Тема детства в произведениях русских писателей.
статья по литературе (7 класс) на тему

Анализ произведений русских писателей , отражающих в своем творчестве тему детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_detstva_v_proizvedeniyah_russkoy_lditeratury.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ N 8»ГОРОД ВЛАДИМИР    

Методическая разработка  по литературе

Тема детства в произведениях русских писателей.

 07.12.2015


Содержание.

  1. Введение
  • Что такое детство.
  • Тема детства в литературе.
  1. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского.
  • Биография Ф.М. Достоевского.
  • Произведение « Мальчик у Христа  на ёлке».

3)Тема детства в творчестве В.Г. Короленко.

  • Биография В.Г.         Короленко.
  • Произведение « Дети подземелья».

4)Тема детства в творчестве В.К. Железникова.

  • Биография В.К. Железникова.
  • Произведение « Чучело».

Детство – важнейший период 

человеческой жизни, не 

подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная

неповторимая жизнь.

В. А. Сухомлинский

 

 обоснование выбора темы:

 Я выбрала тему детства для работы потому,  что считаю её очень важной, значимой и актуальной. Так же я думаю, что она очень понятная и близкая всем людям, ведь все мы были когда - то детьми. Детство- период формирования личности, поэтому оно играет огромную роль и оказывает огромнейшее влияние на наше будущее.

 

 

 

   

Тема детства — одна из ключевых тем мировой художественной литературы. К описанию жизни, труда, переживаний детей обращались такие всемирно известные писатели как М. Твен, Ч. Диккенс, Г. Бёлль, Л. Кассиль и многие другие. Однако особое положение в ряду произведений, затрагивающих детскую тему, занимает творчество русских писателей и поэтов. И хотя данная тема освещается ими с различных сторон, все произведения отличает необыкновенная сила гуманизма и озабоченность детской судьбой. Одним из главных мотивов всех произведений выступает процесс приобщения молодого поколения к общечеловеческим ценностям, овладение ими необходимыми знаниями, нормами и ценностями духовной культуры общества.

 

    

В истории русской литературы тема детства всегда была одной из важнейших.  Глубинные основания ее следует искать, прежде всего, в произведениях тех русских писателей, для которых детская тема была  трепетной и сердечной, серьезной и непременной. Но в разные периоды развития русской литературы детская тема освещалась по-разному. В шестидесятых годах XIX века в описании детства произошло серьезное изменение. Главным признаком нового способа изображения стал отказ от создания идеализированного образа ребенка, что было характерно для литературы сентиментализма и романтизма. Для писателей второй половины XIX века свойственно иное отношение к маленькому человеку. Они создают более  реальный, живой образ ребенка.

Внутренний мир ребенка, процесс формирования его ценностных ориентиров, морального сознания в условиях, которые не всегда способствуют этому, привлекает внимание многих писателей. В их произведениях создаются различные образы детей, по-разному переживающих процесс - взросления. Одним писателям, детство представлялось «неповторимой порой», « счастливым временем». Для других авторов, оно было цепью бесконечных унижений, насилия и надругательства над личностью человека, который в силу возраста, обстоятельств еще не может постоять за себя.

Для своего исследования я  выбрала произведения: «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского, «Дети подземелья» или « В дурном обществе» В.Г.Короленко, «Чучело»  В.К.Железникова.

Фёдор  Михайлович Достоевский                                                                               (1821 — 1881)

Один из самых значительных и известных в мире писателей и мыслителей.

