Бурятский поэт-баснописец Элбэг Содномович Манзаров (методическая разработка)
методическая разработка по литературе (6, 7 класс)

Арбаева Светлана Санжеевна

Современная школа требует широкого культурологического подхода к преподаванию литературы как предмета, способствующего формированию основ мировоззрения. Следовательно, совершенствование литературного образования в школах полиэтнического региона возможно через осознание этнокультурного подхода к изучению литературы, осмысление и выявление общечеловеческих и национально обусловленных культурно-эстетических ценностей литературных произведений.

Наиболее оптимальным периодом включения в процесс изучения материалов регионального компонента с опорой на творчество разных народов в сравнительно-сопоставительном аспекте является младший подростковый возраст (5-7 классы), так как именно этот период развития личности, как свидетельствуют исследования ведущих психологов, является периодом, когда происходит "формирование нравственных убеждений, принципов, идеалов, системы оценочных суждений", активно развиваются литературно-творческие способности. Своеобразие младшего подросткового возраста способствует созданию особого эмоционального фона восприятия изучаемых произведений, обеспечивает эффективность использования приемов по развитию творческого воображения: устное словесное рисование, инсценирование, драматизация, развертывание метафоры в картину, приемы развития ассоциативного мышления и т.д.

При изучении темы «Устное народное творчество» нами используется система ознакомления учащихся 5-6 классов с произведениями бурятского фольклора: практикуется сопоставительный анализ русских и бурятских народных сказок, пословиц и поговорок, русских былин и бурятских улигеров. Изучение басен И.А. Крылова заканчивается знакомством с баснями бурятского баснописца Элбэга Манзарова.

Такой подход к изучению фольклорных и литературно-художественных произведений характеризуется увеличением доли самостоятельной работы учащихся, активизации их творческой деятельности. Кроме того, известно, что сопряжение культур несет огромный воспитательный потенциал, формирует в сознании школьников необходимые мировоззренческие, нравственно-этические и моральные убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskiy_poet-basnopisets_elbeg_sodnomovich_manzarov_3.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

 Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Бурятский поэт-баснописец Элбэг Содномович Манзаров

(Методическая разработка)

Автор:

Арбаева Светлана Санжеевна,

учитель русского языка и литературы.

Категория - высшая

г. Улан – Удэ

2023 г.

Тема: Поэт-баснописец Элбэг Содномович Манзаров

Не мыслям надобно учить, а мыслить.  

( Иммануил Кант)

Цели урока:

1. Образовательная: - познакомить обучающихся с баснями бурятского баснописца Э.С. Манзарова в целях расширения знаний учащихся о жанре басни и реализации этнокультурного компонента обучения.

2. Развивающие:

  • способствовать формированию умений и навыков обучающихся анализа литературных басен разных народов, правильного понимания произведения, умения аргументировать свои мысли;
  • способствовать развитию эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и способностей.

3. Воспитательные: 

  • формирование у обучающихся нравственно-ценностных ориентиров: толерантности, доброты, чуткости через восприятие художественного произведения;
  • воспитание культуры поведения при групповой работе.

Задачи:

  • формирование умений работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • формирование умений слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умений работать в статичных группах.

Тип урока: систематизация и совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся

Форма работы: групповая, деловая игра.

Технология деятельностного метода обучения.

Методы организации урока: кейс - метод (проблемный, исследовательский, ролевая игра).

Средства обучения: кейсы (пакеты) для работы в группах: задание, памятка, инструкция, тексты басен.

Источники отбора этнокультурной информации: художественные произведения национальной региональной литературы – басни бурятского баснописца Элбэга Содномовича Манзарова.

Планируемые результаты:

личностные: формирование чувства взаимоуважения, толерантности, развитие сотрудничества, творческого мышления;

метапредметные: развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать, развитие умения работать с раздаточным материалом, применять полученную  информацию, презентовать переработанную информацию

предметные: развитие устной и письменной речи обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся с баснями бурятского поэта-баснописца Элбэга Содномовича Манзарова. Будем совершенствовать наши умения выразительного чтения басен, правильного понимания их темы и идеи, оттачивать умение аргументировать свои мысли.

Также сегодня вы можете показать ваше творческое воображение и способности. Всё это мы будем делать в форме деловой игры «Мы -журналисты – репортеры».

