Технологическая карта урока "Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Цель: обучение анализу поэтического текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_m.yu_.lermontov_parus.docx | 57.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации г. о. г. Шахунья
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Онлайн-панорама
Номинация «Технологическая карта урока на основе системно – деятельностного похода»
Тема: «Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»
Автор - Смирнова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Год разработки - 2021
Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода
Предмет, класс | Литература, 6 класс | |||
Учитель | Смирнова Ирина Николаевна | |||
Тема урока, | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» | |||
Тип урока | Урок открытия нового знания | |||
Цель урока | Обучение анализу поэтического текста | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | |
| 1.Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; 2.Развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; 3.Формировать умение анализировать поэтический текст и делать выводы; 4.Развивать интерес к литературе. | 1.Формировать внимательное отношение к своей речи и речи окружающих; 2.Воспитывать уважение друг к другу. 3.Воспитывать внимание к слову. | ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, понимание авторской позиции и своё отношение к ней; -понимание основных понятий, связанных с анализом поэтического текста. | -развитие умения осваивать разные виды рефлексии; -развитие умения осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | -совершенствование ценностно-смысловых представлений о человеке и мире в процессе чтения; -развитие потребности в самопознании в процессе чтения и анализа текста. |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||
Познавательная | Коммуникативная | регулятивная | ||||||
1.Организационный | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и сотрудничать с вами сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. | Ф | Приветствует учеников, создает приятный психологический климат. | Приветствуют учителя | Настраиваются на работу. | доброжелательный настрой учителя и уч-ся; полная готовность класса к уроку; | |
2. Актуализация знаний (предтекстовый этап) | 7 мин. | Посмотрите, пожалуйста, на доску.Что вы видите? Это картины русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. С чем у вас ассоциируется море? (Море это всегда свобода, неуправляемая стихия, на которую человек не может повлиять). Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, образы которого перекликаются с этими картинами. Тема нашего урока: «Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» Что значит вольнолюбивые, как образовано это слово? Какую цель мы поставим перед собой? Запишите, пожалуйста. Свою цель. Моя цель-научить вас анализировать поэтический текст для определения идеи произведения. На уроке мы будем работать с рабочими листами. За выполнение каждого задания будете получать баллы в соответствии с критериями оценивания. 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки - «3» Прежде, чем мы обратимся к стихотворению, давайте вспомним некоторые факты биографии поэта. Очень многие поэты говорят: моя биография в моих стихах. Чтобы понять секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус», нужно узнать о самом авторе. Задание 1. Выберите из скобок слова, относящиеся к М.Ю. Лермонтову. Подчеркните их. М.Ю.Лермонтов – (талантливый, обычный) (поэт, художник, архитектор, музыкант). В его жизни было много (страданий, весёлых дней). Поэт практически постоянно ощущал (одиночество, радость от встреч с друзьями). Мотив (странствия, покоя)- основной в его творчестве. Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Подумайте, что чувствовал Михаил Лермонтов в этот период жизни? Прежде, чем перейти к анализу стихотворения вспомним, на что мы обращаем внимание анализируя стихотворение. Наша основная задача-понять идею стихотворения. Составим кластер. Обменяйтесь работами с соседом, проверьте. Критерии оценивания те же. Поставьте оценку, верните тетрадь. | Ф И П | Учитель отвечает на вопросы учеников Учитель формулирует цель на урок Обобщение изученного | Анализируют картины по предложенным вопросам Выполняют задание 1 в рабочих листах Выполняют задание 2 | Внимательно слушают друг друга и учителя Проверка заданий в парах | Корректируют вопросы и ответы Формулируют цели на урок Самооценка Взаимооценка | Систематизация изученного материала Уметь отвечать на поставленные вопросы |
3. Изучение нового материала | 26 мин. | Теперь мы точно готовы к пониманию идеи стихотворения. Прослушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». 1. Каким настроением проникнуто стихотворение? 2. Какова композиция этого стихотворения? 3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:
Поработаем в группах для подробного анализа стихотворения.
