интегрированный урок литературы и психологии "Славлю имя твоё!"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Интегрированный урок литературы и психологии, разнообразие видов деятельности, психологические приёмы в уроке, упражнения, рефлексия.
- Познакомить обучающихся с произведениями о мамах и детях..
- Формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять главную мысль произведения, делать выводы.
- Развивать монологическую речь.
- Воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду; воспитывать желание помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и психологии по теме «Славлю имя твоё!»
учитель литературы Волгина А.С.
педагог-психолог Кувайшина Е.М.
Цели:
- Познакомить обучающихся с произведениями о мамах и детях;
- Формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять главную мысль произведения, делать выводы;
- Развивать монологическую речь;
- Воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду; воспитывать желание помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудио и видео- сопровождение.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
Вот уже звенит звонок,
Начинается урок.
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять
- Ребята, здравствуйте! Я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на нашем уроке, но это урок не простой. Он особенный! А почему? Внимание на экран.
Просмотр видеоролика «Притча о матери»
- Ребята, вы догадались, о чем или о ком пойдёт сегодня речь?
Ответы учащихся.
- Молодцы! Правильно! Сегодня мы говорим о ней, о матери!
Запишите, пожалуйста, тему нашего урока в тетрадь. А какова цель и задачи урока?
Слово психолога.
Первое слово, которое произносит каждый малыш-это слово «мама». На всех языках мира оно звучит тепло, ласково и нежно. На свете нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. Материнская любовь согревает, окрыляет, придает силы слабому, вдохновляет на подвиг.
Образ своей родной матери – это первое, что возникает у маленького ребенка. Еще находясь у мамы в животе, малыш начинает ее слышать, запоминать голос. Именно здесь зарождается та неразрывная связь, которая будет существовать у малыша с матерью всегда. Мама для всех нас самый главный человек в жизни. Став матерью, женщина начинает переоценивать свою значимость в жизни, она становится нежнее, добрее. Сложно сказать, скольких нежных и ласковых слов достойны наши матери. Сегодня у нас необычное занятие, оно посвящен самому дорогому, что есть у нас с вами. Это занятие мы посвятим нашим мамам!
Ребята, перед вами на доске закреплен круг, сейчас он пустой, но в процессе урока мы с вами наполним его.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Велика и многообразна русская литература. Много в ней самых разных тем. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, - это произведения о матери.
Эти произведения помогут нам увидеть, как образ матери рисуют поэты России.
- А почему рисуют, ребята? Они же не художники?
Ответы учащихся
Итак, предлагаю окунуться в мир стихов.
Работа по теме урока
- Ребята, перед вами стихотворения Э.Асадова, А.Пушкина, М.Цветаевой, И.Бунина. Чтобы достичь цели урока, мы должны с вами проанализировать стихотворения и сделать вывод. А поможет нам в этом заполнение таблицы.
Автор стихотворения и название | Какими словами описывает мать автор стихотворения | С какими чувствами описывает автор стихотворения мать | Какие мысли и чувства вызывает у меня стихотворение |
Ребята читают вслух стихотворения и заполняют таблицу.
Комментированное чтение, письмо.
Работа с текстами стихотворений.
Вступительное слово перед чтением стихотворения.
А.С.Пушкин. «Няне»
Она стояла у его колыбели, она любила его как сына. «Мамка моя…»,- говорил он о ней. Ей посвящали стихи известные поэты, о ней в веках остались воспоминания. Арина Родионовна, няня великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Поэт любил её родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам, и о привязанности к ней поэта говорят стихотворения, ей посвященные.
Анализ стихотворения
Психолог . Упражнение «Мамино имя»
- Ребята, из предложенных букв выберите те буквы, которые есть в имени вашей мамы и приклейте на картон. ( Детям предлагается плотная бумага, различные буквы и клей). Затем психолог задает вопрос:
Как ласково можно назвать маму по имени?
Как ее называет папа, бабушка?
Динамическая игра «Комплименты»
Дети становятся в ряд. Задача состоит в том, чтобы по очереди продвигаться вперед называя при этом маме комплименты (1 шаг или прыжок = 1 комплимент). И так кто больше!
Работа с произведениями
И.А.Бунин. «Матери»
Слово учителя: Людмила Александровна отличалась умением понять своих детей и их решения, была верна их интересам и безоговорочно принимала любые испытания судьбы. Воспоминания о детстве, проведённом в родительском поместье, сохранились в его памяти на всю жизнь. память о матери, всегда оберегавшей и защищавшей сына, отразились в стихах поэта спустя годы.
Психолог:
Упражнение «Ассоциации»
Предлагаю вам назвать как можно больше слов, которые у вас ассоциируются со словом МАМА.
(высказывания детей записываются на полосках желтой бумаги в виде солнечного лучика)
- Многие люди сравнивают маму с солнцем, давайте наклеим на круг в виде лучиков солнца ваши ассоциации. Прочитаем. (чтение, обсуждение).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте прочитаем высказывания известных людей о матерях.
- Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери…
М. Горький
- Это великое предназначение женщины – быть матерью, хранительницей домашнего очага.
В. И. Белов
- Материнское сердце — бесконечное всепрощение.
О. Бальзак
- Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.
Ю. Я. Яковлев
- Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать.
Н. А. Островский
Итог урока. Рефлексия.
Русская литература задавала всегда читателю вопрос: «Каким должен быть человек в этом мире?» День сегодняшний учит, как лучше устроиться человеку в этом мире. Каждый выбирает свое. И если мы хотим, чтобы не утратились вечные понятия о смысле жизни, о добре и зле, давайте снова и снова возвращаться к великой русской литературе, где понимание добра и зла, дома и семьи связано с образом русской женщины – МАТЕРИ
Психолог
- Дорогие ребята, старайтесь как можно больше времени, внимания уделять своим мамам, дарите им свою ласку, теплоту и любовь!
Домашнее задание. Выставление оценок.
Выучить одно стихотворение наизусть.
Кластер «Мама»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения на тему:"Ты и твоё имя"
Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей; познакомить с историей возникновения имен. Помочь осознат...
Внеклассное мероприятие по обществознанию "Твой выбор-твоё будущее"
2011-2012-годы выборов в Государственную Думу и Президента РФ.Поэтому актуальными являются мероприятия, связанные с выборами. Они воспитывают у молодёжи активную жизненную позицию....
Программа элективного курса "Ты и твоё здоровье"
Данный курс расчитан на учащихся 9 классов с целью углубления знаний по курсу "Биология. Человек" и предпрофильной подготовки учащихся...
Классный час. Урок гражданственности "Славное имя твоё - Екатерина"
7 декабря весь православный мир отмечает день святой великомученицы Екатерины. День покровительницы Екатеринодара -Краснодара -особое событие для нашего края. С именем Екатерины тесно связано имя вели...
Конкурс детских инсценировок "Твоё здоровье - в твоих руках".
Конкурс проводится в рамках Всероссийского дня здоровья - 7 апреля. Конкурс можно провести в параллелях, в начальном, среднем, старшем звеньях школы....
Уроклитературы 5 класс
Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....
Классный час "Твоё здоровье- твоё богатство"
Мероприятие, направленное на воспитание ответственного отношения к своему здоровью....