Биография.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве. Он был вторым ребёнком в небогатой дворянской семье. Его отец – Михаил  Андреевич  Достоевский работал лекарем в Марьинской больнице для бедных, был суровым и праведым человеком. Мать  – Мария Федоровна Нечаева,  происходившая из купеческого рода, была доброй и щедрой. 1837 год стал трагической  и важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. В 1839 году он получил известие об убийстве отца крепостными крестьянами. Проведя два года в армии, Достоевский начал свою литературную карьеру с романа “Бедные люди”. Этот роман сразу же после издания стал очень популярным и был высоко оценен критиками. Никогда еще ранее русскими писателями не были так тщательно изучены психологические сложности внутреннего мира человека. Возможно, наиболее важные события в жизни Достоевского произошли вскоре после публикации романа  ”Бедные люди”. Эти годы были годами перемен во всей русской истории и Достоевский сыграл необычайно активную роль в эту эпоху перемен. Он писал много политических статей, прекрасно зная, что они были незаконны, и что все в России находится под контролем цензуры правительства. За политическую пропаганду Достоевский и его друзья – мятежники были заточены в тюрьму, а через девять месяцев их судили, признали виновным и приговорили к расстрелу. После смягчения смертного приговора, Достоевский был сослан в Сибирь и провел там четыре года, которые изменили его взгляд на жизнь. Его духовные изменения были столь глубоки, что он вышел с пророческой верой в священную миссию русского народа. Он считал, что спасение мира – в руках русского народа. Кроме того, в тюрьме Достоевский сформулировал свою известную теорию о необходимости страданий. «Страдания становятся средством, с помощью которого душа человека очищается, он искупает грех, это единственное средство человека для спасения. » Через четыре года он был помилован и, находясь в Сибири, возобновил свою литературную карьеру. В 1866 году Достоевский опубликовал свой шедевр – роман “Преступление и наказание”. Роман обладает блестящим психологическим анализом человеческих характеров, а также включает в себя тему искупления через страдание. После окончания романа “Преступление и наказание” Достоевский женится и уезжает за границу в надежде начать новый роман - “Идиот”, который стал одним из его шедевров. Последний роман Достоевского “Братья Карамазовы” стал вершиной его творчества. Через год после его опубликования Достоевский был признан одним из величайших писателей России, но к тому времени писатель уже ушёл из жизни.

Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского.

Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях. Переживания детей, их трудности и беды всегда очень волновали Фёдора Михайловича, и он стремился к тому, чтобы они так же взволновали и заставили сопереживать его читателей. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства», - запишет Достоевский в «Дневнике».

Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? «Униженные и оскорбленные», трагически одинокие, бесприютные, невинно страдающие, рожденные «на мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от голода и холода, просящие милостыню… но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родные дети» Бога. И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого и святого мировосприятия?..Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: "Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, к их невинности и к трогательной их беззащитности".

 Среди "униженных и оскорбленных" героев Ф.М. Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у Христа на елке". В произведении образ детства скорбный – «дите плачет».

Святочный рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке".

Тема детства в рассказе «Мальчик у Христа на елке», как и во многих произведениях Достоевского, оказывается ключевой.

Рождественские праздники должны стать,  «днями семейного сбора», днями примирения и всеобщей любви; тем временем, в котором воплощаются и выдвигаются в человеческом сознании на первый план все христианские ценности; тем идеальным бытием, к которому должно стремиться человечество. Как когда-то свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно ежегодно свершаться в этот день. Отсюда и то нетерпение, которое обычно охватывает человека перед Рождеством: оно объясняется ожиданием чуда. Человек готовится к встрече с чудом, стремится быть лучше: примириться с ближними, исповедовать свои грехи, причаститься.

                         

                                                                                         Достоевский .

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА.

26 декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников; на следующий день он побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни, «перед елкой и в самую елку перед Рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню. Все эти впечатления, получили художественное воплощение в 1876 году на страницах январского выпуска «Дневника писателя». Подготовляя его, автор писал о своем намерении сказать «кое-что о детях – о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов и в особенности, о детях на елках, без елок, о детях преступниках…».  

Рассказ «Мальчик у Христа на елке»  писатель ценил больше всех остальных художественных произведений, напечатанных в «Дневнике Писателя». «Дневник Писателя»- с одной стороны,  известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой - это дневник, так сказать, для себя, в котором писатель выражает свои мысли, взгляды под впечатлением от текущих событий, но не личной жизни, а общественной".

Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевский часто читал  на литературных вечерах для детей или на благотворительных чтениях, где собирались деньги для помощи бедным детям.  В основе этого рассказа лежит  популярное рождественское стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта "Елка сироты", повествующее о замерзающем ребенке в рождественскую ночь на улице и попадающем после смерти на "Христову ёлку". Исследователи отмечают, что эти два произведения художественно несоизмеримы: Достоевский создал оригинальный рассказ, глубоко национальный, петербургский по содержанию и очень далекий от стихотворения Рюккерта по тону и колориту, стилю и языку. У Рюккерта дитя, обретши блаженство на небе, успокоилось и забыло о своих земных страданиях. У Достоевского, по мнению исследователей, картина нищеты и страданий ребенка написана слишком резкими и яркими красками, что даже сейчас, через сто с лишним лет, будто видим его и мучаемся вместе с ним. Да, таких несчастных детей Бог никогда не забывает и дарует им счастье на Небе, но здесь, на земле, их муки- на совести каждого из нас, каждого, кто прошёл мимо, кто не принял такого мальчика в свой дом, не отогрел его . Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и уют. Но с другой стороны, как отмечает В.Н. Захаров, в укор злобе этому миру возникает радость приглашенных на елку к Христу. Достоевский не случайно напоминает читателю об ином праздничном мире - справедливом мире радости и Христовой любви.

