Образ "маленького человека" в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образ " маленького " человека в повести " Станционный смотритель "
(технология встречных усилий)
Цель: познакомить учащихся с понятием «маленький человек» , способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика.
Задачи:
- Определить черты «маленького человека» на примере характеристики образа Самсона Вырина.
- Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
- Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.
Ход урока
Орг момент
Определение цели и задач урока
- Какой эпиграф к повести предложил А.С.Пушкин?
«Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»
Кто такой коллежский регистратор? Кого называют диктатором?
(исследователь даёт определение понятий)
Коллежский Регистратор `Современный толковый словарь`
Коллежский Регистратор в России самый младший гражданский чин 14-го класса. До 1845 давал личное дворянство.
ДИКТА́ТОР, а, м. одуш. [лат. dicātor < dictāre предписывать]. 1. ист. В Др. Риме: высшее должностное лицо, облеченное всей полнотой государственной власти, назначавшееся в чрезвычайных случаях по решению сената на срок не более 6 месяцев. 2. Правитель, пользующийся неограниченной властью. || Ср. автократ, деспот (в 1-м знач.), монарх, тиран (в 1-м знач.). 3. перен. Тот, кто ведет себя по отношению к другим властно и нетерпимо, навязывая свою волю.
Является ли диктатором на станции смотритель?
Ученики: слово «диктатор» не надо понимать в прямом значении: это совсем не лицо, облеченное неограниченной властью, а скромный и робкий человек, которого всякий может обидеть.
- Кто такие станционные смотрители?
( ученики заранее посещали музей станционного смотрителя в Выре, подготовили фотоотчёт, дали определение понятию «станционный смотритель»)
Станционный смотритель –это начальник почтовой станции; на эту должность назначался чиновник низшего 14-го класса по Табели о рангах в чине коллежского регистратора. Станционный смотритель назначал очередных ямщиков, отпускал почтовых лошадей, регистрировал подорожные грамоты, собирал прогонные деньги.
подорожная в XIX веке -это письменное свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. Подорожная удостоверяла право получить на почтовой станции определенное количество лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего.
Приведите цитату из текста.
«сущий мученик 14 класса, защищённый токмо от побоев, и то не всегда…»
3. Познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?
4. Как выглядит его жилище?
5. Соответствует ли внешний облик героя имени Самсон?
6. Кто был библейский Самсон?
Исследователь ( работают со словарём):
В Библии Самсон – это богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная Далила остригла у спящего Самсона волосы и позвала воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у Самсона отросли; почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли враги.
Ученики: Из бодрого мужчины герой превращается в хилого старика, ничего не осталось от гордого богатыря Самсона; как библейский герой, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, нежизнеспособным, утратив дочь.
7. А как повествователь изображает его дочь?
Ученики: «Красота её поразила меня», а чуть дальше появляется деталь – «голубые глаза».
8. Какие у вас вызывают ассоциации словосочетание «голубые глаза»?
Ученики: Чистота, доверчивость, наивность.
9. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?
Цитаты из повести.
«Свежим и бодрым» увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдём другой портрет этого героя.
10. Что изменилось в его облике?
11. Как выглядит дом смотрителя?
Цитаты из повести.
12. Чем вызваны эти перемены?
Ученики: Исчезли порядок и мир, ибо «ею дом держался».
13. А что осталось неизменным?
Ученики: По-прежнему висят картинки, иллюстрации к притче о блудном сыне.
14. Как вы думаете, почему в начале своей повести Пушкин обращает наше внимание на картинки в доме у смотрителя?
15. С какой целью повествователь так подробно останавливается на этой детали?
Учитель: В повести варьируется библейский мотив «блудного сына» - одна из вечных тем мировой истории и мировой культурной традиции.
В притче о блудном сыне приводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийся земными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, «приходит в себя», то есть начинает сознавать всю пустоту своей жизни и решает покаянно вернуться к Богу.
