Конспект урока по литературе "Алые паруса" А. Грин
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
С этим конспектом урока я участвовала в районом конкурсе "Поиск. Опыт. Мастерство" и заняла 3 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 58 КБ |
ekskursiya_v_muzey.pptx | 857.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие-игра по феерии Александра Грина «Алые паруса»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, выставка рисунков к феерии «Алые паруса».
Цели урока:
- Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по изучению произведения Александра Грина «Алые паруса»
- Стимулировать у учащихся интерес к творчеству А. Грина.
- Формировать сплочённость классного коллектива
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие.
- Вступительная беседа.
Учитель: Сегодня на уроке я зажгла свечу в память об изумительном человеке – Александре Грине. (Слайд 1) Грин – человек тяжёлой, мучительной судьбы, создавший в своих рассказах заманчивый событиями, прекрасными человеческими чувствами и светлыми праздниками. Годы унижений и голода не смогли убить живую душу писателя, его стремление уйти в мир светлой мечты. На всю жизнь взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Настоящее признание пришло к нему, когда он уже был создателем целой воображаемой страны со своими городами, полями, кораблями, людьми, людьми, умеющими любить и мечтать, смело вступающими в борьбу со злом. Эта страна Грина получила название Гринландия.
Ученица:
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бушующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Учитель: Предлагаю вам совершить путешествие по придуманной писателем Гринландии. Вы готовы? Тогда начинаем нашу виртуальную экскурсию по Гринландии.
Учитель: (Слайд2) Отправляемся в музей Александра Грина в Феодосию. (Слайд 3) Морской фасад музея украшает панно «Бригантина». Романтическое оформление музея помогает многочисленным посетителям лучше понять духовную жизнь его героев.
(Слайд 4) Карта – первое, с чем встречаешься, переступив порог гриновского музея. Гринландию не отыщешь ни на одной карте мира, и всё-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл книгу Грина. Грин сам придумал эти моря, острова, проливы. На страницах своих книг он выстроил города со странными экзотическими названиями, населил их сильными, мужественными людьми.
(Слайд 5)Трюм фрегата Море у Грина – это не только место действия его произведении, это образ – символ, который олицетворяет силу, мощь человеческого духа. Не случайно все любимые гриновские герои – это добрые и отважные капитаны
Прямо против входа – портрет Александра Грина. Грустно-тревожное лицо с глубокими, внимательными глазами. В этой комнате Грин как бы наедине со своими кораблями.
(Слайд 6) Рабочий кабинет Грина Сохранился в том виде, каким он был при жизни писателя. Именно здесь создавались его замечательные произведения. Чаще всего Грин писал зимой, преимущественно по утрам. Утро – его любимые рабочие часы.
(Слайд 7) Каюта гриновских странствий
В центре расположено панно, на котором изображён корабль, плывущий по океану навстречу солнцу, рядом – глобус, керосиновые лампы, портреты, книги.
(Слайд8) Ростральная
Почти все посетители, входя в эту комнату, сразу обращают внимание на модель алопарусного корабля, рождающую в душе образы ослепимтельной гриновской феерии. Это произведение создавалось в суровое, переломное время. Революционные катаклизмы, распри Гражданской войны потрясали страну. У повести – сказочная основа. Но за внешней сказочностью содержится глубокая правда о силе добра.
(Слайд9) «Алые паруса» - самая светлая и солнечная книга Александра Грина. Произведение победно прошло под алыми парусами все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей спустя почти сто лет после её создания. (1920). «Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть по жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.
Видеоклип на песню «Ассоль»
- Основная часть урока. Игра сопровождается под слайд-шоу по феерии «Алые паруса».