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомним, ребята, некоторые теоретические сведения о жанре басни. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.)
  2. Назовите три основных элемента басни. (Аллегория, повествование, нравоучение или мораль.)
  3. Что такое аллегория? Приведите примеры аллегории. (Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.)
  4. Что такое мораль басни? Приведите пример из басен Крылова. (Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.)
  5. Кто чаще всего является героями басен? (Животные). 

IV. Изучение новой темы.

1). Cлово учителя.

На этом уроке, ребята, вы будете работать в трех группах.  Каждая группа получит кейс-пакет с заданиями по басням баснописца Элбэга Манзарова, которые будете выполнять при совместной самостоятельной деятельности – деловой игре «Мы – журналисты – репортеры». С понятием кейс – пакет вы уже знакомы. Кто такие журналисты – репортеры, вы тоже знаете, так как ранее на уроках русского языка и литературы знакомились с историей создания газеты, с различными газетными жанрами и их особенностями, писали небольшие статьи разных жанров. Так что к этому уроку мы подошли, уже имея некоторый запас таких знаний, как:

  • Что такое газета.
  • Какие газетные рубрики существуют.
  • Какие газетные жанры используются для написания статьи в газету.

Писать небольшие тексты разных жанров.

В итоге ваши статьи войдут в нашу очередную стенгазету, которая будет посвящена басням (это будет внеурочная работа).

2). Знакомство с биографией Элбэга Содномовича Манзарова. Сообщение ученика:

Элбэг Манзаров родился 13 марта 1948 г. в с. Хойтогол Тункинского района Республики Бурятия в простой семье животноводов.

Элбэга Манзарова всегда тянуло к песне и музыке, творчеству, поэтому после окончания средней школы он поступил в Улан-Удэнское культпросветучилище на театральное отделение. Здесь он увлекся игрой на баяне, горловым пением. Неунывающий, веселый по характеру человек, всегда уверенный в своих силах, Элбэг продолжал искать себя. Он поступил на художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища № 1. После его окончания недолго преподавал в школе рисование и черчение, однако он решительно оставил учительство. Знания, полученные в училище, и внутренний зов позволили ему самостоятельно освоить тонкое искусство чеканщика-ювелира. Был талантливым мастером – чеканщиком по серебру, его работы находятся в музеях и частных галереях зарубежных стран и России.

Поэтический дар у Элбэга Манзарова проявился с седьмого класса, когда он начал писать стихи, басни, юмористические рассказы. Позже по совету наставников он нашел свое призвание в редком в бурятской литературе жанре басни. В баснях Элбэга Манзарова разоблачаются такие человеческие пороки, как чванливость, самодовольство, паразитизм.  Имя поэта – баснописца Элбэга Манзарова навсегда вошло в бурятскую литературу. Он был членом Союза писателей России и Бурятии, ему присвоены звания «Народный художник Республики Бурятия», «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия».

Элбэг Манзаров умер в 2018 году.

3). Чтение и краткий анализ басен Э. Манзарова (каждая группа заранее получила для выразительного чтения и анализа 1 басню в качестве домашнего задания).

1 группа: басня «Самоуверенный медведь»

2 группа: басня «Воробей – эмигрант»

3 группа: басня «Комар - ветеринар»

Представители от каждой группы выразительно читают басню и дают его краткий анализ. (Анализ басен, сделанный детьми см. в Приложении)

  1. Деловая игра «Мы – журналисты - репортеры»

 

1).  Слово учителя.

Для нашей стенгазеты по теме «Басни» каждая группа напишет газетную статью по басням Э. Манзарова в предложенном жанре.

Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объёму материалы. Сегодня на первое место, как мы уже знаем, вышли информационные жанры.

- Назовите, пожалуйста, эти жанры.  (новости, заметка, репортаж, портретная зарисовка, отчёт, интервью). 

- В чем особенность этих жанров? (Они отличаются оперативностью, рассмотрением какого-то отдельного факта, явления, повышают тираж газет, приносят прибыль.)

2). Каждая группа получает кейс (пакет) с заданием для работы, памяткой, инструкциями и текстом басни Э. Манзарова. Ваша задача написать статью для газеты в определенном жанре согласно полученным заданиям.