16. Как это связано с нашей повестью? Сравним притчу о блудном сыне и нашу повесть о «блудной дочери». Что общего и чем они отличаются?(заранее подготовленный человек читает притчу, класс называет черты отличия)
Несчастный блудный сын возвращается к счастливому отцу.
- А в повести Пушкина?
Счастливая дочь не возвращается к несчастному одинокому отцу
- Понятно ли вам, почему повесть не о дочери, а об отце? - Какая главная черта его личности?
Отцовство.
-Да, отцовство. Даже покинутый дочерью, он не перестаёт думать о ней.
- Где ещё проявляется отцовство героя? Где можно прочитать об этом в повести? Что вы видите за этими словами?
в отношениях с крестьянскими детьми. Уже спившийся, он по-прежнему занимается с детишками, и они тянутся к нему.
Какой великий трагизм судьбы героя стоит за этими словами! Ведь где-то у него есть горячо любимая дочь, и внуки, которых он не знает. Для иного человека тут впору озлобиться, а он по-прежнему любящий отец, и добрый «дедушка» для крестьянских ребятишек. И в этом его человеческая победа – в преодолении силы злых обстоятельств, которые так и не смогли вытравить его человеческую сущность».
17. В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь? (потерянность в жизни,
страх перед нею)
18. Почему Дуня упала в обморок при виде отца? (анализ фрагмента фильма)
Ученики: Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..
19. Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой? ( протест против такого существования, но робкий, слабый.)
Ученики: он понимает её положение в обществе.
20. Каково её положение?
Ученики: Содержанка у богатого барина. Минский ездит к Дуне в гости. «Нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!».
Обратите внимание на деталь: В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?
22. Какой Минский?
Ученики: Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина.
23. Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?
Ученики: Уступает ему свою постель. (Душа нежная, любящая, сострадательная.)
( утрата интереса и цели)
24. Очень важен нам эпизод с деньгами, полученными Самсоном Выриным от Минского.
- Почему вдруг «воротился» Самсон Вырин к этим проклятым деньгам? Почему «остановился, подумал…и воротился…»?
Он подумал о времени, когда надо будет спасать брошенную Минским Дуню.
Учитель : «Пушкин создал образ «маленького человека» с большим сердцем, живущего в ненормальных условиях сословно-чиновничьей России. Это боль о человеке, которую Пушкин «прокричал» в условиях бесчеловечной общественной системы, где ни отцу, ни дочери, ни Минскому даже не приходит в голову простая человеческая мысль о том, что всем можно встречаться и быть счастливыми, то есть «жить по закону Господнему».
Итак, что мы скажем о «маленьком человеке» из повести Пушкина «Станционный смотритель»? Какой он?
- низкое социальное положение,
- предметный мир, подчёркивающий бедноту, нищету героя,
- возможный протест против такого существования, но робкий, слабый,
- высокие моральные ценности, мечта о человеческом счастье,
- душа нежная, любящая, сострадательная,
- условия бесчеловечной общественной системы,
- трагическая судьба «маленького человека».
Составьте словарную статью о «маленьком человеке»
«Маленький человек» - это литературный герой, который занимает одно из низших мест в обществе, живёт в бедности. Он робкий, скромный, но с высокими моральными ценностями, с нежной и любящей душой. Его судьба очень трагична.
Станционный смотритель - “ маленький ” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе . Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.
Рефлексивный этап.
А сейчас в целом осмыслите результат нашей работы.
О чём повесть?
О потере человеком своего доброго имени, о взрослении, об ответственности, о соблюдении пятой заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Повесть “ Станционный смотритель ” учит уважать и любить человека , учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители , устроен не лучшим образом.
Домашнее задание:
письменно ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем плакала Дуня?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
В копилку учителю литературы!...
Статья "Тема "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Более ста лет прошло с тех пор, как был создан образ Самсона Вырина -героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе ...
Урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека»
Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". К материалам урока прилагается компьютерная презентация, разбитая на 3 части. Музыкальный файл в презентации отсутствует. (Можно скачат...
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...
А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
Конспект урока литературы по творчеству А.С.Пушкина....