«Пиковая дама»: повесть А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Ученица ставит перед собой следующие задачи:  1. изучить тексты повести А.С. Пушкина и либретто оперы П.И. Чайковского;

2. сравнить особенности развертывания сюжетных линий и характеристики персонажей у А.С. Пушкина и у автора либретто оперы М.П. Чайковского (при непосредственном участии П.И. Чайковского);

3.  установить и описать изменения, которые внесены при интерпретации сюжета А.С. Пушкина в либретто оперы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pikovaya_dama.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Пиковая дама»:   повесть А.С. Пушкина и опера  П.И. Чайковского

Я учусь в музыкальной  школе по классу аккордеона. Помимо специальности, мы посещаем также и предмет музыкальная литература. Именно там мы познакомились с оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама», которая заинтересовала меня своим сюжетом, эмоциональностью, проблемами. Затем я прочитала «Пиковую даму», написанную А.С. Пушкиным, и обнаружила ряд  различий между сюжетом повести и либретто оперы.

Цель исследования: выявление различий в сюжетах повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и либретто одноимённой оперы П.И. Чайковского.

Задачи исследования:

- изучить тексты повести А.С. Пушкина и либретто оперы П.И. Чайковского;

- сравнить особенности развертывания сюжетных линий и характеристики персонажей у А.С. Пушкина и у автора либретто оперы М.П. Чайковского (при непосредственном участии П.И. Чайковского);

- установить и описать изменения, которые внесены при интерпретации сюжета А.С. Пушкина в либретто оперы.

Гипотеза: при создании либретто оперы сюжет повести Пушкина претерпел значительные изменения.

Безусловно, в оперном спектакле музыка – главное и наиважнейшее средство выразительности. Но либретто тоже можно рассматривать как литературный жанр. Достаточно вспомнить, что на заре оперного жанра, на рубеже XVI - XVII веков, авторами оперы считались два человека – композитор и поэт.

Какие изменения происходят с прозаическим текстом А.С. Пушкина, превращаемым в речитативы и арии? Как меняются персонажи, приобретая музыкальные характеристики? Ответы на эти вопросы предстоит выяснить в процессе исследования.

Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина

Сюжет произведения «Пиковая дама» поэт взял из рассказа своего друга Сергея Голицына. Александра Сергеевича увлекла мистическая идея трёх карт: тройки, семёрки, туза, которую на ушко нашептал некий граф Сен-Жермен Наталье Голицыной, которая проигрывалась в Париже.

Данное произведение можно рассматривать с разных точек зрения. Одни видят в этой повести трагическую историю любви Германна и Лизаветы. Другие отмечают мистическую тему. Третьи видят в  поведении Германна   нечто от Наполеона.

Проанализируем мистическую точку зрения.

А.С. Пушкин был состоял в ложе масонов. Но «идеалы» масонства  скоро разочаровали его. В масонстве Пушкин не нашел ответов для выработки христианского самосознания.

Александр Сергеевич показал несостоятельность их идеалов в «Пиковой даме». Он, пользуясь художественными средствами, изложил масонский миф. В нём присутствуют масонские образы и символы. Так что его повесть – это, скорее, философская статья, чем художественное произведение. Даже трудно однозначно определить жанр этой повести, потому что сознательно Пушкин пишет произведение, но бессознательно создаёт разоблачение масонов.

Тем самым, «Пикoвая дама» - этo мистическoе прoизведение, замаскирoваннoе под любовную историю. Германн хочет взять грех старушки на свою душу. Возможно, Анна Федотовна была повязана договором с дьяволом. На самом деле читатели чувствовали этот мистический характер и внушение мистического характера. Также в повести присутствуют прямые, прозрачные намёки, в которых могли разобраться только масоны. Разоблачение масонского мировоззрения - протест Пушкина против их идеологии.

Например, во всём произведении стоит один вопрос: «Нужны ли была жертва ради этих трёх карт?», как и у декабристов, которые, как мы знаем, по крайней мере, часть из них, состояли в масонских ложах. Только у них была другая фразировка этого вопроса: «Нужно ли убивать императора? И принесёт ли это деяние пользу?»

Проанализируем любовную точку зрения.

Идея Александра Сергеевича Пушкина – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его.

В этом произведении своеобразный любовный треугольник. Вернее сказать, ложный любовный треугольник: Лизавета, Германн, карты.  Германн говорит о себе: «Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость». То есть ему не нужна любовь Лизы, хотя она его по-настоящему любила: «Письмо содержало в себе признание в любви: оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была очень им довольна». Здесь  Германн добивается признания его Лизаветой, чтобы получить тайну «трёх карт», то есть тайну его любимого занятия - игры в карты. Получается, что ему нужна была связь с Лизаветой, чтобы пробраться в её дом для встречи со старухой, которая знает, как выигрывать в карты. Тем самым, здесь показана больше любовь к вещам, чем к человеку, что показывает нам бесчеловечность, цинизм по отношению к Лизе, так как Германну не было стыдно за то, что он убил родственницу «возлюбленной».

