«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Измалкова Любовь Анатольевнв

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе

с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе»

 

 

 

  1.  

ФИО (полностью)

Измалкова  Любовь  Анатольевна

  1.  

Место работы

МБОУ СОШ № 5 Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

  1.  

Должность

Учитель русского языка и литературы.

  1.  

Предмет

Литература

  1.  

Класс

5

  1.  

Тема и номер урока в теме

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

  1.  

Базовый учебник:

Г.С.Меркин

 

 8.      Цель  урока:              Знакомство с литературным понятием « стихотворения  в прозе»; обучение учащихся элементам анализа стихотворений выразительному чтению, умению выражать, чувства, настроения и переживания лирического героя.

9. Задачи

- обучающие:                Обучение элементам анализа через чтение стихотворений.   

-развивающие.            Развивать понятия литературных терминов.

-воспитательные.     Воспитывать любовь к родине и родной природе.

10.Тип урока:                     Объяснение нового материала.

11. Формы работы  учащихся:                    интерактивная, индивидуальная,  самостоятельная с ком пьютерными модулями.

12. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, м/м проектор, экран или м\м доска. Портреты И. С. Тургенева, французского поэта  Ш. Бодлера, полонез Огинского, выставка литературы, роза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_literatura_5_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе

с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе»

ФИО (полностью)

Измалкова  Любовь  Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ № 5 Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Должность

Учитель русского языка и литературы.

Предмет

Литература

Класс

5

Тема и номер урока в теме

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Базовый учебник:

Г.С.Меркин

 8.      Цель  урока:              Знакомство с литературным понятием « стихотворения  в прозе»; обучение учащихся элементам анализа стихотворений выразительному чтению, умению выражать, чувства, настроения и переживания лирического героя.

9. Задачи

- обучающие:                Обучение элементам анализа через чтение стихотворений.  

-развивающие.            Развивать понятия литературных терминов.

-воспитательные.     Воспитывать любовь к родине и родной природе.

10.Тип урока:                     Объяснение нового материала.

11. Формы работы  учащихся:                    интерактивная, индивидуальная,  самостоятельная с ком пьютерными модулями.

12. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, м/м проектор, экран или м\м доска. Портреты И. С. Тургенева, французского поэта  Ш. Бодлера, полонез Огинского, выставка литературы, роза

13. Структура и ход  урока:

Таблица 1.

ХОД  И СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя


Время

1.Организационный

Звучит полонез Огинского, (ЭОР №1, ЭОР №3) на экране спроецирован портрет  И.С.Тургенев, роза.

«…Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. Но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон, в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол, а в голове всё звенит, да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…»

Организация.

Чтение учителем стих.. « Как хороши, как свежи были розы.»


1-2


2.

Актуализация

-

- Это действительно стихи, только они необычные – стихотворения в прозе.

-Попробуйте дать им определение. Выслушиваются мнения детей (обладают такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективных впечатлений или переживаний, отсутствие метра, рифмы, ритма). Следовательно, стихотворения в прозе  - это лирическое произведение в прозаической форме.

- В европейской поэзии  сложились в эпоху романтизма, опираясь на традиционную библейскую лирику в прозе и на французский обычай прозаического перевода иностранных стихов.

- Первыми стихотворениями в прозе принято считать библейские стихи (чтение одного из стихов учащимся). Термин ввёл французский  поэт Шарль Бодлер. В русскую литературу ввёл И.С. Тургенев. 

ЭОР №3

Работа с учебником (стр.257)




Попытайтесь определить тему  сегодняшнего урока.

Прочитайте толкование слова.

Чем отличается «стихотворение в прозе» от  лирического?

- Что общего?

- Что выражается в них?

5-7

3.

Формулирование цели и задачи урока.

- Чем отличается «стихотворение в прозе» от  лирического?

- Что общего?

- Что выражается в них?


Объявляются цели урока, план работы.

-  В конце урока мы должны будем дать ответ на вопрос:

 «Если это стихи, то почему они в прозе?»

2

4.

Введение нового материала.

2. История создания «стихотворения в прозе».

Работа с тетрадью (термины, даты жизни писателя)

- С 1843 года жизнь И.С. Тургенева была тесно связана с семьёй французской певицы  Полины Виардо. Писатель много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы, он полюбил Полину и сохранил своё глубокое чувство до конца своей жизни.

- Тургенев глубоко любит свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких языков, он писал свои произведения только на родном русском языке.

- Жизнь вдали от своего Спасского-Лутовинова  печалит Тургенева. Он скучает, грустит по Родине.

- Тяжело заболев, он всё чаще вспоминает свой родной дом, баржи и лодки, зелёные луга, каштаны, тополя, ясени, плакучие ивы, сверкающие облака. В письмах к своим друзьям он пишет:»… Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – Родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу…».

