация о нем (учитель).
(Слайд) Откроем учебник и обратимся к тексту стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения учеником (М.Фадеев)
- Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)
-Вы обратили внимание на слайд: в каком году написано стихотворение?(1857)
-Достаточно этой информации для того, чтобы сказать, что мы знаем об истории создания стихотворения?
- Тогда я попрошу еще одну ученицу мне помочь Слово Гале Абраменко.(история создания)
Анализ стихотворения по плану:
Вопросный план анализа: | Материалы: |
1. В каком году написано стихотворение? | |
2.История создания стихотворения: | |
3.тема стихотворения: | |
4.Идея стихотворения: | |
5. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины? метафора эпитеты сравнение олицетворение | |
6.Виды рифм( парная, перекрестная или кольцевая, Мужская или женская) | |
7. Творческая работа: |
- Как вы понимаете слово завеса?
(Слайд) Давайте обратимся к словарной статье. Прочитаем и запомним значение этого слова.
Как вы видите, слово многозначное.
- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?
- Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-ой строке 2-го четверостишия? (Метафора)
- Что такое метафора? (Слайд) Вспомним определение.
- Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? ( «Будто в золотой пыли», сравнение)
- (Слайд) Какое слово указывает на сравнение? (Слайд) Вспомним определение.
Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. (Слайд) Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».
- А что подошло к саду? (Дождь)
- Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). (Слайд) Вспомним определение.
- Из чего состоит дождь?
Слова «вода», «капля» женского рода – дождь из воды.
- Следовательно, в каком образе можно представить это таинственное существо? (В образе женщины)
(Слайд) Давайте рассмотрим, как художники увидели этот образ. У каждой из женщин-дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимой и поэтому «что-то к саду подошло». Согласитесь, картины очень разные.
- Чем они отличаются друг от друга?
- А чем они похожи?
- Какую из этих картин мы могли бы назвать «Девушка Летний дождь», «Женщина дождя Поздней Осени»?
- Подберите слова к изображённым на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин с восприятиями поэтов. (Слайд)
- А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
А теперь представим дождь в виде ребёнка. Составьте словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде ребёнка, младенца. (Ответы детей)
(Слайд) Посмотрим, что получилось у меня. А вот какое стихотворение написал С.Я.Маршак.
Вспомните, в начале урока вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нём.
- Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Я предлагаю вам составить текст из 5-ти предложений описание вашего нового дождя. Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своём тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте выразительные средства. (Несколько работ зачитываются).
- (Слайд) Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
- Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
- А давайте вернёмся к эпиграфу. Как можно связать слова А.А.Фета и наш урок?
А теперь вам нужно заполнить личный листок самооценки. Подпишите его и оцените свою работу на уроке. Эти листы будут моими помощниками в выставлении оценок.
На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. Спасибо нашим гостям за то, что посетили нас.
Вопросный план анализа: | Материалы: |
1. В каком году написано стихотворение? | |
2.История создания стихотворения: | |
3.тема стихотворения: | |
4.Идея стихотворения: | |
5. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины? метафора эпитеты сравнение олицетворение | |
6.Виды рифм( парная, перекрестная или кольцевая, Мужская или женская) | |
7. Творческая работа: |
Вопросный план анализа: | Материалы: |
1. В каком году написано стихотворение? | |
2.История создания стихотворения: | |
3.тема стихотворения: | |
4.Идея стихотворения: | |
5. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины? метафора эпитеты сравнение олицетворение | |
6.Виды рифм( парная, перекрестная или кольцевая, Мужская или женская) | |
7. Творческая работа: | |
Диагностическая карта: | |
1.Моя цель (Чего хочу добиться?) | |
2. Добился (лась) ли я поставленной цели? | |
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности? | |
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке В себе В тексте В своих товарищах | |
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок: | |
Диагностическая карта: | |
1.Моя цель (Чего хочу добиться?) | |
2. Добился (лась) ли я поставленной цели? | |
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности? | |
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке В себе В тексте В своих товарищах | |
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок: | |
Диагностическая карта: | |
1.Моя цель (Чего хочу добиться?) | |
2. Добился (лась) ли я поставленной цели? | |
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности? | |
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке В себе В тексте В своих товарищах | |
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок: | |
Диагностическая карта: | |
1.Моя цель (Чего хочу добиться?) | |
2. Добился (лась) ли я поставленной цели? | |
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности? | |
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке В себе В тексте В своих товарищах | |
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок: | |
Диагностическая карта: | |
1.Моя цель (Чего хочу добиться?) | |
2. Добился (лась) ли я поставленной цели? | |
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности? | |
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке В себе В тексте В своих товарищах | |
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отец Фета, Афанасий Шеншин , был богатым помещиком. Мать Афанасия Фета, Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина . Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию. Каролина Шарлота оставила на родине мужа и дочь. Их сын Афанасий, будущий поэт, был записан на фамилию отца. Это не соответствовало законам того времени, так как ребенок родился до венчания родителей. Позже у Каролины Шарлоты и Шеншина родилось еще два сына и две дочери.
