Конспект урока по _Алым парусам_ А. Грина.
методическая разработка по литературе (6 класс)

Авдонина Елена Вячеславовна

Конспект урока по _Алым парусам_ А. Грина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_alym_parusam_a._grina.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С.Грин "Алые паруса".  Второй (заключительный) урок по теме «Творчество Александра Грина». Литература 6 класс.


Тип урока:
 комбинированный
Вид урока: смешанный
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы: репродуктивный, эвристический.
Цель: Постижение основной идеи произведения и обоснование его современности.

Задачи урока: а) образовательные: через систему заданий проанализировать  произведение, его идейно-тематическую направленность, образы главных героев, выяснить роль пейзажа и изобразительно-выразительных средств, создающих картину природы в произведении;

б) развивающие: развивать мышление учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение интерпретировать текст); формировать качества коммуникативной компетенции;

в) воспитательные: воспитывать нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей: автора, героев), пробуждать в детях добрые чувства, стремление осуществить свою мечту).


Оборудование:
Проектор, экран, карточки с заданиями для групп учащихся.
 

Презентация к уроку (в презентацию включены отрывки из фильма  режиссера А. Птушко, 1961 г., клип песни «Алые паруса», музыка и слова И. Черника, отрывок из телепередачи «Алые паруса» в Петербурге», 2011 г.)

  1. Организационный момент.
  2.  Актуализация знаний.

(Слайд 1.)

 Учитель:  Каждый год в конце июня в Санкт-Петербурге проходит праздник выпускников под названием «Алые паруса».

(Слайд 2.)

Почему же именно произведение Александра Грина  дало название прекрасному празднику школьников, вступающих во взрослую жизнь?

Попробуйте, опираясь на этот вопрос,  сформулировать цель нашего урока.

Учитель (подводя итог): Итак, цель нашего урока – выяснить, в чем современность произведения Грина, что символизируют алые паруса, распускающиеся над Невой спустя почти сто лет после написания этого небольшого рассказа.  И даже не рассказа.

  1. Проверка домашнего задания.

Как определил сам Грин жанр своего произведения?

Феерия.

 А что такое феерия и почему «Алые паруса» можно отнести к этому жанру?

Словарная работа. Дети дают определение слова «феерия» по толковому словарю С.И. Ожегова.

(Слайд 3)

 Феерия (от fee - фея) - 1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

2. перен. волшебное сказочное действие.

Какое значение – прямое или переносное – имел в виду Грин? Почему?

  1. Основная часть.

Но давайте подумаем, а много ли волшебного и сказочного в произведении Грина? Для этого обратимся к тексту произведения и ответим на следующие вопросы:

  1. Как изображает автор жизнь Каперны?
  2. Что мы узнаем о жизни Ассоль и ее отца?
  3. Какова была судьба Грэя до встречи с Ассоль?

(работа в группах)

Карточки с вопросами.

1 группа.

Какова была жизнь жителей Каперны?

Как относились они к сказкам, ко всему волшебному?

Почему не любили Лонгрэна?

Как  деревенские дети относились к его дочери?

Как отнеслись жители Каперны к сказочной мечте Ассоль?

2 группа.

Какова печальная история  семьи моряка Лонгрена?

Как вы думаете, почему Лонгрен стал заниматься именно изготовлением детских игрушек ?

Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?
За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена?

Как нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери?

Что отвечал Лонгрен Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»
Как сама Ассоль относится к людям? Каково ее отношение к природе, ко всему живому в лесу?

В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

3 группа.

Почему Грей рос в одиночестве, без друзей? Чем был заполнен мир его детства?

Как Грэй подружился со служанкой Бетси?

Какое значение имеют в повести эпизоды с картинами?

Как представлял он себе профессию капитана?

Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

Как Грэй преодолевал эти трудности?

(Слайды 4,5,6)

После ответов 1 и 2 групп:

В чем же главное отличие Ассоль от жителей деревни?

(Она умеет любить, мечтать и верить в чудо).

Итак, мы видим, что Грин противопоставляет Ассоль и Лонгрэну жителей Каперны. Как называется такой прием в литературоведении?

(антитеза)

А Грэй и Ассоль?  В чем различия героев и в чем их сходство?

Выступление 3 группы.