Мальчик у Христа на елке" написан в жанре святочного         (рождественского) рассказа. Он содержит все его черты:

  • календарная приуроченность. Действие происходит в канун Рождества;
  • наличие автора-рассказчика, который обрамляет повествование;
  • главный герой рассказа - ребенок;
  • мотив чудесного.

Последняя черта жанра в рассказе решается неоднозначно. Так, наличие чудесного связано в святочных рассказах с изменением жизни героев в лучшую сторону, например, со спасением от смерти. Развязка же исследуемого произведения трагична: герой погибает. В реальном пласте изображаемого чудо не происходит. Оно совершается в ином, небесном плане, где чудесное, как указывает Н.М. Копытцева, "связано с событием сверхъестественным - с явлением Самого Господа".

Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем историю мальчика, некоторые подробности его жизни. Известно, что ему шесть лет или даже менее.   Просыпается мальчик в холодном и сыром подвале, в котором находится весь день. У него умирает мама, о чем герой даже не подозревает. Почувствовав холод и бесприютность, мальчик выходит на улицу. Совершенно один, одетый в тоненький халатик, он оказывается в огромном холодном городе. Эта странная одежда (тоненький халатик), необходима только с одной точки зрения: если мы вспомним самые известные на Руси иконы типа "Умиление", начиная с Владимирской, то мы обнаружим, что наиболее адекватное описание Младенца-Христа на этих иконах - "мальчик лет шести или даже менее, одетый в какой-то халатик". Достоевский заставит своего мальчика странствовать по улицам огромного города в этом халатике в канун Рождества, чтобы образ напоминал образ рожденного Христа. Потом, Достоевский  переходит к описанию  елки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло. "А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. После описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, "маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица", которые были "совсем как живые". Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, "живые куколки", противопоставлены мертвым душой людям. Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, - семью, дом, где его любят. "… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, - но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…"

Фёдор Михайлович не называет, в каком городе происходит действие: "… это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз". Но исследователи указывают на то, что Достоевский на страницах рассказа воспроизводит "петербургский колорит", подчеркивая тем самым реальность происходящего. Он создается благодаря присутствию в произведении ряда типичных для русской жизни фигур ("хозяйка углов", "халатник", "блюститель порядка", "барыня", "дворники").Но автор понимает ,что  дети гибнут от холода и голода в любом российском городе. В этих целях писатель не дает и имя мальчику, желая заострить внимание на том, что события, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.

В городе, в котором оказывается мальчик- взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: "И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…". Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: "Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика".

Во встречах героя рассказа с блюстителем порядка, дамой, большим мальчиком людям предлагается узнать в мальчике Младенца-Христа и в себе - друга Христова. Но никто не оказывается способен увидеть его вновь вокруг себя. Никто не узнает Христа в "рабском виде". Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: "ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". И когда спросят Его: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".

Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, Ее никто не принял; спустя почти две тысячи лет в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик.

Достоевский наглядно нам показывает - ничто не прошло, мы в своей жизни  постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, эта история длится и длится в веках, а мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся вокруг светящейся елки. Но этот праздник не приносит радости ребенку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому мальчику становится одиноко и страшно. Вспомним, что его дама вытолкнула за дверь, толпа напугала до смерти. "Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают - и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным" - , пишет Л.В. Кирякова в своей статье . Далее Достоевский трогательно описывает медленное физическое умирание маленького героя, завороженного яркими картинами приготовления к празднику. Мальчик заглядывает в окна роскошных домов, любуется танцующими ребятишками и нарядными елками, «а у него болят уже пальчики на ножках… уж не сгибаются». Глядит на разные яства на столах – и «хочется ему заплакать», «и тоска берет его, потому что стало… так одиноко и жутко»… Обессилев в борьбе с голодом, холодом и страхом, мальчик сдался: «присел и скорчился… и вдруг стало так ему хорошо… так тепло, как на печке». И засыпающего, его не покидают мысли о матери и о других, таких же как он, страдающих мальчиках и девочках…«Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос».

  У Христа на елке

«О, какой свет! О, какая елка!...Всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают… да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно».

