Конспект урока. "Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока. "Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
groza_tselevoy_komponent.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 10 классе.
Тема. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.
Цель: дать нравственную характеристику жителям города Калинова.
Задачи:
1.Углубить знания учащихся о городе Калинове.
2. Проанализировать и сравнить образы Кабановой и Дикого.
3. Развивать навыки работы с текстом драматического произведения.
Тип урока: урок открытия нового знания с использованием метапредметных связей.
Оформление: интерактивная доска с презентацией, портрет А.Н.Островского
Ход урока.
I. Организация начала урока / Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, садитесь. Запишите число, «классная работа». Давайте настроимся на продуктивную работу и начнем.
II. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Мы продолжаем говорить о пьесе А. Н. Островского «Гроза». Давайте вспомним, в каком городе происходит действие?
Ученики: В городе Калинове.
Учитель: Где он находится?
Ученики: На берегу Волги.
Учитель: Из чьих уст мы слышим описание города в начале пьесы? Зачитайте этот отрывок.
Ученики: Из уст Кулигина: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется… Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита».
Учитель: Посмотрите на доску. Вы видите картину известного русского художника Исаака Левитана под названием «Вечер. Золотой Плес». Что на ней изображено? Как вы думаете, могла ли она стать иллюстрацией к городу Калинову?
Ученики: Могла бы, на картине мы видим маленький провинциальный город Плес, который находится на берегу реки Волги. Город запечатлен на закате солнца, над рекой стелется туман. Вдали виднеются купола церкви.
Учитель: А все ли в этом городе так хорошо и гармонично, как на картине? Каково общество, проживающее в нем?
Ученики: Нет. В душах героев царят «жестокие нравы», грубость, тирания.
Учитель: Как Н. А. Добролюбов в своей статье, с которой вы работали дома называет это общество?
Ученики: «Темное царство».
III. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего урока.
Ученики: «Жестокие нравы «темного царства». Образ города Калинова».
Учитель: Какова цель урока?
Ученики: дать нравственную характеристику жителям города Калинова.
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Откройте действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
Ученики: «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др..
Учитель: Что означает слова «закабалить», «нагольная», «насущный»? Обратитесь за помощью к толковому словарю.
Ученики: Закабалить - поставить в тяжелую зависимость, полностью подчинить себе. Нагольная - ничем не прикрытая, явная. Насущный – имеющий важное значение, жизненно необходимый.
Учитель: В этих же отрывках выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семьях этого города.
Ученики: «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др.
Учитель: Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса
Ученики: Город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. К таким людям относится Кулигин.
Учитель: Кто еще из героев говорит о красоте природы? (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 1)?
Ученики: Феклуша.
Учитель: Каким предстает город в восприятии Феклуши?
Ученики: Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.
Учитель: Как Феклуша относится к купечеству, к Кабановой? Приведите пример из текста.
Ученики: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше наставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых».
Учитель: Искренне ли она это говорит? Почему?
Ученики: Она это говорит для того, чтобы расположить к себе Кабанову, ею движут корыстные цели.
Учитель: Вернемся к образу Кулигина. Чем он отличается от жителей города?
Ученики: Образованный человек, механик-самоучка. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком.
Учитель: Что ищет Кулигин?
Ученики: Перпетуум мобиле (вечный двигатель).
Учитель: У Кулигина был настоящий прототип Иван Петрович Кулибин - выдающийся русский механик-изобретатель 18-го века. Его фамилия стала нарицательной, "кулибиными" сейчас называют мастеров-самоучек.
Учитель: Кто в пьесе является представителем «темного царства»? Можем ли мы считать их «хозяевами города», почему? Как появляются эти герои на сцене? (Это понадобится для суда).
Ученики: Кабанова и Дикой. Да, их можно считать хозяевами города, т.к они держат всех в страхе, считают, что все должны жить по их законам.
Учитель: Как фамилии этих героев связаны с чертами их характера? Как называется такой прием?
