Конспект урока Изображение пространства. Перспектива. 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Конспект урока Изображение пространства. Перспектива. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izobrazhenie_prostranstva._perspektiva._6_klass.docx | 101.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Сценарий открытого урока
по изобразительному искусству
на тему:
«Изображение пространства. Перспектива»
6 класс
Учитель изобразительного искусства
Темирбулатова А.Н.
п. Мирный
Тема занятия: « Изображение пространства. Перспектива »
Перечень рассматриваемых вопросов:
- способы изображения пространства;
- история понятия перспектива;
- перспектива как средство выразительности в изобразительном искусстве;
- линейная перспектива в пейзаже;
- воздушная перспектива в пейзаже.
Тезаурус:
Точка зрения - точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость.
Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью.
Точка схода - точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета.
Перспектива – это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.
Цель занятия:
формирование положительной мотивации учащихся к изобразительной деятельности, к изучению искусства; пробуждение познавательного интереса к произведениям искусства; развитие образного и пространственного воображения, отработка навыков и умений при работе с гуашью, воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; выполнение проекта в живописной гуашевой технике
Задачи:
Образовательные
- расширить и закрепить знания и умения по технике работы в графике простым карандашом.
Воспитательные
- пробудить творческое начало у учащихся, возбудить интерес к творчеству, воспитывать любовь и уважение к произведениям искусства; мотивировать детей на создание собственного произведения.
Развивающие
- продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с разными техниками изображения пространства, показать красоту изображения природы в пейзажах;
- развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
- в познавательной сфере;
представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; в ценностно-ориентационной сфере представлять систему общечеловеческих ценностей;
- в ценностно-ориентационной сфере;
представлять систему общечеловеческих ценностей;
- в эстетической сфере.
- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
Метапредметные результаты:
регулятивные:
- умение мобилизоваться, сделать волевое усилие волевое усилие в ситуации мотивационного конфликта.
познавательные:
- общеучебные – знаково-символическое действия, умение структурировать знания, умение высказываться, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, выбор способов решения задач, рефлексия способов и действий относительно условий, контроль и оценка процессов и результатов;
- логические – анализ продуктов творчества, синтез, подведение под понятия, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез;
- действия постановки и решения проблем – информационные, решение учебно-познавательных, художественно-познавательных и художественно-творческих задач.
коммуникативные:
- формировать коммуникативную, информационную и социально эстетическую компетентности; умение слушать, вступать в диалог.
Личностные результаты:
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; в ценностно-ориентационной сфере-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- в познавательной сфере: умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Оборудование и материалы для урока:
Для учащихся:
- альбом;
- карандаш;
- ластик.
Для учителя:
- учебник «Изобразительное искусство. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского;
- презентация;
- проектор.
Список используемой литературы:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.
2. Открытые электронные ресурсы:
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva)
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
План урока:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку учащихся. (3 мин.)
- Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала. (5 мин.)
- Ввод новых знаний. Закрепление. (10 мин.)
- Выполнение практических заданий. (15 мин.)
- Анализ. (3 мин.)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)
- Рефлексия (подведение итогов занятия). (2 мин.)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
2. Вступительная беседа.
Вопросы учителя и ответы учащихся на повторение:
Я заметила, что все ваши рисунки выполнены в разных жанрах. Давайте вспомним, что такое виды и жанры изобразительного искусства.
- Какие виды искусства знаете?
- живопись, графика, скульптура.
2. Чем они отличаются?
- цвет, тон, объём.
3. Какие жанры изобразительного искусства знаете?
- натюрморт, портрет, пейзаж.
4. В чём их различие?
- предметы, человек, природа.
5. Какие виды пейзажей знаете?
- городской, деревенский, природа.
Работа на доске учащимся:
- Изобрази на доске набросок пейзажа.
Какие ошибки вы могли заметить?
Постановка цели урока:
Вопрос-ответ:
- Мы с вами на прошлых уроках говорили о натюрмортах, неоднократно выполняли пейзажи.
Но что же такое пейзаж в широком смысле?
- Это изображение пространства вокруг нас.
2. Правильно. Какой же будет тема нашего урока?
- Изображение пространства.
3. Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться выполнять пейзаж по правилам.
3. Объяснение нового материала. (Слайд 1-2)
Проблемный вопрос: как же нам выполнить правильный пейзаж?
В этом нам поможет такая наука как перспектива.
Знаменитый французский писатель 18 века Дени Дидро сказал: «Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы».
1. Для чего нужно чувство нравственности?
- Чтобы нести в своих работах только самое лучшее.
2. А что же такое перспектива?
(Слайд 3) Перспектива – это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
(Слайд 4) Привычная современным людям перспектива — плод длительного развития человеческого разума.
Чтобы понять, что такое перспектива и как художники научились ее применять, давайте обратимся к истории.
