Писатель из детства (о С. Михалкове)
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну детства (к 100-ю Сергея Михалкова)
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова,
- развивать речь, выразительное чтение,
- развивать творческие способности, воображение детей,
- воспитывать интерес к читательской деятельности,
- воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, сотрудничество.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. (СЛАЙД №1)
Звучит музыка. "Песенка друзей". Дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.
Учитель: Ребята, а кто написал слова этой песни? (С. В. Михалков.)
Учитель: "Сегодня мы с вами собрались на литературную игру, посвященную детскому писателю Сергею Владимировичу Михалкову. Мы отправляемся с вами в путешествие по любимым произведениям этого замечательного поэта. Сегодня мы будем не только путешествовать, но и соревноваться. К этой игре вы готовились: читали произведения Михалкова, рисовали рисунки, каждая команда получила свое домашнее задание, а еще вы должны были придумать название своей команде. Давайте с вами познакомимся.
(Представление команд, капитанов, членов жюри)
1 команда_________________
2 команда _________________
3 команда_________________
А путешествовать мы будем вместе с веселым паровозиком из Ромашково. (СЛАЙД № 2)
Для передвижения мы будем использовать карту, а названия станций вы узнаете по ходу путешествия.
2. Рассказ о творчестве С. В. Михалкова.
1 станция: "Встреча с поэтом" (СЛАЙД №3).
Учитель: Нашу игру мы посвящаем творчеству С. В. Михалкова. Послушайте рассказ родителей о его жизни и творчестве.
13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого птицевода Сергей Владимирович Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную школу пошел учиться в 4 классе.
С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах "Огонек", "Прожектор", "Известия", "Комсомольская правда". В 1935 году опубликована поэма "Дядя Степа". В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки "Три поросенка". В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков. (Звучит «Гимн Российской Федерации»).
Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча". Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
Чтение стихов учащимися
1.Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком
Из Москвы- столицы родом
Его автор - Михалков.
2. Наши папы, наши мамы
Знали Стёпу хорошо.
Им читали эти главы
Но хотелось им ещё.
3. Михалков решил продолжить
Всем ребятам рассказать.
И про сына дяди Стёпы
Книжку тоже написать.
4. У Степана сын родился
Нарекли его Егор
Что Степан, что сын явился
Молодцы, как на подбор.
5. И сегодня, как и раньше.
Дядю Степу знают все.
Он нисколько не стареет
Предстает во всей красе.
Учитель: А мы с вами продолжаем путешествие и следующая станция "Загадочная".
Учитель: Ребята, вы хорошо знакомы с произведениями Михалкова? Вы много читали? А вот как вы их запомнили, мы узнаем, отправившись на станцию "Загадочная".
Кто в викторине победит
Конечно, лучший эрудит,
У нас сомнений в этом нет -
Он самый первый даст ответ.
Учитель: - Сейчас мы посмотрим, как вы знаете произведения С. В. Михалкова. Капитаны выбирают карточку с отрывком стихотворения и должны будут назвать произведение, обсудив его в команде.
Нос распух, не видно глаза Перекошена щека И впиваясь, как игла На хвосте жужжит пчела. | (Мой щенок.) |
Вот у Коли, например Мама - милиционер А у Толи и у Веры Обе - мамы | (А что у вас?) |
Мне поставили Сегодня телефон И сказали "Телефон у нас включен!" Я могу по телефону С этих пор С кем хочу вести Из дома разговор. | (Телефон) |
Как-то летом, на лужайке Очень умный Майский Жук Основал для насекомых Академию наук. | (Лесная академия.) |
Зеленые стебли, Как сосны в лесу, На крыльях его Осыпают росу. | (Веселый жук) |
Писать красиво не легко "Да-ет, ко-ро-ва, мо-ло-ко За буквой буква, к слогу слог, Ну хоть бы кто-нибудь помог? | (Чистописание). |
Это только трус боится На укол идти к врачу Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу | (Прививка) |
С горы на лыжах я летел У класса на виду - Я доказать друзьям хотел, Что я не упаду | (Травма) |
Я выбежал на улицу По мостовой пошел Свернул налево за угол И кошелек нашел | (Находка) |
Учитель: К какому жанру относятся отрывки произведений, которые вы прослушали? (Стихотворение.)