Мальчик узнает, что эта «Христова елка» для тех маленьких детей, «у которых там нет своей елки…» Христос собрал на елку детей, замерзших у дверей «петербургских чиновников», умерших «у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении», «во время самарского голода», задохнувшихся «в вагонах третьего класса». Простое детское счастье - любящих ласковых мам, праздничную елку и рождественские подарки – маленькие герои получают не на земле, а на Небе. «Все они теперь как ангелы, все у Христа», и Он, как любящий Отец, «простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей…»

Смерть ребенка в рождественскую ночь – преступление человечества по отношению к детям… Но тем не менее Достоевский не мог завершить рассказ иначе. В черновых вариантах он объясняет причину: «На другой день, если б этот ребенок выздоровел, то во что бы он обратился? С ручкой»…

В рассказе Достоевского находим обилие вопросительных и восклицательных предложений, которые передают душевное состояние мальчика: то восхищение и радость, то боль и страх: "Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то" ! Так, вопросительные предложения помогают ввести читателя в поток сознания героя. "Да что же это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые"! - любуется мальчик. Таким образом, как указывает С.В. Сергушева, создается впечатление, что читатель находится рядом с героем, видит и слышит его. Исследовательница замечает, что эффект "присутствия" создают и однородные члены, которые делают описание более детальным, подробным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни мальчика. Как, например, в следующем отрывке: "Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше". С.В. Сергушева отмечает, что мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мертвости. один из критиков XIX столетия писал, что в этом рассказе "сказалась вся могучесть дарования психолога-романиста, вся теплота чувств, которою такой мастер играть" Достоевский.

Итак, рассказ "Мальчик у Христа на елке" содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией , то фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Фёдор Михайлович  был предельно искренен в диалоге с читателем, от которого у него нет секретов. Достоевский показывает, как он сочиняет, как факт превращается в художественное событие, как уличная сценка становится рассказом, как создается художественный образ. О том, что он - романист, писатель постоянно напоминает читателю на страницах "Дневника"

"Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил", - пишет Достоевский. Но с другой стороны писатель стремится подчеркнуть реальность описываемых событий: "Но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось". Реальность описываемого станет одной из главных черт рассказа. Так, в финале автор еще раз напоминает о том, что для него важно рассматривать события действительные: "И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать".

Тема детства в творчестве В.Г. Короленко.

В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.

Если в начальной стадии своего развития в произведениях русских писателей тема детства звучала в ее связи с проблемой социального неравенства, то в творчестве  В.Г. Короленко она получила более полное раскрытие. В его работах неравенство уже не представляет нечто сугубо абстрактное, некоторую дилемму, противостояние образов  богатого ребенка с бедным ребенком. Взаимоотношения богатого ребенка с бедным не замыкаются и не ограничиваются сферой благотворительности. Образы детей становятся более сложными. Они теперь не связаны с оценкой поведения детей как хорошего или плохого. Сфера проявления добродетельности для бедного и богатого ребенка становится шире. Не только бедный ребенок становится способен к помощи, но и богатый тоже оказывается способен на проявление сложных чувств и благородных поступков.  У Владимира Галактионовича много произведений  про детство: «Слепой музыкант», в отрывках из «Истории моего современника» - «Первые впечатления бытия», «Фомка из Сандомира» и «Помещик Дешерт», в очерке «Парадокс». Особенно данная тема была развита в произведении «Дети подземелья».

Владимир Галактионович Короленко.

(1853-1921)

русский писатель украинско-польского происхожденияжурналистпублицист, общественный деятель.

Биография

Родился 27 июля 1853 г. в Житомире. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Мать Владимира Галактионовича была полькой, отец - предельно честным и уважаемым всеми судьёй – украинцем. Окончив с серебряной медалью  гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г.  жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель  яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик  и публицист. Самые известные произведения Короленко — повести « В дурном обществе » (1885 г.), « Слепой музыкант » (1886 г.), «Река играет» (1892 г.).

Творчество  Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.

В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но  вскоре он отказался от этого звания.  В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В последние годы жизни (1906—1921) Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника», которое должно было обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Произведение осталось незавершённым. Писатель умер, работая над его четвертым томом. Скончался от воспаления легких. Похоронен в Полтаве на Старом кладбище.

Рассказ В.Г.Короленко « Дети Подземелья» или  «В дурном обществе».

История создания рассказа.