Какие различия есть между героями? (условия жизни, бедность-богатство).

А какие общие черты мы видим в героях?

(одиночество в детстве, умение любить, стремление к мечте)

Составьте синквейн об одном из героев – об Ассоль или о Грэе. (Предполагается, что дети уже знают эту форму работы).

Чтение ребятами синквейнов.

Посмотрите, во почти во всех синквейнах есть слова «мечта», «мечтательный», «мечтает».

Да, Артур Грэй с детства мечтал стать капитаном и  осуществил свою мечту.

А когда у Ассоль появилась заветная мечта?

После встречи с Эглем.

Просмотр отрывка из к/ф.

(Слайд 7)

Почему Эглю захотелось рассказать Ассоль сказку об алых парусах? Что он почувствовал в девочке?

Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

Поверил ли в предсказание отец  Ассоль?

Почему не стал разрушать ее веру в мечту?

И с тех пор Ассоль  каждый день представляла, как вдали появится корабль с алыми парусами.  

Давайте посмотрим, как Грин передает предчувствие чуда в пейзаже, который рисует в конце главы «Накануне»? Прочитаем выразительно этот отрывок. Найдите метафоры, сравнения, эпитеты. Какой представляется нам природа?

И на фоне этой сияющей, праздничной, радостной природы Ассоль представляется корабль с алыми парусами. Давайте и мы представим этот корабль.

(Слайд 8. Зарядка для глаз.)

Алые паруса… почему именно алые, а не красные? Вот что рассказывал Грин об истории создания произведения: Однажды в витрине магазина игрушек он увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что, - вспоминал Александр Грин. - Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

(Слайд 9)

 (найти в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, передающие этот цвет).

 (Слайд 10)

«Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал ГрэйОн рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»; Корабль в воображении Ассоль «пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь». Паруса «Секрета» принимают «легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

Что символизирует алый цвет?

(Радость, счастье, любовь, исполнение мечты…)

Да, мечта Ассоль осуществилась.

Просмотр отрывка из к/ф.

(Слайд 11)

Можно ли сказать, что осуществилась она волшебно, чудесно? А кто сотворил это чудо?

Да, это чудо сотворил для нее Грэй. Как вы понимаете его слова: «…когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

(Слайд 12)

Чудеса надо делать своими руками… И мы сейчас убедимся в том, что это возможно. Ответьте правильно на вопросы викторины, и наши паруса станут тоже алыми.

(Слайды 13-24)

Посмотрите, мы тоже сотворили чудо своими руками. И чтобы ваша жизнь в дальнейшем была полна чудес, помните слова Грина: «есть …чудеса: улыбка, веселье, прощение, и -  вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем».

(Слайд 25)

Давайте вспомним, а кто из героев литературных произведений, прочитанных нами в 5-6 классе, сотворил чудо своими руками, претворил свою мечту в жизнь, достиг своей цели?

(Ребята вспоминают Герду, спасшую Кая от чар Снежной Королевы, Елисея, любовь которого оживила мертвую царевну, ребят из рассказа Паустовского «Теплый хлеб», победивших стужу, Жилина из «Кавказского пленника», вернувшего себе свободу, и других).

  1. Рефлексия.

А теперь  вернемся к тому вопросу, с которого мы начали наш урок. Так почему, по-вашему, произведение А.Грина  дало название празднику выпускников? Почему «Алые паруса» и сегодня привлекают читателей? В чем сила этого произведения?

Что вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

И в заключение урока давайте послушаем песню об Алых Парусах мечты.

(Слайд 26)

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание.

Задание дается на выбор: написать сочинение

  1.  «Что я делаю для исполнения своей мечты?»
  2. «Человек, который претворил свою мечту в жизнь».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"

Конспект урока по феерии А.Грина в рамках изучения нового материала....

Конспект урока по литературе "Алые паруса" А. Грин

С этим конспектом урока  я участвовала в районом конкурсе "Поиск. Опыт. Мастерство" и заняла 3 место....

Урок по литературе ("Алые паруса" А. Грин)

quot;Алые паруса" - красивая феерия, произведение, заставляющее нас мечтать, верить в чудо. Данная разработка - урок, посвященный творчеству Грина, его замечательному произведению "Алы пару...

"Алые паруса" Александр Грин

Технологическая карта урока...