«Кейс» для группы № 1

Написать репортаж на основе басни Э. Манзарова «Самоуверенный медведь»

Репортаж - материал с места событий, он отличается объективностью и оперативностью. Его цель – создать «эффект присутствия», дать возможность читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей:

Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким.

Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей.

Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции.

Басня «Самоуверенный медведь»

Лев объявление повесил,

И на поляну собрались

Из городов лесных и весей

Медведь и Волк, Кабан и Рысь

На соревнования борцов –

Известных и еще юнцов.

Сюда явились из предгорий

Борцы и легких категорий

Ну, скажем, Соболь, Горностай,

И Колонок из тех же стай.

Все подготовились отменно,

А прошлый чемпион – Медведь,

Хмельной, в развалку шел степенно

И песни пыжился реветь.

Его пытался урезонить

Лев – тренер. Только спесь сильна:

 - Не трусь! И в нынешнем сезоне

Вновь подомну я Кабана! –

Ревел Медведь такие речи,

Играл и в карты, пил вино.

И до того он был беспечен,

Что и глядеть-то всем смешно.

Медведь победы ждет, как хлеба,

В тяжелом весе (не в ином!)

И вот неумолимый жребий

Медведя сводит с Кабаном.

Гонг возвестил начало схватки.

Кабан прорвался между ног

И мертвой хваткой на лопатки

Медведя бросил, как мешок.

Смеялись Лев, его супруга

И даже Заяц за кустом.

С позором Мишка наш из круга

Ушел со сломанным хвостом.

Читатель, сам себе ответь:

Из-за чего стал слаб Медведь?!

«Кейс» для группы № 2

Написать интервью на основе содержания басни Э. Манзарова «Воробей – эмигрант».

Интервью (от английского interview, «беседа», «деловое свидание») – это способ ведения разговора, беседы, которые происходят между 2-мя или более людьми. Проведение интервью подразумевает наличие двух сторон: интервьюера, основной задачей которого является задавать вопросы, и собеседника, который как раз и даёт ответы на них.

Не забывайте, что самым важным элементом любого интервью является приветствие.

Басня «Воробей - эмигрант»

Однажды серый воробей

На всю округу зачирикал:

- Осточертели, хоть убей,

Овёс, навоз, отбросы…

Не вылетаешь со двора –

И дальше носа что я видел?

Эх, скуки лютая пора!

Довольно. Я на всё в обиде!

Пусть остаются здесь друзья, -

Меня тут больше не найдете!

Махну-ка в теплые края:

Зовет певец-дружок мой Тоти*.

За морем – просто рай земной.

Приеду в отпуск – поглядите!

Бросайте гнезда и за мной

Летите в райскую обитель!

Но полетел-то он один,

Хоть был неперелетной птицей.

И Тоти, важный господин,

Его встречает за границей:

- Дивлюсь я риску твоему,

Но раз решил ты «выйти в люди», -

Что ж, подметальщиком возьму,

А дальше – там уж видно будет,

И удалился в свой дворец

Делец и фирменный подлец.

А воробей теперь кочует,

С окрестных улиц сор метет,

Жарища – льет ручьями пот,

И где придется – там ночует.

Пыль, копоть – серый почернел.

А как-то прилетел Стервятник

И так на бедного насел –

Конец бы, если б не курятник.

- Спасите! – Воробей пищал –

Проклятье этим заграницам!

А кто его тут понимал? –

Чужой язык не понятен птицам…

…Истрепанный, он вспоминал

Родные горы и долины.

«Зачем сюда я прилетел?

Ох, как не сладок рай чужбины…»

Лосиным, знай, окорокам

Котел всегда бывает тесен.*

Вот так и на чужбине нам

И не до плясок, не до песен.

Когда домой едва живой

Явился эмигрант под утро –

Ему и холод – друг родной:

«Рай» научил, видать, чему-то…

*Тоти – попугай (бур)

«Кейс» для группы № 3

Написать статью - новость для газеты на основе содержания басни Э. Манзарова «Комар - ветеринар».

Чтобы написать интересную новость для газеты, необходимо выполнить несколько требований по структуре, стилю и созданию привлекательного заголовка.

Заголовок. Должен привлекать внимание и вызывать интерес к новости.

Первый абзац, отвечающий на вопросы: кто? что? где? когда? как сделал, произошло? Должен привлечь внимание читателей к статье.

Содержание новости – раскрывает содержание первого абзаца более подробно.

