конспект урока по литературе ""История создания романа А.С.Пушкина "Евгений Онегтн"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Данный материал поможет учителю литературы при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Евгений Онегин». История создания. Замысел, жанр и композиция романа.
Цели: 1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»
2) развить художественный вкус учащихся; развить навыки конспектирования;
3) воспитать интерес к творчеству и личности писателя.
«Это лучшее мое творение»
«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»
«Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было».
А. С. Пушкин
1. «Онегин» – есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии» В. Г.Белинский
- Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе;
- Первый реалистический роман в русской литературе;
- Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий 19 века;
- Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров;
- Глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях;
- Лирическое и эпическое здесь равноправны (эпическим является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю)
- Его образами и отдельными деталями может воспользоваться для характеристики эпохи и историк и исследователь русского быта.
Начало работы – 1823, Кишинев, Одесса.
Окончание работы – 1830, Болдино
7 лет 4 месяца 17 дней, как подсчитал Пушкин 26.09.30.
I глава опубликована в середине февраля 1825 г.,
II глава - в октябре 1826 г.,
III глава – в октябре 1827г.,
IV и V главы - в начале 1828 г.,
VI – в марте 1828г,
VII - в марте 1830 г. ,
VIII - в январе 1832 г. (позднее исключенная Пушкиными ставшая приложением «Отрывки из путешествия Онегина»),
IX глава – ныне VIII.
В марте 1833 г. вышла вся книга.
X глава была зашифрована и сожжена автором.
Первоначальный замысел за 7 лет очень изменился. Сначала Пушкин хотел, чтобы Онегин погиб.
Первая глава вышла отдельной книгой в 1825 г. И вызвала много споров. Полный текст вышел в 1833 г. Тиражом 2500 экземпляров.
Первоначально Пушкин задумал написать 13 глав. Ближе к завершению он решил написать только 10 глав. Однако вышло только 8 глав. 10 главу Пушкин сжёг, потому что опасался цензуры, 9 глава была перенесена на место 8-ой главы. А 8-ая глава издавалась отдельно. Таким образом, роман «Евгений Онегин» вышел в 8 главах.
На возможность появления «Онегина» в печати Пушкин не рассчитывал. О моей поэме нечего и думать… Если когда-нибудь и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге… Не знаю, пустят ли бедного «Онегина»
в небесное царствие печати; на всякий случай попробую …», «..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю», - писал он в 1823 – 1824 годах Вяземскому, Бестужеву, А.И.Тургеневу.
3. В предисловии к 1-ой главе Пушкин напишет:
«Собранье пестрых глав
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных…»
Роман в стихах, или «большое стихотворение», «свободный» роман - неслыханное до этого жанр в русской литературе, соединивший два начала – лирическое (внутренний мир автора через изображение духовных процессов) и эпического (объективное бытие, независимое от автора). Т. обр., герои, их судьбы и взаимоотношения служат для самораскрытия автора как личности.
Автор — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы“ — на, вот, возьми её скорей»).
- «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Пушкин рассчитывает на читателя-современника, знакомого с атмосферой эпохи. Отправная точка – конец 1819 – начало событий в романе. Следовательно, Онегин родился в 1795, окончил учебу и вышел в свет в 1811-1812 в возрасте 16-17 лет. Действие закончится в марте 1825
5.Пушкин ставит перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, картинами быта и нравов показать жизнь России. Белинский позднее определит это словами «Энциклопедия русской жизни». «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества»,- писал Белинский.
Какие проблемы затронуты в романе?
- Судьбы лучших представителей
дворянской молодежи в 20-е г.г. 19 века
- Истинные и мнимые жизненные ценности
- Внутренняя свобода мыслящей личности
и диктат светского общества
- Поиск смысла жизни
- Любовь и долг
- Идеал женской красоты
6. Композиция. Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность).
- Повторение одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главе: встреча – письмо – объяснение. При этом Онегин и Татьяна как бы меняются местами.
- Петербург играет обрамляющую роль
- Ось симметрии – сон Татьяны.
Антитеза частей романа связана с раскрытием того или иного образа. Петербург – Онегин, деревня – Татьяна.
Основная композиционная единица – глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа (14 строк – «онегинская строфа» = 4+4+4+2; абаб ссдд еффе гг, т.е. перекрестная + парная + кольцевая + куплет. Четырехстопный ямб, ) – законченное по смыслу и форме маленькое произведение.
Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле передачи самых различных оттенков мысли, самых различных интонационных ходов и т. п. Литературная энциклопедия
- Лирические отступления связаны с сюжетом романа (большие лирические отступления – 27 и небольшие лирические вставки – 50).
Композиционная роль пейзажа – показать ход времени, характеризовать духовный мир героев.
Вставные эпизоды:
- Письма
- Сон Татьяны
- Фольклорные элементы
Роль предметно-бытовой детали
- В романе две сюжетные линии.
Онегин - Татьяна | Онегин – Ленский |
|
|
Главным героем является Евгений Онегин, «мой приятель», как говорит о нем Пушкин.
- Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».Белинский
- Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Герцен.
- Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Писарев.
Система образов
Представители определенных категорий общества | ||
Онегин
| Татьяна
| Ленский
|
Автор = действующее лицо объединяет персонажей, драматические судьбы которых являются отражением судеб лучших людей России пушкинского времени:
|
Автор в «Евгении Онегине»
- Автор не только рассказчик, но и действующее лицо романа.
- Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну и «свято бережет» ее письмо к Онегину. У него сохранились стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».
- Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не остается равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живое участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них с любовью, а то и иронически, иногда строго осуждает поведение героя (например, Онегина за то, что он принял вызов на дуэль).
- В лирических отступлениях он рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателем своими планами, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре, рисует картины природы.
- Образ поэта предстает и самим тоном повествования, оценкой явлений жизни: критическое отношение к крепостному праву, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции от национальной почвы…
Итак, говоря словами Белинского, роман Пушкина «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» как «первое национально-художественное произведение», которое положило «прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе».
Д.З: письменный ответ по плану:
- История создания «Евгения Онегина»
- Жанр «роман в стихах»
- Особенности композиции,«зеркальная симметрия»
- «Онегинская строфа»
- Система персонажей
- Прототипы героев
- Значение романа, оценка романа В.Г.Белинским
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "История создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Основное внимание уделяется пртотипам главного героя романа и общественным явлениям 50-60 годов XIX века, отраженным в романе. На уроке используется презентация....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"
Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:<Роман И.С.Туренева "Отцы и дети".История создания романа.Сюжет и композиция.
конспект урока литературы...
к уроку по литературе. История создания повести "Капитанская дочка"
Основой подготовки материалов стал научный труд Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История создания....
Конспект урока. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа "Что делать?"
Конспект урока с презентацией для 10 класса по программе Ю.В. Лебедева (по ФГОС). Первый урок изучения творчества Н.Г. Чернышевского....
Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"
Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...
Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....