Повесть создавалась в условиях, вовсе не подходящих для литературного творчества. Произведение «Дети подземелья» автор  начал писать в 1881 году, находившись  в ссылки в Якутии, а закончил в 1885 году в  Петербургском доме предварительного заключения.В основу  этого рассказа положены воспоминания Короленко о его жизни в городе Ровно . В образе неподкупного судьи Короленко воспроизводит некоторые черты своего отца. В статье «Вера отцов» Короленко писал в 1916 году: « В моей памяти остались…полуразрушенная церковь в городе Ровно, которую мне пришлось как-то описывать в одном из своих рассказов». А в письме к  Л. Гольшману в 1894 году писатель, говоря о городе Ровно, указывал: « Этот небольшой городок описан совершенно точно в рассказе « Дети подземелья».

Сюжет произведения «Дети Подземелья»

Мать главного героя, Василия умерла, когда ему было шесть лет. Отец  очень скучает  по ней и  не обращает внимания на сына. Из совсем малой сестрой Соней играет  только  потому ,что она  похожа на мать. Вася предоставлен сам себе.

В небольшом городке,  где живёт наш герой  находился старый замок. В развалинах замка поселились нищие и другие подозрительные личности. Главным среди них был господин Тыбурций Драб. Он имел двух детишек: семилетнего сына Валека и трехлетнюю дочку Марусю, которую почти никто не видел. Однажды от нечего делать мальчик Вася с друзьями забрирается в часовенку на горе возле замка. Друзья испугавшись «чертей»  убегают. А Василий знакомится  с Валеком  и маленькой больной Марусей, что нетвердо стоит на ножках. Он приглашает своих новых друзей в свой сад играть, но Валек отказывается , потому что знает  что  Вася - сын судьи. Строгий судья не одобрит  такого. Главный герой    начинает все чаще ходить к детям из            « дурного общества». Девочка Маруся  одного возраста с его сестрой Соней. Но Соня кругленькая, толстенькая и веселенькая. А Маруся, выросшая без солнца: тоненькая, бледная, грустная. Редко-редко она смеётся, и смех ее звучит,  словно серебряный колокольчик. Но бегать и играть Маруся совсем не может  потому,  что она живёт в подземелье без солнечного света и очень плохо питается . Ее любимая игрушка : перебирать цветы.  Вскоре Тыбурций узнаёт о дружбе Василия и Валека. Он немного сердится, но позволяет сыну судьи заходить в подземелье, при условии никому не рассказывать о них.

 Но вот приходит  осень .Состояние Маруси ухудшается . Она чахнет и чахнет. И такая печальная... Чтобы утешить ее, Василий приносит девочке куклу его сестры.  Маруся очень радуется, на лице её даже появляется  улыбка .Тем временем ,  няня обнаруживат пропажу  . Отец Василия допрашивает его. Вася молчит. Вдруг появляется Тыбурций. Он отдает куклу и все рассказывает господину судье. Судья понимает, что его сын совсем не вор, а добрый и отзывчивый человек. Он просит Василия простить его. А еще... Тыбурций рассказывает о очень печальном событии: Маруся умерла. Отец не только отпускает сына попрощаться с девочкой, но и дает ему деньги для Тыбурция. А еще просит предупредить, что некоторым из обитателей замка лучше покинуть  город, потому что их разыскивает полиция. Тыбурций и  Валек вскоре исчезают  из города. Каждый год, особенно весной, Василий, Соня и отец носят цветы на могилу бедной Маруси - ребенка подземелья.

Следует отметить, что  рассказ «Дети подземелья»  является воспоминанием  приятеля Владимира Галактионовича . Но рассказчик не только вспоминает детство и всё, что с ним было связано. Переживая вновь события детства, он ещё и анализирует их, но уже с позиции себя сегодняшнего. Таким образом, рассказчик находится в двух временных измерениях: он ребёнок и он же взрослый. Форма повествования определяет художественное своеобразие произведения. Двуголосие создаёт особую атмосферу, в которой искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего и пожившего взрослого человека. И ещё, благодаря двуголосию, читатель не только видит и слышит пережитое героем в детстве, но и знает, как оно отозвалось в его будущей жизни.

Короленко не случайно в качестве главного героя выбрал ребёнка, да ещё и одинокого, то есть свободного от взрослого влияния. Запас впечатлений у маленького человека минимальный. Для него всё впервые. Но не только психологические причины обусловили открытия Васи, а и причины социальные. Мальчик из состоятельной семьи - ему не приходилось ещё всерьёз сталкиваться с жизнью. Поэтому он почти непрерывно делает свои личные открытия, познавая жизнь и её законы. В процессе этого познания Вася духовно созревает, вырастая в личность.