Учитель: Молодцы! Нам пора спешить и мы отправляемся на следующую станцию.
Станция: "Встреча с библиотекарем".
(Выставка книг и рассказ об иллюстраторах Показ презентации, с иллюстрациями разных художников, сопровождается рассказом библиотекаря.)
Детскую книжку без иллюстраций представить себе невозможно. Для детской книги художник очень важен, он воплощает авторское слово, народную мудрость в зримые образы. (Рассказ сопровождается показом презентации "Иллюстрации разных художников", СЛАЙД № )
Художники:
Федор Викторович Лемкуль
1. Анна-Ванна бригадир,
2. Дядя Стёпа,
3. Федор Викторович родился 1914 году. Начал рисовать ещё в ранней юности. Окончив техникум в 1938 году, он начал работать в различных московских издательствах и детских журналах, свою профессиональную деятельность он посвятил работе в книге для детей, проиллюстрировав за годы работы более 130 книг. Любимые всеми персонажи - дядя Стёпа, Пиноккио, Айболит, герои стихов Д.Хармса, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова. Любимая техника Лемкуля - акварель, а её дополнением служит тушь. Книги с иллюстрациями Федора Викторовича создают яркий, праздничный, затейливый и в то же время ясный и простой, индивидуальный стиль.
Михаил Александрович Скобелев (Слайд № 5-8)
4. Дядя Степа, 5. Котята, 6. Модное платье, 7. Мой папа.
Михаил Александрович родился в 1930 году. Он является иллюстратором детских книг. Скобелев прекрасный карикатурист и "крокодилист", также он один из лучших иллюстраторов книг С. В. Михалкова. В детской книге Михаил Александрович работает с 1952 года. Им проиллюстрированы стихи В.В. Маяковского, басни И.А. Крылова, "Золотой ключик" А. Н. Толстого. Его иллюстрации очень веселые, остроумные и живые.
Виктор Александрович Чижиков (Слайд №9-12):
8. Трусохвостик (сказка), 9. Трусохвостик, 10. Праздник непослушания (повесть-сказка).
Виктор Александрович родился в 1935 голу. На протяжении многих десятков лет герои С.В.Михалкова живут в рисунках этого художника. Им были придуманы образы героев михалковских басен и знаменитые три поросенка. Профессионально иллюстрировать Михалкова Чижиков начал много лет спустя, когда работал в детских журналах "Веселые картинки" и "Мурзилка". "Юмор - это главное, что сближает писателя и художника. А смех читателя для обоих - лучший отзыв о произведении, - говорит Виктор Александрович.
Книги Михалкова - настоящая находка для художника. Иллюстрации Чижикова известны во всем мире. За рисунки к детским книжкам художник получил профессиональную награду юмористов "Золотой Остап".
Учитель: Спасибо большое Оксане Анатольевне за интересный рассказ об иллюстраторах, а мы с вами снова отправляемся в путь. Следующая наша остановка на станции «Доскажи словечко»
- В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью..................(каланча) - В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый..............(Фома) - На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат................... (коленки) - Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья) - Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой ……….. (качал)
- Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…… (рой)
Учитель: Хорошо! Молодцы! Нас с вами ждет новая станция "Музыкальная".
Михалков - поэт наш славный
Много книг он написал
Их читают и бывалый
И конечно все кто мал
Все стихи его чудесны -
Озорны и веселы
А на них сложили песни
Слушайте же, вот они.
Учитель: Ребята, ваша задача прослушать композиции и на листочках написать, на какое из стихотворений С. Михалкова положена музыка?
