Конспект урока «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов,  раскрыть сатирический  пласт  повествования в произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект22.93 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ .

Тема: «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 Цель урока:

-  создать условия, при которых учащиеся смогут определить основную цель появления московских глав в романе,

-развивать умение анализировать эпизоды, определять художественно-выразительные средства языка;

- развивать  умение анализировать  явления общественной жизни;

- формировать в учащихся правильное отношение к коррупционным явлениям;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия,

-совершить видеоэкскурсию по булгаковским местам Москвы, заполнить лист самооценки.

ХОД УРОКА:

- Прочитайте запись на доске, определите, о чем пойдет речь на уроке?

 «Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». (Б. В. Соколов (1991 г.)

(предполагаемые учащимися варианты)

Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов,  раскрыть сатирический  пласт  повествования в произведении.

1.Актуализация знаний. Проблемный вопрос:
–  С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии "московского народонаселения" и шире — всего современного человечества. Причем его, "конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый,.. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?".

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", требовал: "Исправьте общество, и болезней не будет". И вот общество в новой Москве "исправлено", стало "другим", но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника.

2..Реализация домашнего задания:

Сообщение по теме: «Москва как место действия».(Создание художественного образа Москвы 30-х годов 20 века. Задания построены таким образом, чтобы учащиеся, работая в группах, изучили основные топонимы, к которым обращается писатель, прошли маршрутами героев романа, заполнение маршрутного листа.)

Видеоэкскурсия по булгаковским местам Москвы.Сообщения обучающихся о Москве30-х гг. 20. века с комментариями эпизодов из текста романа. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

3.Образы москвичей в романе.

Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.)

- Обратимся к героям,  внутренние пороки которых доведены до видимого явного результата, обнажены. За что наказаны москвичи?

Глоссариум по эпизодам романа (работа группами – выборка слов, словосочетаний, характеризующих те или иные ситуации, раскрывающие характер и интересы москвичей).  Например,

Глава 5.  Дело было в Грибоедове. ( Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: "Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12", — и, что немаловажно, — огромный железный замок. Жгучую  зависть вызывает не только полученное бесплатное жилье, но и предел мечтаний – дача в Перелыгино, которых только 22 на три тысячи массолитовцев.  Писатели, стоящие в очереди, обеспокоены тем, что уже половина двенадцатого, а прием еще не начинался.)  

Глава 9. Коровьевские шутки. (Никанор Иванович Босой по своему усмотрению распоряжается освободившейся жилплощадью  погибшего Берлиоза, предложенные Коровьевым «пять новеньких банковских пачек» благополучно избавляют его от «муки», продолжавшейся до начала первого часа дня)  

Глава 18. Неудачливые визитеры. (Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, будучи деловым человеком, узнав о смерти племянника, понял, что такая удача выпадает нечасто и, невзирая ни на какие трудности ,решил унаследовать квартиру. Равнодушный к смерти племянника, он строит планы хотя бы временно прописаться в трех комнатах покойного.).

4. Заполнить таблицу по ходу выступления.

^ Герои-москвичи

За какой порок наказан Воландом и его свитой?

Способ наказания

Берлиоз  Михаил Александрович

Председатель правления Массолита

неверие

убийство

Степа Лиходеев

директор Варьете

погряз в пьянстве, разврате

выброшен из квартиры в Ялту

Босой Никанор Иванович

управдом

взяточник, получает дьявольский подарок за незаконную временную прописку Воланда в квартире №50  Берлиоза

арест

М.А. Поплавский

дядя Берлиоза

Решил завладеть московской квартирой племянника

Изгнан в Киев

Тимофей Квасцов

Сосед Берлиоза

Чрезмерное любопытство

Поплатился свободой

Варенуха

администратор Варьере

Вечное вранье

превращен в вампира

Римский

фининспектор Варьете

Равнодушие,  страх перед ответственностью

Напуган Геллой и Варенухой-вампиром

Соков

буфетчик

скопидом, вор, мошенник, накопивший денег обманом клиентов

Лишен естественных радостей жизни

Латунский

критик

Гонения на литераторов

Месть Маргариты

Николай Иванович

Сосед Маргариты

Подкаблучник, чинуша

Превращен в борова



- Какое же резюме делает Воланд о москвичах?
( Ну что же … они люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны.. . Ну легкомысленны…ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…)

- Что  испортило людей, с точки зрения Воланда? (квартирный вопрос только испортил их…).