Маленький мальчик силой обстоятельств был выброшен на улицу и не утонул в ней только потому, что не сдался, проявил характер (“поступал по-своему”), спасала жгучая любознательность. Автор намеренно “злоупотребляет” личными местоимениями и глаголами на малом пространстве текста. Они подчёркивают духовную активность Васи, которая определилась как цель жизни. Познание Васей жизни идёт как вширь, так и вглубь. Выйдя на улицу, он не только накапливает всё новые впечатления, он ещё и пропускает их через сердце. Так постепенно, под воздействием той жизни, что протекала рядом, детская восторженность мальчика уступает место прямо-таки сердечной боли.

Встреча с детьми подземелья так же стала знаменательным событием в жизни мальчика и принесла ему новые открытия на пути познания жизни. Насколько закономерной была эта встреча? Что побудило Васю идти к часовне? Прежде всего природная любознательность и жажда новых впечатлений. Вася сам скажет: “Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню”. Вася хотел всего лишь осмотреть часовню, а столкнулся с совершенно новым и неведомым ему миром.

Накапливая тёмные краски, мрачные детали, автор настраивает читателя на восприятие главного события - встречу с детьми подземелья. Встреча стала логическим завершением предшествующих впечатлений героев. Мало того, что дети жили на кладбище, они ещё в качестве жилища имели подземелье. Много раз повторяя слово “подземелье”, автор как бы “вбивает” его в сознание читателя. Образ обогащается, становится зримым благодаря выразительным деталям: “каменные плиты пола”, “каменные дуги колонн”, стены “выступали жестокими холодными камнями”. Даже фигура профессора “была похожа на каменное изваяние”, а каменные стены смыкались “крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки”. В какой-то момент Васе даже показалось, что здесь, в подземелье, он ощущает на себе “невидимый каменный взгляд”. И снова мы видим - писатель “злоупотребляет” одним эпитетом. В данном случае - “каменный”, а также близкими ему по значению - “холодный”, “жестокий”. В совокупности они создают ощущение мёртвого мира, в котором нет места живому. Но в этом мире живут люди, в том числе дети - Валек и Маруся.

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению? Девочки в одном возрасте. И это единственное, что их объединяло. В остальном они были очень разные. Вася видит различия в их внешнем виде: “Соня… кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала... так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”. А Маруся никогда не бегала и “смеялась очень редко”, “платье её было грязно и старо, в косе не было лент”. А её “глаза смотрели порой так не по-детски грустно”.

Вася не только наблюдает и фиксирует, он ещё хочет понять, что же с Марусей происходит, поэтому и спрашивает Валека: “Отчего она такая?” “Серый камень высосал из неё жизнь”, - пояснит Валек. Но Вася всё равно ничего не понял. “Это было для меня, - скажет он, - загадкой, страшнее всех призраков старого замка”.Вася жил в другом мире и в ином круге понятий, представлений, поэтому он изначально был не в состоянии осознать, как серый камень может высосать жизнь. Это непонимание объяснимо и психологически: маленькие дети по своей природе - буквалисты, поэтому истинный смысл метафоры они не понимают. А всё непонятное часто вызывает страх.

Вася нашёл в подземелье то, в чём нуждался - внимание к себе, и он не мог отказаться от того, что приобрёл. Конечно, Вася меняется. В нём начинают проявляться качества, которые ему самому были неведомы, он открывает самого себя. Вася старается, насколько это возможно, помочь своим друзьям.

 Идеи повести:

Познакомившись с детьми подземелья, Вася не только себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не знал. Обиженный невниманием отца, Вася в разговоре с Валеком скажет: “Он нехороший”. А в ответ услышит: “Неправда, неправда, - возразил Валек, - ты не понимаешь. Тыбурций лучше знает. Он говорит, что судья - самый лучший человек в городе”. Узнать такое об отце Васе было приятно, хотя обида на него всё равно осталась.“Вот он каков, -- думалось мне. -- Но всё же он меня не любит”. Позже и от самого Тыбурция Вася услышит: “Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете”. А потом именно Тыбурций окажется тем человеком, который вернёт отцу сына, а сыну отца. Он разрядил своим приходом их объяснение по поводу исчезнувшей куклы: “Передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщательно искал в нём прежде”. Это Вася об отце, который тоже “только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”. Слова “нашёл” и “узнавать” - ключевые для отца и сына, которые благодаря чужому человеку, да ещё совсем из другого мира, нашли друг друга.