Ученики: Прием называется «говорящая фамилия». С его помощью Островский изображает основные черты характера героев.
Учитель: Островский не случайно дал такие имена и фамилии своим героям. Послушайте о их происхождении. В библии Марфа – «наставница», «хозяйка». Интересно, что в переводе с арамейского это имя означает «госпожа». Игнатьевна от Игнатий - «сам себя поставивший». Дикой в северных русских областях означало «глупый, шальной, безумный», а диковать - «дурить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было и драматург дал отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это больше подходило богатому и влиятельному купцу в городе.
Учитель: Давайте разделим тетрадь на две колонки для сравнительной характеристики этих героев. В первую мы будем записывать цитатную характеристику Дикого, а во вторую-Кабанихи.
Дикой | Кабаниха |
О нем: Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. Кудряш. Пронзительный мужик! Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Кудряш. Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. | О ней: Кулигин. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. Варвара. Не уважишь тебя, как же! Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Катерина. Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет. |
Его отношение к другим: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. | Ее отношение к другим: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др. |
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми. | Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом, но ее нельзя назвать самодуром. Она хочет, чтобы у ее сына было все благополучно, чтобы его жена была ему верна и почитала его. |
Учитель: Можем ли мы найти положительные черты в образе Дикого?
Ученики: Есть в нем и положительная черта- он, пытаясь оставить племянника без наследства, говорит: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Чрез это я своих обидеть должен!». Это указывает на его заботу о собственных детях, стремление обеспечить им будущее.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, какой свод нравственных правил 16 века отразился в поведении старшего поколения?
Ученики: рассуждают
Учитель: Основным сводом нравственных норм и правил был «Домострой». Это памятник русской литературы 16 века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Как вы думаете, кто из героев больше всего чтит эти правила и старается следовать им?
Ученики: Кабанова.
Учитель: На каких основах должна строиться семейная жизнь, по мнению Кабановой?
Ученики: Кабаниха хочет, чтоб все жили по старым законам, так же, как и прежде. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень - то, нынче, старших уважают». «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают. От любви вас и бранят-то». «Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Учитель: Вот некоторые правила из «Домостроя», послушайте и проследите, следует ли им Кабанова?
1) «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».
2) «Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.
3) «Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию,– такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены».
Ученики: рассуждают, приводят примеры из текста.
Учитель: Кабаниха очень часто в своей речи употребляет пословицы, поговорки, народную фразеологию. На что это указывает?
Ученики: Это еще раз указывает нам на то, что Кабаниха — человек, который чтит традиции прошлого.
Учитель: Как относятся к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?
Ученики: По-разному. Тихон пытается угодить матери, побаивается ее. Но только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога с матерью вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!», «Нашла место наставления читать») Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Ее главный принцип «чтоб все было шито-крыто». Таким образом, и Тихон, и Варвара приспособились к такой жизни. И только Катерина заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину -то терпеть кому ж приятно». Подробнее об образе Катерины мы поговорим на следующем уроке.
IV. Рефлексия
Учитель: Ребята, значение каких слов вы узнали сегодня на уроке? Какое обсуждение вызвало у вас наибольший интерес? Кто из героев вызвал симпатию или отвращение? Почему?
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Законспектировать статьи: Н.А Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы». Сравнить точки зрения критиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока : «Изображения земной поверхности», 5 класс
конспект урока "Изображение земной поверхности" для 5 класса составлен для классов работающих по ФГОС...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова....
Конспект урока «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гра...
Конспект урока: "Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Планируемые результаты обучения:Предметные:· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского п...
Карточка по литературе "Образ города Калинова"
Карточка по литературе "Образ города Калинова". Цитатная характеристика. Заполнение таблицы....
Конспект урока Изображение пространства. Перспектива. 6 класс
Конспект урока Изображение пространства. Перспектива. 6 класс...
Конспект урока «Изображение в театре и кино».
Конспект урока «Изображение в театре и кино»....