Проанализируем сходство Германна с Наполеоном.

В образе Германна прослеживается профиль Наполеона. У них очень много общих черт.  Например, три «битвы» Германна с Чекалинским и три войны Наполеона с Россией – прусская, австрийская 1805 г и Отечественная война 1812 г. Александр Сергеевич сравнивает игру Германна с поединком. В Чекалинском можно найти некоторые черты Александра I. Девиз «всё или ничего» у обоих одинаков: у Наполеона выражается «победа или поражение» в войнах, а у Германна «все деньги поставить на игру или ничего». Германн использует Лизу, чтобы попасть к графине, и забывает о ней, так как он только что узнал секрет трех карт, поэтому она ему больше не нужна. Наполеон женится на Жозефине Богарне, чтобы быть в высшем парижском обществе.

Расчет, умеренность и трудолюбие - именно эти качества объединяют Наполеона с Германном.  Недаром Томский говорит о нашем герое: «Этот Германн – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».

Опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского.

Идея написания оперы возникла у директора Императорских театров И. Всеволжского и не давала ему покоя в течение нескольких лет. Либретто было создано Модестом Петровичем Чайковским, а музыка заказана композитору                  Н. Кленовскому, но тот отказался. Тогда Модест предложил своё либретто брату, Петру Ильичу.

Новый замысел поглотил его (Чайковского) совершенно! Он «не вылезал из своей конуры» и работал с наслаждением. Странное переплетение судеб героев нашло в душе композитора своеобразный мистический облик.

Интересный факт: последняя квартира Чайковского, в которой он умер, располагалась напротив дома, где, по преданию, жила «пиковая дама».

В июне была готова инструментовка оперы, после чего труд был вручен заказчику.

Сравнение сюжетов повести «Пиковая дама» и оперного либретто обнаруживает множество различий. Сын обрусевшего немца, инженер Германн оборачивается гусаром Германом, несчастная воспитанница графини Лизавета Ивановна предстаёт перед нами в качестве завидной невесты, чьей руки просит князь Елецкий – персонаж, который в произведении А.С. Пушкина не встретится вовсе. Именно с оперной сцены мы слышим своеобразные «крылатые выражения», которые ассоциируются у нас с загадочной историей о трёх картах. Пожалуй, самое известное из них – «Что наша жизнь? – Игра!»

Не зря автор либретто Модест Чайковский укажет, что сюжет повести А.С. Пушкина заимствован. Переосмысляя судьбу Германа и Лизы, либреттист и композитор не только по-другому смотрят на героев, но и полемизируют с автором сюжета. И главный спорный вопрос, как представляется, связан не с неравенством положения в обществе героев оперы, а с другим отношением к теме судьбы.

У Пушкина Германн предстаёт лицом истинно романтическим. Он вступает в игру, поединок с роком по своему желанию, обдуманно. И наказание для него поэтому – сумасшествие, то есть потеря той самой практичности, которую Германн так в себе ценит. «Я не мот. Я знаю цену деньгам», - говорит он графине, пожалуй, даже горделиво.

Такой характеристики в опере мы не найдём. Главное чувство, движущее Германом Чайковского – это любовь к Лизе. Он изначально затянут в этот водоворот страстей, и становится  не игроком, а игрушкой судьбы. Атмосфера таинственности, страха, бесовства присутствует уже в тот момент, когда Герман впервые выходит на сцену:

Я имени ее не знаю

И не могу узнать,

Земным названьем не желая,

Её назвать...

Страсть, которая томит Германа – любовная. И  Лиза влюбляется в него тоже абсолютно чисто и бескорыстно. Это подчеркнуто и с помощью пасторали «Искренность пастушки», разыгранной на балу. Как и Лиза, Прилепа  выбирает мужчину, полагаясь на чувства, а не на расчёт.

Поэтому безумие Германа в опере не является наказанием. Оно представляется насмешкой судьбы, проявлением враждебности света к герою (Чекалинский и Сурин буквально нашёптывают Герману идею о трёх картах; их поддерживает хор, традиционно символизирующий силу рока в театре).