Басня «Комар  - ветеринар»

Разнесся слух по всей округе –

Возликовали млад и стар:

«Летит известный враг недугов,

Целитель стад – ветеринар!»

Больные, чахлые коровы

Нетерпеливо стали ждать:

«Когда же будем мы здоровы?

Когда нас будут врачевать?

Ведь утверждал еще прапращур:

«Страшней бескормицы злой ящур!»

Но есть конец всему на свете –

И прилетел ветеринар.

Не знай – его бы не приметил, -

То был малюсенький Комар,

Самодовольный, желчный, чванный,

Скорей всего и самозваный.

- Я прилетел не для почета,

А для больших, серьезных дел,

И вас я вылечу в два счета.

Я ведь ветврач – не бракодел!

А чтобы вы не сомневались,

Взять кровь придется…на анализ…

- М–у–удрец! – взревела Харагшан*

Мужайтесь: он нам свыше дан! –

Доверчивость его пленила,

Враз приосанился нахал

И тонкий хоботок, как шило,

Он день и ночь в тела вонзал.

Был тощим, желчным и горбатым –

Стал красным, жирным и пузатым.

А коровенки все худали:

«Анализы» не помогали…

Но выход найден был простой –

Тут Харагшан уж постаралась! –

Хлестнула Комара хвостом –

Лишь место мокрое осталось.

А вот и басенке конец,

И всем понятна суть вопроса:

Ждет в наши дни такой конец

Любого кровососа!

*Харагшан – кличка черной коровы (от бур. хара - черный)        

  1. Презентация результатов работы (от каждой группы выступает один человек).
  2. Рефлексия
  3. Оценивание

Приложение 1

Краткий анализ басен

Басня «Самоуверенный Медведь» (1 группа)

Сюжет этой басни прост и бесхитростен: на лесной чемпионат прибыл прошлогодний победитель – Медведь. И вместо упорных тренировок совсем расслабился: стал пить вино, играть в карты, при этом самоуверенно заявляет пытавшемуся урезонить его Льву-тренеру:

Не трусь! И в нынешнем сезоне

Вновь подомну я Кабана!

         Итоги такого неспортивного поведения хозяина тайги, как и ожидалось, были плачевными: он проиграл и с позором покинул борцовский круг.

        В основу своего блестящего, искромётного произведения Элбэг Манзаров положил древний и очень почитаемый у бурятского народа вид спорта – национальную борьбу.

Как и ожидалось,

Кабан прорвался между ног

И мёртвой хваткой на лопатки

Медведя бросил, как мешок…

А что же зрители?..

Смеялись Лев, его супруга

И даже Заяц за кустом.

С позором Мишка наш из круга

Ушёл со сломанным хвостом.

Вместо морали в эпилоге басни звучит лишь вопрос:

Читатель, сам себе ответь:

Из-за чего стал слаб Медведь?

И читатель сам додумывает: ясно из-за чего – из-за спеси, лени, нежелания упорно тренироваться и твёрдо идти к намеченной цели.

Басня «Воробей – эмигрант» (2 группа)

       В этой басне идеи добра, зла, патриотизма обретают узнаваемые черты многих людей в образах «братьев наших меньших». Таков Воробей из басни Элбэга Манзарова «Воробей – эмигрант».

Ничем не примечательный житель одного села – серый Воробей в поисках лучшей доли покидает родину, куда позвал его «делец и форменный подлец» попугай Тоти. Но, как часто бывает, за границей Воробей не находит применения своим «недюжинным способностям»: Тоти пристраивает его дворником территории близ своего дворца. Без жилья и знания иностранного языка туго приходится «залётному дворнику» Воробью. После очередной сильнейшей встряски – нападения Стервятника, от которого он едва спасся в одном из заграничных курятников, Воробей твёрдо решает: пора возвращаться домой!

Истрёпанный, он вспоминал

Родные горы и долины…

«Зачем сюда я прилетел?

Ох, как не сладок рай чужбины…»

          Нужно отметить: автор этой басни очень удачно использует народные пословицы и поговорки. Так, известная пословица: как «лосиные кости не поместятся в котёл», так и человек не приживётся на чужбине» Элбэг Манзаров превращается в талантливые поэтические строки:  

Лосиным, знай, окорокам

Котёл всегда бывает тесен.