Учитель: Сегодня у нас внеклассное мероприятие по феерии Александра Грина «Алые паруса» Предлагаю вам немного поиграть, а для этого необходимо разделиться на две команды. (класс делится на две команды) В игре будут принимать участие две команды. Придумайте, пожалуйста, название своим командам и напишите их на карточках. Помогать мне сегодня будут двое ребят из нашего класса. А теперь я приглашаю по одной девочке и мальчику из каждой команды для проверки домашнего задания. А домашнее задание у вас было подготовить выразительное чтение наизусть монолога Ассоль и Грея. (см. приложение 1) Это и будет ваш первый конкурс. Оценивать этот конкурс буду я, учитываются выразительность, артистичность, за этот конкурс вы можете получить 5 баллов.
(Ребята читают наизусть монологи)
Учитель: Следующий конкурс называется «Угадай героя». За правильный ответ команда получает 1 балл.
Ученик в костюме Лонгрена читает: Я - матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига, на котором прослужил десять лет и к которому привязан сильнее, чем иной сын к родной матери»
Учитель: Назовите героя из произведения «Алые паруса».
(1 команда отвечает)
Появляется ученик в костюме Эгля , учитель читает: «Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы, серая блуза, заправленная в синие брюки, трость и сумка. Глаза, серые как песок и блестящие как чистая сталь, взгляд смелый и сильный» Кто это?
(отвечают ребята из 2 команды)
Учитель: Следующий конкурс называется «Что это?». Вы должны угадать, что находится в чёрном ящике. За правильный ответ вы можете принести своей команде по 1 баллу.
Звучит мелодия из передачи «Что? Где? Когда? (вынос чёрного ящика)
Задание 1 команде: В чёрном ящике находится то, что было изображено на картине в библиотеке в доме Грея. (корабль)
Задание 3 команде: В чёрном ящике находится то, что подарил Грей Ассоль? (кольцо)
Учитель: Молодцы! Следующий конкурс «Вопрос героя»
Ученик, переодетый в костюм Эгля: Я – известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Однажды я сидел в лесу у небольшого ручья, как вдруг ручей выплеснул прелестную яхту с алыми парусами, а вслед за ней появилась милая девочка Ассоль. Мой вопрос: Какую сказку-предсказание я рассказал Ассоль? (Однажды громада алых парусов блого корабля двинется прямо к Ассоль. Храбрый красивый принц будет стоять на этом корабле, он увезёт её с собой в страну, где много света и счастья).
Ученик, переодетый в костюм Лонгрена: Моя жена Мэри умерла от воспаления лёгких, поэтому надо было растить восьмимесячную дочь. Я занялся ремеслом, мастерил модели лодок, пароходов. После смерти жены стал замкнутым. Однажды мой поступок окончательно испортил отношения с жителями деревни. Что это за поступок? (Однажды лавочник Меннерс попал в шторм, он звал на помощь, но Лонгрен не сдвинулся с места, а только напомнил ему, как он оставил без помощи его жену)
Ученик, переодетый в костюм Эгля:Что мне, собирателю преданий и сказок, напоминало имя «Ассоль»? (Оно музыкально, как шум морской раковины)
Ученик, переодетый в костюм Лонгрена: Какая моя игрушка вызвала особый восторг у Ассоль? (Яхта с алыми парусами.. Алый цвет ярко горел в её руке, как будто она держала огонь)
Учитель: Следующее задание «Разгадай кроссворд» (см. приложение 2)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Во время выполнения задания может звучать видеоклип песни «Зурбаган» в исполнении Владимира Преснякова или звуки моря.
Учитель: Александр Грин устами Грея говорит, что чудеса можно делать своими руками. Любая мечта способна воплотиться в жизнь, если прилагать усилия для достижения цели. Пока человек живёт, он мечтает, так как рождён для счастья и свободы.
Подведение итогов игры. Вручение грамот.
Учитель: Время показало, что Грин – писатель, нужный нашему времени. Его творения вызывают желание жизни, смелости, красоты и любви. Всем своим творчеством писатель утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути.
- Домашнее задание.