Мир полон противоречий. В этом Васе приходится не один раз убеждаться. Он давно знал, что “воровать нехорошо”, но в то же время он видит, что те, кто ворует, необязательно плохие люди. Вот и ворующий Валек стал ему как брат, и до боли в сердце было жалко Марусю - “улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. И даже Тыбурций уже не был страшен -“он смотрел на нас троих какими-то странными глазами, в которых что-то мерцало, точно слеза”. Чужой плохой мир неожиданно стал своим.

Вася - единственный, кто активно сопереживает отверженным, но изменить их жизнь к лучшему он не в состоянии. Силу, которая способна это сделать, Короленко не показал.

Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня - Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: “Я краду, и он будет красть”. Будущее Валека -по-прежнему на дне жизни.

Вася пережил горечь утраты матери, драму отношений с отцом, разрушение своих романтических представлений, знакомство с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Вася оказался лицом к лицу с проблемами, о существовании которых даже и не подозревал. Вася пережил радость дружбы и муки сострадания, утрату тех, с кем сроднился. Ему многое открылось не только в новом для него мире, но и в себе самом, в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал.

Пропустив своего героя через многие житейские и психологические испытания, автор показал, чего он стоит в нравственном отношении. Поведение, поступки, эмоции мальчика Васи убеждают в том, что “взрослость” - понятие не столько возрастное, сколько нравственное. В свои семь лет Вася был способен принимать решения, нести ответственность за свои действия и слова.

Эпилог повести ещё раз подчёркивает, что пережитое Васей имело последствия в его будущей жизни. Из него читатели узнают, что Вася не только сам ничего не забыл, но сумел и свою младшую сестру, и даже отца обратить в свою веру.

Вывод:  Повесть «Дети подземелья» побуждает читателя   взглянуть на себя : “А каков же я? Способен ли я на поступок, если будет нужно? Смогу ли сдержать слово, когда этого потребуют обстоятельства?” Путь от литературы к жизни, если он не слишком прямолинейный, для детской аудитории -естественный и необходимый. Сделав ребёнка единственным сострадальцем, Короленко, вероятно, имел в виду и другую цель. Благодаря ребёнку он показал человеческую состоятельность людей подземелья и прежде всего детей.  

Вася, живущий сердцем, стал своеобразным нравственным мерилом для обитателей подземелья.

Тема детства в творчестве

Железникова В.К.

Следующим объектом  моего исследования является написанная в 1981 году повесть Владимира Железникова «Чучело».  

Проблема сохранения души в современных условиях сегодня занимает особое место в творчестве писателей, особенно если она касается ребёнка, система ценностей которого еще только формируется. Школьники с нестабильной моральной базой, с неустоявшимися нравственными ценностями легко попадают под влияние окружающих их людей, и не всегда это влияние оказывается положительным.  

Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова  стало классикой отечественной детской литературы и вошло  в школьную программу.  Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и  показывает их важность  прежде всего для детей и подростков, которые  проходят через нравственное становление после  испытаний, пережитых ими.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и  огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.  Одной из таких повестей Железникова  является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между  Леной Бессольцевой,  прозванной Чучелом,  и её классом.  

Следует отметить, что по этой повести снят фильм режиссера Ролана Быкова, а сама книга основана на реальных событиях.

Железников Владимир Карпович.

русский детский писатель, кинодраматург.

Биография.

Железников Владимир Карпович родился в 1925 в Витебске, в семье пограничника.   Из-за этого он все детство часто переезжал  с места на место и  собирался стать военным. Он посетил  города России, Белоруссии, Прибалтики.  Значительная часть опыта, накопленного в поездках, отразилась в его книгах.Детский писатель был широко образованным и многогранным человеком. Встав перед выбором профессии, Владимир Железников   предпочел профессию артиллериста, что определялось особенностями времени,  и учился в артиллерийском училище.  В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, Железников вернулся в Москву и остался там навсегда. Затем Владимир Карпович получил юридическое образование, а в 1957 году окончил Литературный институт имени М.Горького и стал писателем. Первая его книга, «Разноцветная история», вышла в 1960 году. Как кинодраматург писатель  дебютировал также в 1960 году, когда был создан  сценарий фильма "Серебряные трубы". За весь период творчества Железников написал множество книг для детей: "Каждый мечтает о собаке" (1966),  "Чудак из `5-Б`" (1981) "Чучело" (1981)  и другие,  а также  рассказы и пьесы из жизни школьников.  

 Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя  несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить   драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но  ее способность к самопожертвованию  и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви  помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

С 1988 года Железников является художественным  руководителем  киностудии «Глобус»,  где  участвует в съемке фильмов для детей. В качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов  "Нежданный гость" (1972),  "Чудак из `5-Б`" (1972),  "Старомодная комедия" (1978),"Маленькая принцесса" (1978),  "Чучело" (1983), "Безумная Лори" (1991),"Русский бунт" (1999).  За сценарии к картинам "Чудак из `5-Б`" и "Чучело" Железников был дважды (в 1974 и 1986 годах) удостоен Государственной премии СССР.

Сюжет  повести В.К. Железникова

« Чучело».

 

В провинциальную школу где-то между Калугой и Серпуховом приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка,  фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила, Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе). Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок). Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой - "Ну что ты в самом деле недотепа какая-то!" , бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент она называет его трусом, и Дима, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов.В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают .Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. Правду знают ещё двое: Шмакова и Попов, которые прятались под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться, а посмотреть, как Сомов будет мучиться.

Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену. Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдаёт Попов. Однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. Дедушка Лены оставляет свою коллекцию картин в дар городу и уезжает с ней на теплоходе. Их провожает военный оркестр суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма. На прощание дедушка Лены дарит школе картину с изображением своей бабушки, которая очень похожа на его внучку. В заключительной сцене дети пишут над оставленным портретом на школьной доске: «Чучело, прости нас!».                                                   

Вывод:

Это невероятная книга, она учит нас так многому. Именно такие книги пишут многие детские писатели, которые в своём творчестве стремятся во всей правдивости, без приукрашивания и упрощения, открыто и честно, в живых образах  показать юному читателю органическую взаимосвязь мира детей с миром взрослых, где не всегда жизнь течёт так благостно и гармонично, как хотелось бы , и где с обеих сторон необходимо постоянно проявлять максимум разумных усилий , взаимопонимание и чуткость. Юные читатели впитывают в себя из книг Железникова  то, что для них ново, необходимо и поучительно, поможет найти ответ на труднейшие вопросы, а  взрослые обращают внимание прежде всего на особенность детской психологии, с предельной точностью, тонко  и обнажённо переданной автором, черпают в произведении широкие познания о тайнах переходного возраста, желая не просто понять своеобразие поведения и умонастроения подростка, но и научиться находить с ним общий язык.

Вывод по теме  «  детство в творчестве русских писателей»:

Тема детства в творчестве русских писателей  одна из самых важных и ключевых тем. На протяжении многих лет писателей интересовало развитие ребёнка, его формирование как личности, его трудности и переживания. Некоторые авторы писали о счастливом, беззаботном  детстве, но я выбрала другие произведения, более глубокие и психологические. Я надеюсь, что  прочитав такие произведения, дети, смогут стать добрее, искреннее, смогут научиться ценить то, что имеют, научиться быть чуткими и понимающими, любящими и  отзывчивым. Не проходить мимо страдающих , не унижать других ,нести в этот только радость и любовь!

Список используемой литературы:

1.Ф.М. Достоевский «Детям», Москва « Детская Литература» 2007 .

2.Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. - Тольятти: Развитие через образование, 1994.

3.        Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: «Детская литература», 1996.

4.        Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - 2003.

5.Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. - Тольятти: ТГУ, 2002. - С.85-9

6. Владимир Железников « Чучело», Москва « Детская литература» 2007.

7. В.Г. Короленко « Дети подземелья», Москва « Детская литература» 2007.

   

8. http://litirus.ru/biografiya/istoriya-zhizni-i-tvorchestva-korolenko-v.g.html

9. http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Презентация "Тема разлуки в произведениях русских писателей XIX века"

Данная презентация предназначена для сопровождения уроков литературы в 10-х классах, работающих по учебнику Зинина С.А., Сахарова В.И., Чалмаева В.А. Рекомендую использовать предложенный материал на у...

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

Тема детства в произведениях русской литературы

Задача статьи - выявить роль художественных произведений русских писателей в формировании гуманистического мировоззрения учащихся на примере произведений А.Платонова, Л.Улицкой, П. Санаева....

Тема Великой Отечественной войны на страницах произведений русских писателей.

Человек на войне.Существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить своё достоинство и моральные принципы./На примере произведений В.П.Астафьева "Пастух...

Самостоятельная работа по литературе в 5 классе по теме "Тема войны в произведениях русских и советских писателей"

Тестовые задания и задания с кратким вариантом ответа по произведениям на тему войны.Учеб. И.Н. Сухих....

Обучающий урок, повторительно-обобщающий, по теме: "Любовь в произведениях русских писателей"

laquo;Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во в...