Урок по теме "История создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"
материал по литературе (10 класс) на тему
Основное внимание уделяется пртотипам главного героя романа и общественным явлениям 50-60 годов XIX века, отраженным в романе. На уроке используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozd._rom._otcy_i_deti.rar | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели:
- Обучающая: знакомство студентов с историей создания романа; определить характерные черты периода кон. 50 – нач. 60 годов в произведении И. С. Тургенева;
- Развивающая: формирование умения определять авторский замысел произведения с помощью знания исторической обстановки и фактов биографии писателя, относящихся к периоду создания художественного произведения.
- Воспитательная: формирование в студентах патриотизма, более глубокого понимания истории Отечеств, а также личности писателя.
Тип занятия – урок изучения нового учебного материала.
Вид – лекция
Методы – информационно-рецептивный.
Оборудование – проектор, компьютер
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Мотивационный. Тема, цель. (Тема проецируется на доске Изучение нового материала
Слайд 1.
- Ход урока. Слайд 2.
- Чем объясняется центральное положение Базарова в романе?
- Каковы его прототипы? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».) В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: «...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».
По мнению исследователей творчества И. С. Тургенева, в основе — черты нескольких «живых лиц»:
— Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
- Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
- Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
- Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин. (Версия Н. Чернова.)
- Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.
- Черты Белинского, которому посвящен роман.
Слайд 3
- Сравните слова Добролюбова со строками из романа:
«Кто не убирал розовыми цветами идеализма – простой, весьма понятной склонности к женщине?... Нет, что ни говорите, а … врачи и натуралисты имеют резон.»
«Ныне в естественных науках усвоен положительный метод, все выводы основываются на опытных фактических знаниях, а не на мечтательных теориях… Ныне уж не признаются старинные авторитеты… Молодые люди … читают Молешотта, Фохта, да и тем еще не верят на слово.»
- В журнале «Современник» была опубликована рецензия на 7 том собрания сочинений Пушкина. Ему приписывался поверхностный взгляд на жизнь, пристрастность и слабость характера. Слайд 4.
- Начало работы над романом – август 1860 г. Окончание – 30 июля 1861 г. Время действия и время работы над романом почти полностью совпадают. Это редкое явление в литературе. Тургенев, как никто другой, тонко чувствовал только-только зарождающееся явление в обществе. Слайд 5.
- Это годы исторического перелома, период подготовки и проведения крестьянской реформы. Общество разделилось на два лагеря: разночинцы-демократы и дворяне (либералы и консерваторы). В романе речь идет не только о семейных взаимоотношениях (у Базарова нет вражды с отцом, а Аркадий не далеко ушел от Николая Петровича). Понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» имели определенный политический смысл: «дети» - это сторонники новых, передовых идей.
- Итог урока.
- Итак, как у Тургенева возник замысел написать роман о нигилисте?
VI. Домашнее задание:
1.Закончить чтение романа.
2. Подготовить развернутый ответ на тему «Споры П. П. Кирсанова и Е. Базарова», придерживаясь плана:
- Природа.
- Искусство.
- Любовь.
- Сословия.
- Правительство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:<Роман И.С.Туренева "Отцы и дети".История создания романа.Сюжет и композиция.
конспект урока литературы...
История создания романа Отцы и дети
План урока...
История создания романа Отцы и дети
План урока...
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа. Исторические прототипы героев романа.
конспект и презентация к уроку литературы в 8 классе...
схема анализа урока "История создания романа Жанровые особенности романа-эпопеи"
Жанровые особенности романа-эпопеи...
Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....
Презентация к уроку, посвященному истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский".
В данной презентцаии вы сможете ознакомиться с материалами, касающимися истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский", а также особенностей эпохи. Также в данной презентации затронуты ис...