Учитель: Попробуйте выполнить письменную работу, ответить на вопрос «А какое маленькое чудо я могу совершить?
Наш урок я хочу завершить песней «Ребята, надо верить в чудеса»
(см. приложение 3)
Приложение1
Монолог Ассоль:
«Жалостно и обидно смотреть. Я видела по его лицу, что он груб и сердит. Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. И он стал говорить: «Мне, милая, это больше не выгодно. Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут». Так он сказал. Он говорил ещё много чего, но я всё перепутала и забыла. Должно быть, он сжалился надо мною, так как посоветовал сходить в «Детский Базар» и «Аладдинову Лампу».
Монолог Грея:
«Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».
Приложение 2
Кроссворд
- Имя капитана Грея.
- Какой предмет стоял на столе в доме у Грея?
- Назовите цвет, который выбрал Грей, чтобы сшить паруса.
- На какой палец капитан Грей надел кольцо Ассоль?
- Слуга, друг маленького Грея
- Как звали маму Грея?
- Из какого материала делал Лонгрен игрушки на продажу?
- Кто полз по странице книги, когда Ассоль её читала?
- Как называется корабль Грея?
- Страна, созданная воображением писателя.
Приложение 3
В Ландсберг «Ребята, надо верить в чудеса»
Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль.
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась,
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виртуальная экскурсия «Гринландия» Мир Александра Грина Я пишу − о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая. (Александр Грин)
Морской фасад "гриновского квартала" литературного-мемориального музея украшает рельефное панно "Бригантина". Романтическое оформление музея помогает многочисленным посетителям лучше понять бессмертные гриновские образы, внутреннюю, духовную жизнь его героев. Надолго останавливаются гости у большой рельефной карты-панно выдуманной страны Гринландии с нанесенными на нее известными нам названиями городов, островов и проливов - Лисс, Гель-Гью, остров Рено, пролив Бурь...
Карта страны Грина Надолго останавливаются гости у большой рельефной карты-панно выдуманной страны Гринландии с нанесенными на нее известными нам названиями городов, островов и проливов - Лисс , Гель-Гью , остров Рено , пролив Бурь...
Трюм фрегата «Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе – то Южный Крест , то Медведица, хотя твоя каюта полна не покидающей родины с ее книгами, картинами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на твердой груди».
Рабочий кабинет Через коридорчик «Трюм фрегата» посетители попадают в рабочий кабинет Грина, сохранившийся в том виде, каким он был при жизни писателя. Именно здесь, за ломберным столиком, создавались его замечательные романы и новеллы. А томики словаря Брокгауза и Ефрона и по сей день служат сотрудникам дома-музея. Именно здесь, за ломберным столиком, создавались его замечательные романы и новеллы.
Каюта гриновских странствий
Ростральная Почти все посетители, входя в эту комнату, сразу обращают внимание на модель алопарусного корабля, рождающую в душе образы ослепительной гриновской феерии. Это произведение, наполненное внутренним светом и торжеством, ставшее в наши дни символом гриновского творчества, создавалось в суровое,ереломное время. Революционные катаклизмы, распри Гражданской войны потрясали страну, преображали судьбы людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"
Конспект урока по феерии А.Грина в рамках изучения нового материала....
План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей
Обобoение знаний о главных героях повести, его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся в составлении характеристик литературных героев с помощью с...
Конспект урока литературы в 6 классе "А.Грин "Алые паруса"
Урок с применением игровой, групповой, ИКТ-технологий можно использовать как открытое мероприятие по предмету....
Конспект урока по произведению А.Грина "Алые паруса"
Урок создан с применением игровой технологии, что представляется наиболее выигрышным вариантом для шестиклассников...
Конспект урока по рассказам А. Грина "Путешествие в Гринландию"
Урок сконструирован с использованием новых информационных технологий: компьютера, Интернет-ресурсов, видеопроектора (портрет писателя, рисунки ребят, выводы-схемы проецируются на экран)....