(Слайд 5) Еще в Древнем Египте при росписи стен изображение пространства отсутствует. Лица изображались в профиль, а положение людей одинаково. Все изображения располагались рядами.
Мы с Вами знаем, что предметы или люди, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими. Но в Древнем Египте такого принципа еще не использовали. Величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны. И не важно какое место в пространстве они занимали.
(Слайд 6) Изображения человека стали пространственными лишь в Древней Греции и Древнем Риме. Плечи у людей развернулись в пространстве, благодаря чему изображения людей стали правдоподобнее.
К сожалению, до нашего времени дошло малое количество древнеримских и древнегреческих фресок. Но по дошедшим, можно сказать, что пейзаж в более поздних римских росписях стал украшать изображение, он не был единым, легко переходил в узор.
(Слайд 7) В Средние века, так как искусство стало религиозным по сюжету и по назначению, все изображения стали символичными. Большое внимание уделялось иконам. У пространства иконы свои законы построения. Линии в иконе подчиняются законам обратной перспективы. Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными.
(Слайд 8) И только лишь в эпоху Возрождения в европейском искусстве художники стали стремиться изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы.
В зависимости от назначения изображения перспектива бывает: .(Слайд 9)
- прямая линейная;
- обратная линейная;
- панорамная;
- аксонометрия;
- сферическая;
- тональная;
- воздушная;
- перцептивная.
Сегодня мы подробней разберем прямую линейную и воздушную перспективу.
(Слайд 10-11) Линейная перспектива – это геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Использование прямой линейной перспективы в наше время преобладает. Но и у нее есть свои правила построения:
1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта.
Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения.
Линия горизонта бывает низкой и высокой. Низкая линия используется для передачи красоты небес. Высокая же линия горизонта используется для выразительной передачи деталей на земле.
(Слайд 12-13) Что касается воздушной среды, то это изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство.
В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои законы.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали.
2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными.
3. Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый.
Тренировочное задание. (Слайд 14-15)
Сопоставьте правильно понятия и определения
Б. Воздушная перспектива | 1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними. |
А. Линейная перспектива | 2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности. |
Правильный ответ:
А. Линейная перспектива | 1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними. |
Б. Воздушная перспектива | 2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности. |
4. Практическая работа. (Слайд 17)
Итак, попробуем применить полученные знания на практике.
Предлагаю вам выполнить работу парно, вместе со своим соседом по парте. Согласны?
- Да!
Задания будут следующими:
1 ряд будет рисовать уходящую вдаль автотрассу.
2 ряд – городскую улицу.
3 ряд – парковую аллею.
Этапы выполнения художественно-творческого задания.
- Набросок в карандаше
- Написание первого плана широкой кистью
- Цветовое решение второго и последующих планов
- Прорисовка мелких деталей тонкой кистью
5. Анализ работы. (Слайд 18)
Учащиеся анализируют работы согласно плану и правилам построения.
6. Задание на дом. (Слайд 19)
Сделать рисунок своей улицы, используя правила перспективы.
7. Рефлексия. Итог урока: (Слайд 20)
Беседа с учащимися по вопросам:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что называется точкой зрения? Точкой схода?
- Расскажите об основных правилах линейной перспективы.
- Как изменится контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от рисующего?
- Смогли вы в своих рисунках передать глубину пространства?
- Ребята, понравился ли вам урок? Узнали ли вы для себя сегодня что-то новое?
- Если вам все было понятно, и вы хотели бы узнать еще больше, поднимите пальчик вверх. Если же вам что-то было не понятно или вызвало затруднения, опустите пальчик вниз. Можете воспользоваться табличками, которые лежат у вас на столе.
- Спасибо за урок, с вами очень приятно работать. Успехов в учебе и творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока ИЗО на тему - Изображение пространства . 6 класс
Класс:6Тема:Изображение пространства.Цельурока: Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве.Задачи урока:- Расширитьпредставлениедетейожанрепейзаж...
6 класс 28 урок "Изображение пространства в пейзаже"
Урок изобразителього искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского по теме "Изображение пространства в пейзаже"...
Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б. Неменского Изображение пространства, Перспектива
План-конспект урока ИЗО по программе Б.М. Неменского на тему "Перспектива. Изображение пространства". Презентация к уроку "Перспектива" Виды перспективы. Рисуем пейзаж с использованием правил и законо...
Вариант урока Изобразительного искусства по теме "Изображение пространства" 6 класс 4 четверть
Конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Изображение пространства. Перспектива".Графическое изображение пейзажа. Перспектива. Виды перспективы. Линия горизонта. Точка сх...
«Изображение пространства» 6 класс с применением технологии Личностно-ориентированного обучения
«Изображение пространства» 6 класс с применением технологии Личностно-ориентированного обучения...
Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".
Комбинированный урок является четвертым уроком второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО. Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...
Изображение пространства. Перспектива. 6 класс
Презентация к уроку "Изображение пространства. Перспектива". 6 класс...