Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_i_mir_razrabotka_uroka.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. Класс- 10 -А. Дата- 19.02.2021 г.
Учитель- Димова Виктория Викторовна.
Тема: «Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи.
Цели урока:
1Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
2.Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
- умение находить ответы на вопросы, используя знания и информацию, полученную на уроках
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
использовать полученные на уроке знания в жизни.
Предметные:
- понимание ключевых проблем изученного произведения;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
- определение в произведении элементов сюжета, композиции,
знакомство с историей создания романа, смысла заглавия , формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие.
Оборудование: мультимедийная доска, книги, учебники, портрет писателя, раздаточный материал.
План урока.
1. Орг. момент. Эпиграф к уроку (на слайде презентации).Чтение учителя.
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика
новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего
старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.
Н. Страхов.
2. Актуализация новых знаний. Целеполагание. Инсценировка учащихся: Эпизод с диалогом А.Болконского и П.Безухова «Война…..-Ежели бы все воевали только по своим убеждениям……» и слова Л.Толстого «Мир- это народ ,человечество, община, согласие и единство».
И исходя из этого, произнесите автора и название произведения, о котором мы сегодня начнём говорить.(--–Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир».)
А теперь давайте вспомним : с определения чего мы на уроках начинаем изучение любого произведения?
Правильно.Темы. Записываем тему урока : « Л. Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа .Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа- эпопеи.»
Проверка домашнего задания.Было дано задание – подготовить биографию Л.Толстого. Найти интересные факты его жизни,узнать историю создания романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.
3. Вступительное слово учителя.
1. Замысел романа.
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы, Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
Формирование замысла определил сам автор. (Сообщения учащихся)
1856 год - начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".
1863-1869 г.-работа над романом, около 7 лет (!) Нередко главы переписывались 12-13 раз.
1825 год- восстание декабристов."Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".
1812 год - война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".
1805- 1807 годы - заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".
С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.
1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
2. Истинный и ложный патриотизм.
3. Назначение женщины - сохранение семейного очага. Слайд 3.Схему – в тетрадь.
По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».
В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается».
В 1867 году – «Война и мир».
2.Смысл названия романа.(сообщение ученицы)
Мир – отсутствие войны, мирная жизнь.
Мир – народ, человечество, община, согласие и единение.
Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском значении переплетаются все оттенки этого понятия.
Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении Толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.( Слайд 8)
3.Жанр. Произведение получилось очень сложным и разнообразным по жанровой стилистике. Здесь собрано несколько жанров:
исторический, философский, социальный, семейно - бытовой, психологический, нравственный роман. (Немного остановимся и приведём пример, свойственный Толстому- психологу.Ни один из образов Толстого не дан в статике, все они очень динамичны. Каждый герой проходит через череду испытаний. Не явился исключением и образ Андрея Болконского. В самом начале романа это молодой амбициозный, гордый военный, а на поле Аустерлица после ранения он меняется, переосмысливает все свои ценности. (Инсценировка учащимися эпизода « Небо Аустерлица»).
Объяснение понятия "роман-эпопея". Работа с учебником – стр.150, читаем вверху формулировку и отмечаем ключевые слова.
Роман- эпопея.
Крупная форма ; исторические события ; большой объём ; многогеройность
эпической литературы; обилие сюжетных линий . Слайд 9. 10, 11.
Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)
4.Исторические события и выявление черт эпопеи в романе «Война и мир». Сообщение ученицы. Слайд 4,5,6
В романе 4 тома и эпилог: I том — 1805 год.
II том — 1806—1811 годы.
III том 1812 год. IV том —1812—1813 годы.
Эпилог — 1820 год.
- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). - Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
- Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). - Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
- Огромное количество человеческих характеров.
- Большая протяженность во времени (15 лет).
- Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино ).
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия. Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».
4.Действующие лица и композиция. В романе более 550 действующих лиц.
5. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.
Ответьте кратко на вопросы.
1.О ком первоначально был задуман роман Л.Н.Толстого?_______________________________________________________________________________________________________________________
2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты?_______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие исторические события находят отражение в романе? _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Какой смысл писатель вкладывал в понятия «мир» и «война»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Рефлексия.
--Что сегодня на уроке мы хотели узнать?
---Достигли мы поставленной цели?
---Что особенно запомнилось и понравилось?
---Что показалось сложным?
7.Оценивание.
8.Домашнее задание: читать первый том романа;
Письменно образ Андрея Болконского (1,2 ряд);
Образ Пьера Безухова (3 ряд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"
Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""
Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
поурочные разработки по литературе 5 класс "Уроки доброты в рассказе М.Пришвина "Старый гриб"
Путешествие и знакомство с волшебным миром Михаила Пришвина.Урок с огромным воспитательным значением,формирующий уважительное отношение не только к старым людям, но и ко всему, что нас окружает....
схема анализа урока "История создания романа Жанровые особенности романа-эпопеи"
Жанровые особенности романа-эпопеи...