Урок по литературе 11 класс
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Урок по русской литературе в 11 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zhenskoy_dush.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУСОШ №78
Урок по русской литературе
в 11 классе на тему:
«Мир женской души в лирике
Анны Ахматовой»
Провела: учитель русского языка и литературы Гордеева О.А.
Чернышевск, 2012
МИР ЖЕНСКОЙ ДУШИ В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ
Цели:
- сформировать представление об особенностях любовной лирики
А. Ахматовой;
- развивать устную и письменную речь учащихся, навыки аналитического мышления, память.
- воспитывать чувство прекрасного через анализ поэтического произведения.
Оборудование. Портрет А. Ахматовой, выставка книг, мультимидейная презентация.
Основные понятия: аллитерация, градация, инверсия.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Первое стихотворение она написала в одиннадцатилетнем возрасте.
А весной 1912 года вышел первый сборник ее стихов «Вечер», принесший Ахматовой мгновенную славу. Ее стихи были не только услышаны, - их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже объяснялись влюбленные.
«Вся Россия, - отмечал Чуковский, - запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее».
- Чтение учителем стихотворения «Песня последней встречи».
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
- Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - почти исключительно лирика любви. В эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия – поэзия Анны Ахматовой.
II. Совершенствование умений и навыков.
а) Выразительное чтение учащимися стихотворений А.Ахматовой:
«Сжала руки под темной вуалью…»
«Ты пришел меня утешить, милый»
«Ты письмо мое, милый, не комкай»
«Я не любви твоей прошу»
«Отрывок»
«Есть в близости людей заветная черта»
б) Слово учителя:
Эта любовная лирика Ахматовой передает переживания женского сердца. Как это делается, мы узнаем путем лингвистического анализа стихотворения.
«Я научилась просто мудро жить...».
в) Чтение наизусть стихотворения :
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
г) Беседа с учащимися по анализу стихотворения:
1. Что можно сказать о психологическом состоянии лирической героини?
- одинока, покинута (местоимения «я», «мне»)
2. В чем она ищет поддержки?
- в природе («смотреть на небо», «долго перед вечером бродить», «шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желтого-красной»).
3. Но лирическая героиня сильна и мужественна. Как же она обретает мир в душе?
- благодаря «пушистому коту», «озерной лесопильне», «крику аиста»
4. Где можно найти покой?
- в природе, в вере (« и молиться богу), в мудрости.
5. А что такое мудрость?
- это взросление («Я научилась …»)
6. Кем чувствует себя героиня?
- гостьей на земле, осознавая «жизнь тленную, тленную и прекрасную»
7. В чем видит лирическая героиня смысл жизни?
- в осознании тленности бытия, быстротечности счастья»
8. Каково жизненное кредо героини?
- «Я научилась просто, мудро жить»
9. К чему стремится героиня?
- к простоте, к усмирению «ненужной тревоги»
10. Какие звуки успокаивают героиню?
- шуршат в овраге лопухи, « кот мурлыкает умильней», «прорезывает тишь крик аиста», «слетевшего на крышу».
11. Таким образом, прием аллитерации помогает понять мир, в котором живёт героиня. Вспомним, что такое аллитерация (запись на доске и в тетради)
- повторение согласных звуков (примеры из текста)
12. Обратим внимание на особенности построения стихотворения
- написано пятистопным ямбом;
- в первой строфе обращает внимание ударный «и»; «научилась», «жить», «молиться», «бродить», «утомить», который создаёт ощущение пронзительности;
- вся первая строфа – это одно сложноподчиненное предложение, главная часть которого распространена и усилена градацией: « просто, мудро»;
- вторая строфа подчеркивает эту связь с автором стихотворения: «слагаю я весёлые стихи», т.е. жизнеутверждающие;
- в стихотворении употреблены глаголы несовершенного вида («слагаю», «возвращаюсь») в настоящем времени, и сочинение стихов воспринимается как процесс незавершённый, связанный с этим миром;
- певучесть стихотворения достигается инверсией, возникает мотив осени («никнет гроздь рябины желто – красной»);
- оригинальна и глубока по смыслу рифма: «лопух – стихи», соединяющая низкое и высокое и объясняющая, что возвращение из мира поэзии так же естественно, как и уход в него. Яркий «огонь, на башенке лесопильни» как маяк для потерявшего дорогу, а кот и аист символизируют дом, семью, но крик птицы создает ощущение тревоги.
13. О чем же тревожится лирическая героиня?
- стихотворение заканчивается словами:
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Но несмотря на это, она ждет этого стука в дверь, вслушиваясь в ночную тишину, вглядываясь в далекий огонек. Таким образом, все стихотворение направлено на мудрое умение жизни без него, потому что жизнь с ним порождает тревогу и грусть.
- Заключительное слово учителя
Стихотворение «Я научилась просто мудро жить…» - одно из лучших в ранней лирике Ахматовой. Оно глубоко по содержанию и совершенно по форме. Поэтический язык лаконичен, лишен вычурности и сложной символики, ориентирован на разговорную речь, стихотворение похоже на письмо.
Анна Ахматова очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, которые если не напишешь, то умрешь. А еще, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс отчаяния, пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку.
Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее нежную душу: две страшные войны, две революции, годы сталинских репрессий, расстрел мужа Николая Гумилева в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре (по официальной версии), арест сына Л.Н. Гумилева. На ее хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, ее душа оказалась стойкой, высоконравственной.
О себе она писала: «В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха». А ведь мало кто знает, что, когда она узнала о том, что она Поэт, и поверила в эту неизбежность, отец запретил ей подписывать стихи отцовской фамилией Горенко, и она взяла фамилию прабабушки – Ахматова.
Мир благодарен этому имени.
Начальное «Ах!», заключенное в ее поэтическом имени, выражает восхищенное отношение к ее судьбе плакальщицы и пророчицы, некоронованной Королевы любви и красоты, которым в конечном счете надлежит победить на земле все злое в человеке и человечестве.
- Домашнее задание.
Сделать лингвистический анализ одного стихотворения А. Ахматовой (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...