Задание: («Дядя стёпа», «Песенка друзей» «36,5»)
Учитель: А сейчас мы с вами побываем в роли артистов. Я предлагаю исполнить отрывки из произведений Сергея Михалкова в стиле рэп. (Учащиеся получают карточки-подсказки)
Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. | Нельзя воспитывать щенков Посредством крика и пинков. Щенок, воспитанный пинком, Не будет преданным щенком. |
Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: - А у меня в кармане гвоздь. А у вас? - А у нас сегодня гость. А у вас? | На двух колесах Я качу. Двумя педалями Верчу. За руль держусь, Гляжу вперед — Я знаю: Скоро поворот. |
По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. | У меня печальный вид - Голова моя болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это - грипп. Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу! |
Кто не знает дядю Степу? Дядя Степа всем знаком! Знают все, что дядя Степа Был когда-то моряком. | Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. |
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать; Родились у нас котята - Их по счету ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. | В новом лифте ехал Саша На тринадцатый этаж. Вместе с ним на том же лифте Ехал синий Карандаш. Поднимается кабина На тринадцатый этаж, А на стенке той кабины Что-то пишет Карандаш. |
Я ненавижу слово "спать"! Я ежусь каждый раз, Когда я слышу: "Марш в кровать! Уже десятый час!" | Когда мне было восемь лет, Мечтал я лишь о том, Чтоб небольшой велосипед Ко мне вкатился в дом. Я утром, вечером и днем Катался бы на нем. |
Учитель: Следующая станция: "Шифровальная". На этой станции вам нужно расшифровать названия произведений С. Михалкова.
айкза-нзазакай |
пуярымй оклёнзок |
жли -ыбл лорокь |
еслняа мекадаия |
нажыдй вратан. |
акк кумжи роовку вроапалд |
Ответ: «Зайка-Зазнайка», «Упрямый козлёнок», «Как мужик корову продавал», «Жадный вартан», «Лесная академия», «Жил-был король».
Учитель: К какому жанру относятся названия произведений? (Сказки.)
Станция: "Театральная".
Учитель: Продолжаем наше путешествие, и мы пребываем на станцию "Театральная". Команды вашему вниманию предоставят домашнее задание по произведениям Сергея Владимировича Михалкова.
1 команда _____________ стихотворение «А что у вас?»
2 команда_____________ басня «Заяц-симулянт»
3 команда _____________ сказку «Как мужик корову продавал»
Учитель: следующая станция: "Угадай-ка".
В нашем классе
Каждый знайка
Но попробуй угадай-ка
И в одно мгновение
Узнай произведение.
Задание: Дана иллюстрация - рисунок к произведению. Отгадай из какого она произведения.
- Цирк,
- Тридцать шесть и пять,
- Что кошка себе вообразила,
- Три поросенка,
- Про мимозу,
- Как медведь трубку нашел,
- Дядя Степа,
- Фома,
- Зяблик,
- Часы.
Станция: "Заключительная".
Учитель: Вот мы и уже на заключительной станции. Пока жюри подводят итоги. Слово учащимся 5 класса.
1.Мы читали Михалкова
Учили наизусть
Теперь мы точно знаем
То его боится грусть.
2. Что он любит в детях смелость
Озорство и шаловливость
И всегда за справедливость
3. Мы читали "Про Мимозу" - это раз!
Про "словечки" и "колечки" - это два!
Знаем песни Михалкова.
Все вы знаете такого?
Ученики отвечают хором: Сергея Владимировича Михалкова!
Подведение итогов. Слово жюри.
Учитель: Всем большое спасибо за внимание и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7-м классе М. Горький. Слово о писателе. «Детство»
google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Задачи: Образовательная - отработка т...
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Внеклассное мероприятие в 5 -8 классах, посвященное 100-ю со дня рождения С.В. Михалкова «Все начинается с детства»
Конспект + презентация...
Урок, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Мы с детства знакомы…» в 5 – 6 классах
Материал по внеклассной работе учителям русского языка и литературы...
Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»
13 марта 2013 года – юбилейная дата в истории детской литературы: 100-летие со дня рождения С.В. Михалкова, известного сове...
Тема детства в произведениях русских писателей.
Анализ произведений русских писателей , отражающих в своем творчестве тему детства....
«А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный». Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира»
Цель данного урока: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Основные задачи: пробудить интерес к литературе, открыть новое имя писателя А.С. Неверова, ра...