- Как вы понимаете это замечание Воланда? Решен ли квартирный вопрос сегодня, спустя почти девяносто лет?  (выслушать высказывания учащихся, их аргументацию).

5. -Анализ ключевой сцены «Сеанс черной магии» (просмотр фрагмента фильма). Комментарий обучающимися данной сцены.

Разоблачению "московского народонаселения", то есть раскрытию его внутренней сути, очищенной от флера показных приличий и условностей, посвящена двенадцатая (!) глава "Черная магия и ее разоблачение". В ней, как мы помним, речь идет о скандальном представлении в Варьете, вызвавшем не меньший интерес, чем в свое время казнь Иешуа в древнем Ершалаиме: "в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудринской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников,.. к десяти часам утра очередь жаждущих билетов (на представление в Варьете)до того взбухла", что являла собою "змею длиною в километр". Современному человечеству свойственна та же жажда зрелищ, наслаждений, что и две тысячи лет назад.

6. Подведение итогов.

- Итак, с какой же целью Булгаков вводит в повествование о Мастере, его романе и его возлюбленной главы о Москве и москвичах?

Вывод Воланда нам известен: человеческая природа не может так быстро перемениться: "они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их". Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог ли изменить в современной Москве. Все осталось по-прежнему.

Булгаков видит развращенность Москвы – неизбежную развращенность столицы, тем большую, чем сложней переживаемое время. Ему больно, невыносимо трудно дается эта маска сатирического описания. Но молча наблюдать писатель не может тем более – на то он и писатель. Ведь в том-то и беда, что гротескность окружающего не придумана Булгаковым – она есть часть реальности. Булгаков сам предстает здесь одним из свиты Воланда, вынужденным шутить гораздо более жестоко и долго, чем бы ему хотелось.

Что нового узнали вы сегодня на уроке? Чему научились? Объявление оценок с комментариями.

7.Домашнее задание:подготовить для анализа главы о Мастере и Маргарите.

Литература:

М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Книга для ученика и учителя. Критика и комментарии.  Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. – М.:АСТ ОЛИМП, 1999.

Гапогоненков А.А. «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Жанровое своеобразие романа. – Саратов: Лицей, 2001.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 11 класс. В двух частях. Универсальное издание. – М.:ВАКО, 2012.

Русская литература ХХ века. 11класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч./под  ред.Агеносова В.В. – М.:Дрофа,1996.

http://www.docme.ru/doc/3623/satiricheskoe-izobrazhenie-moskvy-30-h-godov-v-romane--mast...

http://shkola.lv/index.php?mode=sochi&sochid=604

http://festival.1september.ru/articles/569007/

http://xreferat.ru/47/3588-1-satiricheskoe-izobrazhenie-moskvy-i-moskvicheiy-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/realno-bytovoi-syuzhet-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita-ta

Лист опроса.

  1. Домашнее задание. Сообщение по теме: «Москва как место действия». Маршрутный лист. __________________________________________________________________________________________________________________
  2. Образы москвичей в романе____________________________________________________________________________________________________________________
  3. Заполнение таблицы___

Герои-москвичи

За какой порок наказан Воландом и его свитой?

Способ наказания

Берлиоз  Михаил Александрович

Председатель правления Массолита

неверие

убийство

Степа Лиходеев

Босой Никанор Иванович

М.А. Поплавский

Тимофей Квасцов

Варенуха

Римский

Соков

Латунский

Николай Иванович

_______________________________________________________________________________________________________________

  1. Анализ ключевой сцены «Сеанс черной магии». Комментарий обучающимися данной сцены.____________________________________________________________________________________________________________________
  2. Подведение итогов._____________________________________________________________________________________________________________

Моя оценка__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....