Герман, таким образом, скорее жертва не страсти к деньгам, а таинственной силы судьбы. Показательна и принципиальна в этом плане и участь Лизы: если в повести Пушкина бедная девушка в итоге даже может обрести счастье, то в опере Чайковского такое невозможно. Это не дань мелодраматичности, а логичное разрешение судьбы героини. Она так же, как и Герман – игрушка для таинственных сил, и боязнь её даже более очевидна. Даже в моменты истинного счастья, понимания взаимности чувства,  Лизой владеет иррациональный страх.

Как и Герман, она отдаётся этой игре без остатка. И очевидно, что выстоять в противостоянии с фатумом не могут ни Лиза, ни Герман. Захваченные будто вихрем, герои гибнут.

Примечательно, что в либретто оперы Лиза именно бросается в реку. Графиня в повести боится именно таких исходов в романах. И Чайковский, видимо, делает такой выбор не случайно. С одной стороны, споря с Пушкиным по поводу роли рока в жизни человека, он, с другой стороны, повторяет в видоизменённом варианте иронический вывод Пушкина: видимо, романа, где нет утопленников, для Чайковского на самом деле нет.

Выводы

Итак, в ходе анализа сюжетов повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной оперы П.И. Чайковского удалось установить следующие отличия:

  1. Герман появляется в опере уже влюблённым в Лизу, но он беден и понимает, что Лиза его не примет. Герман хочет разбогатеть. Постепенно две значимые для него вещи (любовь и богатство) приведёт к самоубийству.
  2. Значительно изменен образ Лизы. Ещё до знакомства с Германом она помолвлена с Елецким.
  3. Действие оперы перенесено в XVIII век. Причину этого обычно связывают с постановкой оперы, со стремлением блеснуть пышностью её декораций и стилизовать в духе саксонского фарфора. Стремление к пышности, яркости костюмов, декораций - характерная черта большой французской оперы, которая оказала огромное влияние на «Пиковую даму» Чайковского.
  4. Томский у Пушкина - внук старой Графини. В опере Томский - офицер, который находился в окружении Германа. Также он один из членов игрецкого сообщества.
  5. Лизавета у Чайковского является внучкой Графини, а у Пушкина она бедная воспитанница Анны Федотовны.
  6. Оперная «Пиковая дама» разворачивается не вокруг одержимости картами Германна, а вокруг влюблённого человека. У Чайковского он лирический персонаж, который безответно влюблён в Лизавету.
  7. В повести Пушкина главный персонаж носит фамилию с двумя «н»  -  Германн.  А у Чайковского Герман.
  8. В конце оперы Лиза утопилась. Возможно, что Чайковский прочитал в криминальной газете о даме, бросившейся в Зимнюю канавку. Поэтому он вдохновился этим и написал это в своей 6 картине.

Схожие черты:

  1. Герои Чайковского оказываются на балу у вельможи. В опере присутствует юная пастушка Прилепа, за сердце которой сражаются двое- небогатый Миловозор и знатный барин Златогор. Несомненно, это похоже на пушкинскую повесть, так как здесь появляется тема любви и денег. Интермедия-пастораль «Искренность пастушки» в опере Чайковского является своеобразным обобщением многовековых традиций этого жанра. Чайковский переносит жанр пасторали на русскую почву, во многом сохраняя его традиционные закономерности и особенности. В частности, для пасторали очень характерны были сцены из сельской жизни, с участием пастушков и пастушек (название «пастораль» происходит от итальянского слова pastorale, что означает «пастушеский») и с выделением из общей массы так называемого «любовного треугольника» (Прилепа, Миловзор, Златогор), который идёт от итальянских комедий dell arte. Типична и счастливая развязка этого сюжета.
  2. И опера, и повесть начинается с анекдота Томского, но в опере он его рассказывает в Летнем саду.

Чайковский, как и Пушкин, строит любовные треугольники:

  1. Лизавета, князь Елецкий и Герман. Здесь всё довольно-таки просто. До знакомства с Германом, Лизавета встречалась с Елецким.
  2. Лизавета, Герман и Графиня. Почему Графиня? Потому что Герман, обращаясь к портрету Графини, поёт: «Смотрю я на тебя и ненавижу, а наглядеться вдоволь не могу…»

Итоги исследования заключаются в том, что либретто и музыка в «Пиковой даме» представляют единое целое и все изменения, внесённые в сюжет повести А.С. Пушкина, обусловлены музыкальной драматургией оперного спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадка пушкинской прозы" (по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама")

Презентация представляет собой исследование по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"....

Тест на знание содержания повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Тест представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов. Для выполнения теста необходимо сопоставить отрывки из разных столбцов, выписав номера отрывков....

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

УМК Г.И.Беленького.       Тема урока:  Три злодейства.   ( Урок по  повести А.С.. Пушкина  ...

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...

Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.

Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....