- В таком настроении, в пору предсмертной болезни, Тургенев обращается к воспоминаниям всей своей жизни и пишет свои короткие миниатюры под названием Senilia(лат.), означающее «старческое» (написаны с 1877 по 1882 годы). Это название, придуманное писателем, редактор журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевич заменил другим, оставшимся навсегда, - «стихотворения в прозе».

- Стихотворения в прозе Тургенева состоят из двух частей. Первая была напечатана ещё при жизни автора (50 стихотворений), вторая - «Новые стихи в прозе» сохранилась в черновиках писателя. Впервые была опубликована французским писателем-славистом В Париже только в 1930 году.

Всего в сборник входит 83 стихотворения. Темы самые различные: философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнь и смерть, любовь и ненависть, правда и ложь, образы родной природы, Родины.

ЭОР №1

12-15

5.Выполнение задания.

3. Анализ  стихотворений.

- И.С. Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать  в ней важные и удивительно- точные детали. Эти качества проявляются во многих его произведениях. В центре ряда стихотворений в прозе – образы природы, что отражено уже в названиях: «Собака», «Воробей»,  «Роза», «Природа», «Голуби». Послушаем некоторые из них.

Чтение наизусть учащимися.

«Собака».













«Воробей».

-

- Что за чувство, которое горит и светится как огонёк?

- Какие проблемы автор поднимает в стихотворении: бытия, жизни и смерти, любви и ненависти?

- На какие раздумья наводит автор


 Какие качества личности автора проявляются?

- Как вы поняли последние строки произведения?

- О какой любви говорит в них писатель (жертвенная)?

- Проследите, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение собаки, птенца и старого воробья.

- Сформулируйте вывод.

10

Анализ стихотворения «Русский язык».

4.

- О чём стихотворение? (о родном языке, Родине, доме).

- Основная мысль.

- Какие чувства выражает автор в этом стихотворении? (любовь) Ответ обоснуйте.

- Какими выразительными средствами языка раскрываются эти чувства? (эпитеты – красочные прилагательные, употреблённые в переносном значении, создающие особую художественную выразительность, метафора – от греч. «перенесение». Слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате создаётся художественный образ)

- Какова роль эпитетов и метафор в этом стихотворении в прозе? ( в таком маленьком стихотворении так много эпитетов, зачем?).

-Создать художественный образ. Какой? (Родины. Показать красоту и величие русского языка и русского народа)

-Что служит опорой и поддержкой? (метафора, всё стихотворение метафорично).

Чтение стихотворения, работа по тексту (метафоры, эпитеты, художественный образ)

- О чём стихотворение? (о родном языке, Родине, доме).

- Основная мысль.

- Какие чувства выражает автор в этом стихотворении? (любовь) Ответ обоснуйте.

- Какими выразительными средствами языка раскрываются эти чувства?






- Какова роль эпитетов и метафор в этом стихотворении в прозе? ( в таком маленьком стихотворении так много эпитетов, зачем?).

-Создать художественный образ. Какой? (Родины. Показать красоту и величие русского языка и русского народа)

-Что служит опорой и поддержкой? (метафора, всё стихотворение метафорично

Вывод:

Судьба русского языка естественно и верно связывается с судьбой самого народа, и гимн во славу русской речи звучит как надежда на счастливое будущее самой России.

- Попробуем прочитать выразительно

- Как будем читать? (как гимн)

- Какие чувства должны звучать? (любовь, тоска, печаль, гнев, раздумья).

.

-Прочитайте слова И.С. Тургенева

5

 Итог

«…Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое-нибудь их них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу…»

- Какой совет даёт нам автор? Ответ обоснуйте.

- А теперь попытайтесь ответить на вопрос урока.

5

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

Написать сочинение-анализ стихотворения или создать миниатюру – стихотворение в прозе (по выбору)

ЭОР №1

ЭОР №3


Таблица 2.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

№1.

Биография И. С. Тургенева.

информационный

Электронный модуль

http://fcior.edu.ru/card/15802/i-s-turgenev-slovo-o-pisatele-chast-1-bazovoe-izuchenie.html

№2.

Ссылка на ролик «Полонез Агинского»

Электронный модуль

http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9905325 

№3

Биография французского поэта Шарля Бодлера.

информационный

Электронный модуль

http://to-name.ru/biography/sharl-bodler.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

И.С. Тургенев Стихотворения в прозе Урок-размышление

Урок-размышление. Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»...

Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.

В 7 классе  по литературе  изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме Иван Сергеевич Тургенев "Стихотворения в прозе" поможет учащимся открыть для себя личность великого писателя...

Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"

Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...