Получается, что поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое: картины бури и штиля на море (приём антитезы, противопоставления) - Зачем он это делает? Море у многих поэтов в стихах символизирует жизнь. Слышали выражение “море жизни”? И вот среди этого огромного и такого непредсказуемого моря мы видим парус, маленький парус, песчинку на фоне огромного моря. - Найдите эпитеты, характеризующие парус. (одинокий, мятежный) Одинокий. Обратите внимание, чтобы выделить это слово, автор ставит его в конец строки. “Белеет парус одинокий”- так звучит эта фраза, а правильно было бы сказать: “одинокий парус белеет” (это приём - инверсия. Он используется специально для выделения отдельного слова, важного для автора) Известно, что Лермонтов сначала назвал парус “отдалённым” и только потом поменял это слово на “одинокий”. - Почему он остановил свой выбор именно на последнем слове? - Какое слово больше подходит к описанию живого предмета? Одиночество - это состояние души человека) -Что важно было подчеркнуть поэту? (под парусом подразумевается человек) - Как называют такой приём в литературе? (олицетворение) Одинокий. Может быть, Лермонтов обращает наше внимание на то, что даже в огромном мире, среди многих людей можно оказаться одиноким. - Кого напоминает этот парус? (самого Лермонтова) | Ф Г Ф | Задает вопросы, помогает сформулировать ответы Распределяет группы, раздает задания Обобщает, систематизирует сказанное | Работа в группе по вопросам | Отвечают на вопросы учителя Выступления учащихся | Определяют цель урока, задачи, планируют деятельность Групповая оценка каждого | Уметь ставить цели, задачи Совершенствовать навыки работы в группе, определять сферу, анализироват, сравнивать |
4.Первичное закрепление | Допишите фразы: В стихотворении “Парус” звучит протест против..... (покоя, равнодушия, смирения) Стихотворение наполнено желанием..(жить, бороться, действовать, думать не только о своём благополучии). Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к буре? - О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного.
Давайте прочитаем выразительно всё стихотворение. Подведём итог урока. Посовещайтесь в группе и поставьте оценки за работу со стихотворением. У кого все «5» -напишите ответ на вопрос, над чем вас заставило задуматься это стихотворение. У кого есть 4-составьте синквейн, главным словом станет название стихотворения «Парус». | П Ф Г И | Дает задание по определению идеи стихотворения Подводит итоги, обобщает сказанное Проверяет несколько работ | Определяют идею Читают стихотворение Выполняют творческие работы | Работают в паре | Оценивают свой ответ, сравнивают с эталоном Выставляют оценки в рабочий лист | Определять идею стихотворения | |
5.Рефлексия | 2 мин. | Давайте вспомним цели, которые мы перед собой поставили в начале урока. Достигли мы их? Можем себя похвалить, а одноклассников? За что? | Ф | Оценивают свою деятельность на уроке и весь урок | Уметь соотносить цели и результаты своей деятельности | |||
6.Домашнее задание | 1 мин. | Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» | ||||||
7.Подведение итогов | 3 мин. | Поставьте себе оценку за работу на уроке. Желаю, чтобы вы всегда, что жить не стоит на месте, надо двигаться, идти вперёд, преодолевая преграды, и может, даже радуясь им и тогда достигните своей цели. Оценки вам поставлю, посмотрев, что написано на картах. Сдайте их. Спасибо за урок! | И | Контролирует выставление оценок | Заполняют листы оценивания |
Рабочий лист ________________ по теме
«Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»
Моя цель на урок: (научиться, узнать)_________________________________________
Задание 1. Выберите из скобок, слова, относящиеся к М.Ю. Лермонтову. Подчеркните их.
М.Ю.Лермонтов – (талантливый, обычный) (поэт, художник, архитектор, музыкант). В его жизни было много (страданий, весёлых дней). Поэт практически постоянно ощущал (одиночество, радость от встреч с друзьями). Мотив (странствия, покоя)- основной в его творчестве.
Оценка
Задание 2. Мозговой штурм.
Задание 3. Соедините линиями термин и его определение
1. Лирический герой | 1. Скрытое сравнение |
2.Метафора | 2. Личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении |
3. Олицетворение | 3.Перенесение признаков живого на неодушевленные предметы и явления |
4. Эпитет | 4.Построение произведения. |
5. Композиция | 5. Образное определение |
Оценка
Задание 4. Анализ стихотворения. Работа по первой (второй, третьей) строфе.
1.Выразительно прочитайте первую (вторую, третью) строфу.
2.Какое настроение лирического героя передано в ней?
3. Что вы представляете, читая её?
4.Какой образ создаётся в первых двух строках?
5.С помощью каких языковых средств?
6. О чём размышляет поэт в двух последних строках?
Задание 5. Сделайте вывод. Допишите предложения.
В стихотворении “Парус” звучит протест против.....
Стихотворение наполнено желанием…
Оценка за работу на уроке
Задание 6. Рефлексия
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе» ФИО (...
Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"
Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник для 5 класса о...
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
Технологическая карта открытого мастер-класса "Акварельные мотивы"
Методическая цель: Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях по изобразительной деятельности через использование технологии проблемного обу...
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...