Вот так и на чужбине нам

И не до плясок, не до песен…

  Блестящий эпилог-назидание:

Когда едва живой

Явился эмигрант под утро,

Ему и холод – друг родной.

«Рай» научил, видать, чему-то…

Патриотическая мораль этой басни очевидна: «пусть та земля теплей, но родина милей!» Воробей, являющийся к тому же неперелётной птицей, получил жестокий урок от своей неудавшейся «загранкомандировки». Он теперь вряд ли когда покинет пределы родного подворья, так как хорошо изучил все «прелести» заморского рая.

Басня «Комар - ветеринар» (3 группа)

Простой сюжет этой басни о Комаре-ветеринаре, прилетевшем в сельскую округу, где животные давно ждут лекаря, очень напоминает сюжеты из реальной жизни. Большой специалист, которого ждут с нетерпением и надеждой, на деле оказывается спесивым, высокомерным, к тому же ленивым, а специалистом очень плохим. Скромностью же ветеринар не отличался:

Я прилетел не для почета,

А для больших, серьезных дел,

И вас я вылечу в два счета,

Я ведь ветврач – не бракодел!

Но, как водится, хвастуны лишь на словах молодцы – никакой помощи и лечения от новоиспеченного ветеринара животные не дождались:

А коровенки все худали:

«Анализы» не помогали…

Избавиться от такого «ветеринара» помогла корова Харагшан:

Но выход найден был простой –

Тут Харагшан уж постаралась! –

Хлестнула Комара хвостом –

Лишь место мокрое осталось.

Не место бездельнику и дармоеду-кровососу среди тружеников:

И всем понятна суть вопроса:

Ждет в наши дни такой конец

Любого кровососа!

Приложение 2

Итоговые работы групп в разных газетных жанрах

 

  1. Репортаж (по басне «Самоуверенный медведь»)

«Не говори “Гоп!” пока не перепрыгнул».

Зеленая лесная опушка сегодня удивительно многолюдна и шумна! Самая большая поляна принимает лесные соревнования по борьбе. Мероприятие приурочено ко Дню спорта.  Вот степенно подошел тяжеловес Кабан, нервно похаживает представитель среднего веса Волк, важно разлегся невозмутимый Рысь, беспечно резвятся борцы легкой категории Соболь, Горностай, Колонок. Яблоку негде упасть – так много желающих стать участником этого самого любимого и зрелищного события Лесного царства! Все с нетерпением ждут появления победителя прошлых игр – тяжеловеса Медведя, главного соперника Кабана.

Вот наконец и он – чемпион! Степенно, вразвалочку вступил на поляну.  Но что с героем – чемпионом? Он громко ревет, то пытаясь затянуть песню, то громко хвастается, что нет такого зверя, который мог бы его свалить, а Кабана он и нынче подомнет!

Соревнование открывает глава лесного спорткомитета Куница. На трибунах царит оживление. Настроение зрителям и участникам поднимают Зайцы и Белки из команды поддержки. Они исполняют художественно-акробатические номера, заряжая всех окружающих весельем.

Соревнования в самом разгаре. Один за другим выходят в круг борцы. Но все ждут главного поединка - боя Медведя и Кабана. Наконец гонг объявляет начало схватки между главными соперниками – тяжеловесами. Кабан с решительным и грозным видом занял позицию в ожидании противника, а Медведь небрежной походкой, потряхивая руками и подмигивая зрителям, с ухмылкой встал перед соперником. Но что это? Медведь не успел опомниться, как Кабан стремительно прорвался между его ног и, схватив мертвой хваткой, бросил могучего зверя, как мешок, на обе лопатки! Зрители вскочили, захлопали, взревели, засвистели, заулюлюкали на все голоса! Эмоции зрителей зашкаливают!

Медведь, сгорая от стыда и позора, незаметно удалился. Да, жаль хороший был борец, да погубили его гордыня и хмель!

  1. Интервью (по басне «Воробей эмигрант»)

«Родной край – сердцу рай».

Прошел слух, что Воробей из чужих стран вернулся в родные края. Я решил побеседовать с ним, чтобы узнать причину его возвращения на родину.

Вот я дома у Воробья, так много узнавшего и увидевшего, пожив в другой стране.

- Добрый день, уважаемый Воробей!

- Здравствуйте, уважаемый!

