Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_azovtseva_yurchenkova.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитать человека своего Отечества
«Великая держава держится на трёх "китах" - на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке. Уберите одно из этих составляющих и вскоре вы увидите смерть даже очень сильного государства»
Сергей Фетисов
С 2010 года была утверждена и принята к реализации Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой концепции сделана попытка сформулировать систему базовых национальных ценностей, призванных служить основой консолидации российской гражданской нации.
Эти идеи обращены в первую очередь к школе и СПО как институту социализации личности. Конечно, ценности личности в значительной мере формируются вне школы — в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, культуре. Однако влияние этих агентов социализации сегодня, к сожалению, не всегда способствуют осознанию подростком своей внутренней связи с российской нацией. В Концепции определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны
Обоснование целесообразности
По оценкам многих специалистов, современное состояние духовной культуры России следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собой угрозу для национальной безопасности. В российском обществе сегодня ощущается дефицит нравственных ценностей, сознательно принимаемых большинством граждан и являющихся основой сближения людей. На сегодня нет разделяемого всеми россиянами представления о российском народе как гражданской общности, объединенной общей историей, культурными традициями и идеями социальной солидарности. Духовная атмосфера, сложившаяся за последние 30 лет в российском обществе, является результатом глубоких трансформаций в сфере культуры, связанных с радикальной перестройкой общественных отношений в условиях перехода страны к рыночной экономике, в следствие чего произошла деидеологизация общества и внедрение в общественное сознание принципиально чуждых для нашей страны ценностных ориентаций, характерных для западного капиталистического общества.
В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые представляют собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны. В числе наиболее опасных из этих тенденций необходимо отметить следующие.
- Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувство долга и обязанности служения своей Родине.
- Выдвижение на первый план и практическое доминирование в общественном сознании таких прагматических ценностей, как материальное благополучие, служебная и политическая карьера.
- Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, воспитывать детей, помогать престарелым родственникам.
- Утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве.
- Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.
Основными результатами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:
- общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;
- утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;
- беспрецедентное в истории России развитие коррупции и преступности, в том числе – организованной преступности, различных видов мошенничества, экономических преступлений;
- недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества.
- развитие массового алкоголизма, который уже стал настоящим бедствием для России и реально угрожает вырождением генофонда нации;
- неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также малая средняя продолжительность жизни, которая является самой низкой в Европе;
- развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия;
- рост количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности;
- снижение престижа России за рубежом как страны высокой культуры, образованности и социальной справедливости.
В результате этого в России существенным образом усилилась потребительская ориентация общественного сознания, возросли индивидуалистические тенденции и карьеризм, стремление к личному обогащению в ущерб интересам других людей, а материальные ценности приобретают все больший приоритет перед духовными. В результате засилья массовой культуры деформируется эстетический вкус общества. Эти тенденции подтверждаются результатами социологических исследований, проведенных в последние годы отечественными учеными. Именно поэтому и наблюдается сегодня в российском обществе снижение патриотизма и гражданской ответственности за дальнейшую судьбу страны, стремление копировать далеко не лучшие образцы западной культуры, чуждые для национального менталитета России. Результаты социологических опросов показывают, что многие наши сограждане из числа молодого поколения, хотели бы жить и работать за рубежом. При этом в качестве основной причины таких намерений респонденты называют отсутствие у них перспектив получить интересную и хорошо оплачиваемую работу в России.
Дальнейшее сохранение описанного выше состояния духовной культуры России противоречит ее национальным интересам и поэтому является недопустимым. Здесь необходимы комплексные меры системного характера, направленные на коренное изменение существующей ситуации. В последние годы в области духовной культуры России наблюдаются также и некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания со стороны государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития любого современного общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных ценностей и моральных норм. Именно поэтому проблема духовной культуры молодого поколения должна получить высокий приоритет в школьном образовании, в образовании СПО и университетов.
Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Отношение к учебным заведениям как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Молодежь наиболее восприимчива к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому в Федеральных государственных стандартах общего образования процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Духовно-нравственное воспитание личности зависит от эффективности социальных влияний, направленных на приобщение студентов к традиционным культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, на формирование нравственных идеалов, критериев оценки нравственного и безнравственного, знание нравственных правил и формирование соответствующих поведенческих моделей.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания студентов:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
5) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Концепция предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечивает создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность и формирование у обучающегося активной жизненной позиции.
В рамках реализации Концепции мы представляем наш опыт работы.
Тема «Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков»
Мы полагаем, что наш опыт работы по интеграции учебной и внеучебной деятельности ориентирован на достижение требуемых стандартами результатов – личностного роста студентов, развития качеств успешного человека, гарантированного решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации. Комплексный подход позволит более глубоко решать задачи духовно-нравственного воспитания и становления успешной личности.
Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания студентов в процессе образовательной деятельности.
Задачи:
- создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации;
- осуществление комплекса мер в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания студентов;
- координация действий педагогического и социокультурного окружения колледжа при проведении мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- сохранение патриотического и культурного наследия;
- возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании;
- снижение уровня неблагополучного поведения в среде студентов
Учебная
Мероприятия, направленные на духовно-нравственное развитие студентов
1. Литературная гостиная «Жизнь и творчество М.И.Цветаевой»
2. Мероприятие, посвящённое Дню матери
3. Мероприятие, посвящённое Дню отца
4. Создание буктрейлера к художественному произведению о Великой Отечественной войне.
5. Создание кластеров по основным направлениям худ. Произведения.
6. Создание видео-роликов- клипов к стихотворениям.
7. Открытые уроки по программным произведениям.
8. Постановка спектакля по пьесе А.Н.Осторовского «Праздничный сон – до обеда»
Трансляция опыта
1. Выступление на конференции «Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках литературы» (В.В.Азовцева)
2. Выступление на конференции «Формирование семейных ценностей на уроках литературы» (И.А.Юрченкова)
3. Участие во Всероссийском конкурсе методического мастерства (1 место)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении
Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...
Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности
В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...
Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся
Опыт работы МБУ ДО "Вознесенский ДООЦ" по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся ...
Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.
Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...
«Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников»
Наименование Проекта«Диалог культур как средство формированиядуховно-нравственных ценностей школьников»Основание для разработкиПроекта1 Конституция Российской Федерации.2 Федеральный закон...