1834 год – семья переезжает в город Верро в Лифляндии (ныне Выру, Эстония). Чтобы подготовиться к поступлению в Московский университет, Афанасий отдан в частный пансион профессора Погодина. Здесь и проявляется незаконность его записи на фамилию Шеншин . Приходится брать фамилию матери. Будущий поэт становится Афанасием Фетом и одновременно лишается всех привилегий потомственного дворянина. Афанасий много переживает по этому поводу, и в результате вернуть себе утраченное положение становится целью всей его жизни
1838 – 1844 годы – учеба в Московском университете.
1840 – выходит первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон».
Н. В. Гоголь об Ф. Фете: «Это несомненное дарование» Вдохновленный таким «приемом» в литературный круг Москвы, Фет много пишет и публикуется в различных периодических изданиях, в том числе в журнале «Москвитянин».
Алексей Константинович Толстой :«.. .там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук».
1845 - 1853 год - состоит на военной службе в кавалерии, в гвардейском лейб-уланском полку. Делается это для того, чтобы вернуть утраченное дворянское звание. Но поэзию Фет не бросает.
1850 год – выходит второй сборник стихов Фета «Стихотворения». Он приглашен сотрудничать в «Современник». Материальное положение поэта улучшается настолько, что он отправляется путешествовать по Европе
1857 год – в Париже Афанасий Фет женится на Марии Петровне Боткиной, дочери богатого чаеторговца.
1858 год – Фет выходит в отставку, так и не получив дворянского звания Он покупает поместье в деревне Степановке Мценского уезда и занимается исключительно им
1877 год – Фет покупает усадьбу Воробьевки в Курской губернии, которую назовет впоследствии «обителью поэзии». Он живет там до конца жизни, приезжая в Москву только на зиму. Вновь серьезно занимается поэзией . .
1880-е годы – помимо поэзии, Фет занимается переводами.
1886 год – Афанасий Афанасьевич избран членом Петербургской Академии наук. 1888 год – Фет добивается придворного звания камергера. Цель его жизни достигнута – он снова признан человеком дворянского сословия. День присвоения звания поэт считает днем, когда ему вернули фамилию Шеншин .
21 ноября (3 декабря) 1892 год - Афанасий Афанасьевич Фет умирает у себя в имении. Похоронен в селе Клейменово , родовом имени Шеншиных .
Поэзия афанасия фета . Зима , ночь, полнолуние
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких И блестящий снег И саней далеких Одинокий бег.
«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.
Понаблюдай: Какие особенности вы заметили? Сколько предложений в стихотворении? Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберем его по составу. Есть ли в предложении глаголы? Глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим словно застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.
Какие элементы пейзажа описывает поэт? Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани
Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать? равнина белая , луна полная , небеса высокие , сани далекие , бег одинокий .
Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки. хорей, это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается.
В последней строке поэт говорит об одиноком беге саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему? чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.
«Весенний дождь» Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся , трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит
Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? блещет, движется, брызнули, тянет, барабанит мы чувствуем движение, видим изменения в природе. Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам
Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт? Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит»). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир.
«Задрожали листы, облетая...»: Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу. Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна, Светлогруда, легка, невеличка, Не запугана бурей одна. И грохочет громов перекличка, И шумящая мгла так черна... Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна.
Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывает конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он? Метафора – скрытое сравнение
Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина...» и «Весенний дождь». Нарисовать иллюстрации к этим стихотворениям.
Предварительный просмотр:
Отец, Афанасий Неофитович, увез из Германии молодую женщину Шарлотту-Елизавету Фёт. Он страстно влюбился в нее и добился согласия увезти ее в Россию. В ноябре 1820 г. в имении Новоселки Орловской губернии родился мальчик, крещенный Афанасием Шеншиным. Отец был человеком суровым, а мать - застенчивой и доброй, и кто знает, из каких составляющих складывался характер будущего поэта.
Суровый характер отца определял обстановку в доме, и мальчик получал мало родительского тепла. В 13 лет он поступил в пансион немца Крюммера в городе Верро (Выру) в Эстонии. В школьные
годы писал много стихов. Талант поэта рано проснулся в нем. 1837 г. - отец забирает Фета из пансиона и отвозит в Москву готовиться к экзаменам для поступления в университет.
