Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"
статья по литературе (6 класс)
Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Механизмы формирования духовно – нравственной культуры детей и подростков»
Выполнила:
учитель
русского языка
и литературы
МБОУ«СОШ
пгт Вахрушев»
Минина Н.Ю.
пгт. Вахрушев
2023
Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. Остановимся поподробнее на каждом из них.
Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.
Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.
Детство - это не только определенное состояние, но и особый процесс, для которого характерны динамизм, изменчивость, чувствительность, в то же время неравномерность, относительная автономность и наличие ряда противоречий. Это сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредованный многим социально-культурными факторами.
Согласно возрастной периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, к единой эпохе детства относится период от 3 до 10 лет. Подростковый период охватывает возраст 11-14(15) лет.
Большое значение в этом процессе играет и социум, так как подростки в своих действиях ориентируются на окружающих. Но их влияние не всегда носит положительный характер, поэтому во избежание всего этого и негативного влияния социума на подростков, необходимо прививать духовно-нравственные ценности.
Целью нашего исследования объектом является теоретическое осмысление механизмов формирования культуры личности, а также формирование собственного педагогического опыта.
Актуальность
Перед педагогами ставится задача подготовки ответственного члена общества, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных ценностей личности ребенка и подростка.
Теоретическая и практическая значимость работы
Во-первых, в работе аргументировано положение о том, что весь процесс формирования культуры детей и подростков, представленный, прежде всего, педагогической деятельностью, следует осуществлять с осознанной ориентацией на решение трех задач: образование, обучение и воспитание.
Во-вторых, выявлены и проанализированы механизмы формирования духовно-нравственной культуры ребенка как субъекта общественной жизни.
В практическом отношении результаты нашего исследования, прежде всего, ориентированы на реальных субъектов педагогической сферы. Они должны решать задачи формирования культуры личности, правильно понимать сущность личности, уметь разграничивать культуру и антикультуру, четко дифференцировать задачи образования, обучения и воспитания.
Направление
уважение к своей стране, ее истории
уважение к культуре народов других стран
нравственные примеры;
индивидуально-личностное развитие.
В формировании ценностей у подростков на своих занятиях используем следующие методы: анкетирование, дискуссия, изучение обычаев, традиций, культуры народов, религий, игры, тренинги.
Процесс воспитание духовно-нравственных ценностей у подростков составлен из нескольких этапов.
На первом этапе важно ознакомить их с такими понятиями как взаимопонимание, сопереживание и содействие.
Второй этап направлен на проявление данных понятий к окружающим и раскрытие у подростков их индивидуальных особенностей.
Третий этап характеризуется тем, что ребята начинают определять мотивы своих действий, учатся выражать свои чувства и правильно вести разговор.
В четвертом этапе происходит закрепление приобретенных умений и навыков. Большое внимание уделяется познавательной деятельности и общению.
Проверка воспитания духовно-нравственных ценностей у подростков характерно для пятого этапа.
С древнейших времен родители старались воспитать в детях смелость, трудолюбие, правдивость, почтительное отношение к старшим. Уважительное отношение к людям считалось положительным качеством юношей и девушек. Уважение к старшим необходимо, так как они много прожили, у них богатый жизненный опыт, подрастающее поколение обязано им своим благополучием. Во все времена детям прививали нравственную воспитанность, так как она ценность среди людей. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. (Текст «Сахалин» 6 класс).
Проблема: Очень важно найти мерило нравственности для современных детей. Перед педагогами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных ценностей личности подростка. На уроках русского языка на примере текстов упражнений, доп. дидактического материала, методического материала учителем формируется культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Культурный компонент отражает особенности сознания русского человека, вызывает определенные чувства, ассоциации, это такие слова как душа, дух, святой, тоска, совесть, честь, достоинство, благородство, красота, добро, покаяние, страх, , храм, смирение, гордыня, зло, память, чудо, мать, Родина, отец, Отечество и другие. Духовная культура нашего общества не может обойтись без использования слов Русь, Россия, Вечность, Вера, Любовь, Надежда, Закон, Справедливость, Честность, Порядочность и других. Эти понятия имеют воспитательный аспект: нравственно – безнравственно, добро – зло, своё – чужое, правда – ложь, покаяние – гордыня. При работе с этими лексическими понятиями важно подвести к осознанию своей мировоззренческой позиции, национальной истины: надо любить свою Родину, Отечество, семью, народ; знать «чужое» (другой народ, иную культуру) и заимствовать из другой культуры целесообразное, рациональное, а не худшее. Основной единицей изучения на уроках с использованием культуроведческого подхода подавляющее большинство педагогов считает текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения учеников к культурному наследию нации, на практике педагог реализует ее экстралингвистическим путем, то есть через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры, чаще всего - факты культуры родного края.
Механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности.
Функция хоминизация личности–адаптивно-нормативная, т.е. освоение формирующимся индивидом культуры речи и других человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения.
Основными механизмами инкультурации являются имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация.
Педагог в этом процессе выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. Каждое новое поколение, проживая так сказать «детский» этап своего утверждения в культуре, стадию «врастания» в культуру, обогащает совокупный созидательный потенциал человечества новыми возможностями.
Педагогический опыт. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Фразеологизмы». Совместная работа с учениками может строиться следующими способами: - я даю задание составить как можно больше рядов слов -совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание. Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое отзывчивость?», «О справедливости», «Что значит добрый человек?» и т.п.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, «Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь, дружба, семья, счастье, любовь, трудолюбие…
Проблема, стоящая перед учителем, - это нечеткие нравственные ориентиры подростка. По этой причине необходимо проводить более тщательную работу с содержанием художественных текстов. Нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Это чувство вины, совесть.
Считаю результативной следующую работу с текстом.
Сначала текст читаем, затем провожу беседу:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Как вы понимаете нравственность?
4. Что такое совесть? Как она влияет на личность человека?
5. Что помогает человеку сделать правильный выбор?
6. Определите стиль речи.
7. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Измерение результатов: о сформированности чувств ребят говорят их творческие работы. Например, в процессе изучения произведения «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева мы изучили сибирскую деревенскую лексику, фразеологию, привели ценные этнографические сведения, позволяющие сделать наблюдения над особенностями характеров жителей сибирской деревни, полюбить их, взять для себя жизненные примеры доброты. Об этом рассуждали ребята в сочинении-миниатюре, подготавливающем их к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе. Выставки творческих работ, интересные наблюдения юных этнографов, выпуски районных газет также могут выступать результатами работы.
Показатели: оценки в классном журнале, рейтинг ученика в портфолио, количество посетивших музейную экспозицию по теме урока, прочитавших газету, оставивших в ней отзыв, волонтерские дела.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести.
Библиография
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
6. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
8. Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.
9. Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.
10. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....
"Формирование духовно-нравственных основ национальной культуры, приобщение детей к русским традициям в урочное и внеурочное время"
Доклад учителя русского языка и литературы на педсовет...
Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств
В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «Формирование духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР в ходе коррекционно-образовательной деятельности» «Игра-путешествие по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Открытое занятия по образовательной области "Речевое развитие" для воспитанников с задержкой психического развития, проводимого в виде игры путешествия....
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/rj1S/MhoKj1nc8...