- Я благодарю Вас за согласие дать интервью для нашей газеты. Хотел бы задать  несколько вопросов о вашей жизни за рубежом.

- Я готов ответить на ваши вопросы.

- Скажите, пожалуйста, что тогда заставило вас покинуть родину?

-  Мне тогда казалось, что у нас скучная, серая, неинтересная жизнь. А там, за границей, жизнь райская. Тем более что там проживает мой друг попугай Тоти.

- Оправдались ваши ожидания?

- Нет, с первых же дней моя жизнь там превратилась в ад. Тоти, которого я считал своим другом, устроил меня своим дворником. И больше он со мной не общался.

- Почему же вы считаете, что ваша жизнь там была адом?

- Разве это не ад, когда ты ночуешь, где придется, в жару пот льет в три ручья, а спрятаться негде. Языка их иностранного я не знаю, поэтому и поговорить не с кем. А однажды меня чуть не сцапал Стервятник!

- А сколько лет вы не были на родине? Что удивило вас здесь после возвращения?

-  Целый год я промучился на чужбине, вспоминая родные горы и степи, даже холодные зимы мне казались родными! Удивило меня то, что я теперь еще больше люблю мои родные леса и поля.

- Хотите сказать, что всё познается в сравнении?

- Да, живя в родном краю, не ценим всех его благ!

- Спасибо, уважаемый Воробей за то, что вы ответили на мои вопросы. До свидания!

- До свидания!

Уходя от Воробья, я думал: «Теперь стреляного воробья на мякине не проведешь – в чужие края никаким калачом не заманишь!»

  1. Новость (по басне «Комар - ветеринар»)

Главное событие года

Сегодня Комар-ветеринар прихлопнут коровьим хвостом! Это известие так быстро разлетелось по округе, что через полчаса все его население сбежалось к месту происшествия.

Комар не так давно был направлен сюда для лечения больных. Конечно, все были необычайно рады появлению ветеринара: давно жители округа ждали такого специалиста, ведь никто не застрахован от болезней и разных недугов. Но то ли новоявленный ветеринар плохо знал свое дело, то ли был обыкновенным шарлатаном - животные продолжали болеть и даже умирать, несмотря на то что ветеринар каждый день брал анализы. Вот и сегодня он вонзил свой длинный хобот в тело старушки Харагшан, но та от резкой боли так хлестнула хвостом, что от комара осталось только мокрое место. Кто-то громко сказал: «Поделом ему – бездельнику и шарлатану!»

Так печально закончилась жизнь Комара-ветеринара. Жители округа гадают: направят ли теперь им нового ветеринара?

КОММЕНТАРИЙ

В основу данного урока положен кейс-метод, который активно внедряется в образовательный процесс средней школы и приносит свои результаты. Кейсметод совмещает в себе такие хорошо зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и т.д. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем-заданий (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Это работа проводилась с учениками 6 класса, поэтому форма урока – деловая игра в журналистов – репортеров, которая наиболее приемлема с детьми младшего, младшего подросткового возраста.

Данный урок проведен в 6 классе, однако, усложнив некоторые моменты, его можно проводить в 7 и даже старших классах. К данному уроку ребята подошли, уже имея некоторый запас знаний о создании газеты, так как ранее на уроках русского языка и литературы знакомились с историей создания газеты, с различными газетными жанрами и их особенностями, писали небольшие статьи разных жанров.

Таким образом, ученикам уже были известны понятия:

  • Что такое газета.
  • Какие газетные рубрики существуют.
  • Какие газетные жанры используются для написания статьи в газету.

Писать тексты разных жанров.

Урок рассчитан на 2 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка квеста, посвященного 80-летию образования Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа

В целях актуализации знаний учащихся  по истории родного края разработан квест для средних классов. Квест состоит из 4 этапов, за прохождение которых команда набирает определенное количество балл...

Методическая разработка "Использование фреймовой технологии на уроках бурятского языка и литературы"

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного...

Методическая разработка открытого занятия Тема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»

Методическая разработка открытого занятияТема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»...

Методическая разработка "Игры на уроках бурятского языка"

Методическая разработка «Игры на уроках бурятского языка» по бурятскому языку как государственному разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО.Методическая разработка...

Методическая разработка интегрированного урока (английский и бурятский языки), 2 класс

Создать условия для систематизации знаний и умений по теме «12 животных»....