Экзамены Фет сдал блестяще и был принят на юридический факультет, но вскоре он перешел на словесное отделение философского факультета. Поэтический талант развивался, и Фет созрел для того, чтобы
издать на деньги, взятые взаймы, тоненькую книжку стихов.
Это был 1840 г., и сборник назывался «Лирический пантеон» под инициалами «А. Ф.». Стихи были встречены благосклонно читающей публикой.
Будучи человеком честолюбивым, он не мог смириться с тем, что он разночинец Фет, а не дворянин Шеншин. По закону того времени до дворянства можно было дослужиться на военной службе, и
Фет решает стать офицером. 1844 - год окончания университета.
1845 г. - поступил в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии.
1850 г. - вышел второй сборник стихов, в котором было стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», ставшее символом поэзии Фета. Вызывала удивление «безглагольность» стиха, сумевшего передать
волнение любовного свидания через тончайшие переливы чувств влюбленных. Фет еще все служит, скрывая под порой шутливой маской крайнюю неудовлетворенность своим социальным положением.
Слава его как поэта растет. Литературные критики говорят о способности Фета улавливать «мимолетные впечатления от тихих явлений природы. Критика другого лагеря видит в нем поэта, умеющего «ловить неуловимое, давать образ и название тому, что было до него смутным мимолетным ощущением». В жизни Фета была настоящая любовь, но он не смог сделать свою возлюбленную счастливой. Находясь на службе в Херсонской губернии, он познакомился с Марией Лазич, умной, образованной девушкой, но... бесприданницей. Фета так страшила бедность, что он не решился жениться. Вскоре Мария трагически погибла.
Алексей Константинович Толстой, сам прекрасный поэт, тонкий лирик, оставил восхитительные строки о поэзии Фета:«.. .там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук».
21 ноября 1892 г. Фет умер .
Поэзия Фета пришла из вечности, он был проводником, вестником прекрасного и высокого. Его последние стихи - это воспоминания о любви, о ее радостях и страданиях, воспоминания, воскрешающие
в памяти живые образы. Поэт Яков Полонский говорил Фету: «По твоим стихам невозможно написать твоей биографии, и даже намекать понять, как он жил...»
История создания стихотворения «Весенний дождь».
А. А. Фет поистине гениальный русский поэт. Он очень тонко и чутко, создавая яркие образы русской природы, умел отразить самые сложные душевные переживания, присущие человеческой душе. Поэт служил искусству. Для Фета имели значения лишь такие вечные ценности как красота, любовь, природа. Его творения наполнены чарующим звучание звуков, яркими красками образов, видимых и ощущаемых как незабываемые светлые моменты жизни. В стихах Фета природа и человек — неразделимы. Ей, как и любому живому существу присущи свои настроения и волнения. Для поэта природа — мир пропитанный красотой и гармонией, убежище от невзгод и проблем. Таким же пристанищем для души поэта является и поэзия, в которой он воспевает красоту и гармонию природы.
В 1857 году, будучи уже в зрелом возрасте, поэт написал стихотворение «Весенний дождь». Еле уловимый миг жизни он сумел уловить и так мастерски красочно описать. Для нас раскрывается картина дождя, весеннего и тёплого, он начинается совсем незаметно:
Размеренная картина яркого, безоблачного, весеннего дня сменяется наступлением дождя. Тёплыми и солнечными эмоциями наполнены строки стихотворения. Несмотря на дождь, который сменяет яркое солнце, ощущение тепла и радости неизменно присутствует.
Не смотря на свой небольшой объём в четыре строфы, стихотворение наполнено жизнью, запахами, красками и звуками. Поэт передаёт картину тёплого весеннего дождя, ощущение света, тепла, весны, радости, которыми пропитаны строки стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)
Тема: сочинение-описание по теме «Дождь». Цель: создание условий для формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенции учащихся. Тип урока: развитие речи. Задачи: 1. Повторить особе...
конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"
Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....
Конспект урока конкурса профессионального мастерства "Звездный дождь"
Конспект урока конкурса профессионального мастерства "Звездный дождь"...
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...
Конспект урока "Сочинение по картине А.М. Герасимова "После дождя"
Материалы конспекта урока позволят учителю подготовиться к уроку развития речи...
Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя"
Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя", 6 класс....
Конспект урока "Химическое загрязнение среды. Кислотные дожди"
Урок химии в 9 классе. Глобальные экологические проблемы рассматриваются с химической точки зрения. обучающиеся на практике проверяют воздействие кислотных дождей на окружающую среду....